автор: Колмакова Алена Евгеньевна

Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 70 “Солнечный город”

Пальчиковые игры развивающие творческие способности детей дошкольного возраста 

 

 

Сегодня расскажем о действенном, но при этом доступном и увлекательном средстве ― пальчиковых играх.

  

        Пальчиковые игры и упражнения –уникальный способ развития детской речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики способствует развитию речи, пространственного мышления, воображения, внимания, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с мамой и папой.


        Для чего нужны пальчиковые игры с ребенком?

        Дело в том, что рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи ребенка. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальцев достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
        Играя в пальчиковые игры, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисть приобретают хорошую гибкость, ловкость. Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие дошкольника, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Играйте и развивайте пальцы ребенка с раннего возраста, тогда ребенок начнет хорошо разговаривать, быстро и легко учиться, ловко выполнять тонкую работу. 


        Общие рекомендации
      Всегда следует начинать пальчиковые игры с разминки пальцев рук: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения с массажными мячиками или еловыми шишками. Произносить текст пальчиковой игры взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом, так ребёнок лучше усвоит игру. Для некоторых игр можно использовать предметы, например карандаши, прищепки, шишки, бусины, массажные мячики, веревочки, так игра проходит более интересней. 

        Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои движения, его следует обязательно хвалить.

        

       Перед игрой всегда необходимо создавать положительный настрой, игра должна приносить удовольствие вам и ребенку. 

       Играть с ребенком в пальчиковые игры следует систематически по 4-8 минут ежедневно, тогда вы увидите результат. 

    Не старайтесь выучить с ребенком как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»).

        Этапы разучивания игр: 

  • Покажите игру ребенку самостоятельно.
  • Проиграйте игру с ребенком, манипулируя пальцами и рукой ребенка. 
  • Проиграйте с ребенком игру, выполняя движения одновременно и проговаривая текст. 
  • Ребенок самостоятельно проигрывает игру, взрослый произносит текст. 
  • Ребенок самостоятельно прогревает игру и проговаривает текст, взрослый помогает, ели это необходимо. 

        Играть в пальчиковые игры с ребенком необходимо с раннего возраста. 

Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного эмоционального развития. Ребенка необходимо для начало знакомить с потешками, во время которых ребенок пассивен, взрослый сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики. Затем роль ребенка понемногу становится активной: взрослый лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно, без помощи взрослого. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения — все ему подвластно.

        Таким образом, выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка, и подготавливает ребенка к школе. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Пальчиковые игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка.

 

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Взрослый показывает движения на своих пальцах, затем на пальчиках малыша и после даёт возможность повторить их самостоятельно.

Пальчиковая игра «Жук»

Я весенний майский жук

И летаю все вокруг.

Над полянками кружу

И с букашками дружу.

(Ребенок загибает три средних пальца, мизинец и большой палец остаются прямыми. Прямыми пальцами ― усиками жука ребенок шевелит).

 

Пальчиковая игра «Солнце»

Светит солнце ярко-ярко,

Всем ребятам стало жарко.

Веер мы сейчас достанем,

И прохладней сразу станет!

(Кулачки ― солнышко ребенок разжимает и прямыми ладонями-веерами машет у лица).

 

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Игры учат внимательно слушать речь взрослого, понимать её и повторять движения самостоятельно. 

Пальчиковая игра «Бабушкины очки»

Очки у бабушки пропали! 

Внучата, знать, озорничали. 

Бежим скорее их искать,

Чтоб нам же сказку почитать!

(Соединяем большие пальцы рук с остальными и образуем колечко, подносим эти колечки к глазам).

Пальчиковая игра «Зайчик»

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по коленкам)

Зайка морковку себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по ногам)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Зайка путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по ногам)

 

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Игры усложняются, появляются новые фигуры и движения, которые ребёнок выполняет самостоятельно, смотря на движения взрослого и повторяя за ним.

Пальчиковая игра «Зимушка- зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),

Птичек кормом мы кормили, (“корм” всеми пальцами стучим по коленкам)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой

руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на колени, то одной, то другой

стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки, плечи)

Съели суп и спать пошли. (производим движения воображаемой ложкой,

кладем руки под щеку)

 

Пальчиковая игра «Компот»

Мама варит нам компот.

Что она в него кладёт?

Грушу, сливу и малину

И совсем немного тмина.

(На каждый фрукт дети загибают пальчики).

Пару яблок, вишневый сок,

И белый сахарный песок!

(В раскрытую “ковшом” ладонь сыпят сахарный песок, потом всё “помешивают”).

Наш компот уже готов,

Кто раньше всех его допьёт?

(Ребята имитируют движения руками, словно пьют компот).

 

Пальчиковые игры развивающие творческие способности детей дошкольного возраста