автор: Колумбина Дарья Николаевна
Воспитатель
МАДОУ № 11

Никто не забыт, ничего не забыто

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»

(МАДОУ № 11)

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Педагогический проект

Составитель:

Колумбина Дарья Николаевна,

воспитатель средней группы

Полысаево 2025

Составители:

Колумбина Д. Н., воспитатель МАДОУ № 11

 

 

Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» направлен на формирование патриотизма и исторической памяти у подрастающего поколения. Важнейшей целью проекта является знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны, создание у них осознания значимости этого периода в истории нашей страны. Необходимо воспитать у детей уважение к подвигу героев и желание сохранить память о них, что будет способствовать становлению активной гражданской позиции.

Проект могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.

 

Проект «» [Текст] / сост.: Д.Н. Колумбина – Полысаево, 2025. – 35 с.

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………………….. 4
Актуальность  проекта…………………………………………………………. 6
Цели и задачи  проекта…………………………………………………………. 7
План мероприятий……………………………………………………….…..…. 7
Оценка результатов реализации  проекта………………………………….…. 11
Литература………………………………………………………………………. 12
Приложения……………………………………………………………………… 13
Приложение 1 Анкета для родителей ….……………………………………… 13
Приложение 2  Советы родителям «Как рассказать детям о войне»………… 14
Приложение 3 Конспект занятия в средней группе «Помним, гордимся!»….…………………………….……………………………………… 14
Приложение 4  Стихотворения о Великой Отечественной Войне ….….…… 17
Приложение 5  Цикл бесед о ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто»…….. 20

 

Паспорт проекта

Название Никто не забыт, ничто не забыто
Тип проекта Образовательный, информационно-познавательный, творческий
Разработчики проекта Колумбина Дарья Николаевна, воспитатель

Табатчикова Алина Васильевна, воспитатель

Руководитель проекта Хальпукова Наталья Юрьевна, старший воспитатель  
Исполнители  Дети среднего дошкольного возраста

Родители (законные представители)

Воспитатели

Продолжительность проекта Долгосрочный
Сроки реализации проекта Март 2025 – май 2025 
Цели и задачи проекта Цель:

знакомство детей среднего дошкольного возраста с Победой в Великой Отечественной Войне.

Задачи:

–  формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям;

–     способствовать воспитанию у ребенка любви к Родине, интереса к ее героической истории, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, воинам – защитникам Отечества;

– познакомить детей с городами-героями, разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой).

обогащать и развивать словарный запас детей, знакомить с произведениями художественной литературы, живописи;

– привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям

Основные принципы проекта Принцип  доступности                              

Принцип  наглядности 

Принцип демократичности и гуманизма 

Принцип  научности                             

Принцип «от простого к сложному»                   

Этапы реализации проекта 1.  Организационный этап

(март 2025 года)

2. Практический этап

(апрель 2025 года)

3. Заключительный этап

(май  2025 года)

Продукты проекта Лэпбук «80 – летие Великой Победы»;

Презентация центра патриотического воспитания в группе.

Ожидаемые конечные результаты  Для детей: 

сформирован интерес к героической истории нашей Родины, уважение и чувство благодарности к ветеранам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям;

– сформировано понятие детей о войне: страшной, жестокой, разрушительной;

– сформировано представление детей о мужестве, героизме, отваге нашего народа, победившего о ВОВ;

– развита речь через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах, о ВОВ. 

знакомы с произведениями поэтов, писателей на военную тему, узнают названия городов – героев,  военных профессий, род войск, военной техники,  героев ВОВ.

Ресурсное обеспечение
  1. Дидактические пособия: фото, иллюстрации, плакаты, аудио, видео материалы.
  2. Материалы и оборудование для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
  3. Методическая литература, Интернет-ресурсы.

Актуальность проекта

2025 год объявлен в нашей стране Годом защитника Отечества!  В мае этого года исполняется знаменательная дата – 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты.

Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника, значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ. Сложно представить все тягости, сложности, страх того времени. Да, в принципе, и многие родители о Великой Отечественной Войне знают лишь поверхностно.  Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании Дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы    войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.    

 Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена необходимость активации процесса воспитании патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, жизненные ориентиры. Современное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является основой формирования будущего гражданина своей страны. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, в котором немаловажную роль играет влияние семьи и образования.

Проект направлен на сохранение памяти о ключевом событии истории России и мировой истории — Великой Отечественной войне. Этот проект важен для подрастающего поколения, потомков людей, героически сражавшихся за освобождение нашей Родины, как летопись судеб целого народа и знаменательных событий, изменивших ход истории.

Создание проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Цель и задачи проекта

Цель: знакомство детей среднего дошкольного возраста с Победой в Великой Отечественной Войне.

Основные задачи:

–  формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям;

–     способствовать воспитанию у ребенка любви к Родине, интереса к ее героической истории, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, воинам – защитникам Отечества;

– познакомить детей с городами-героями, разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой).

обогащать и развивать словарный запас детей, знакомить с произведениями художественной литературы, живописи;

– привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.

План мероприятий

п/п

Наименование мероприятия Сроки Участники мероприятий Место проведения
I этап. Организационный (март 2025 года)

Цель: создание условий для реализации проекта, подбор информационного, дидактического и методического материала, обогащение РППС

1. Изучение методической литературы,  современных технологий, отбор диагностического материала по вопросам проекта Март 

2025 

Педагоги МАДОУ
2. Выявление первоначальных знаний детей о защитниках Отечества, о войне, о празднике Победы; Март 

2025

Педагоги, 

дети

3. Ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта Март 

2025

Педагоги, родители
4. Составление плана работы Март

2025

Педагоги
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС)                   в группе:

-изготовление наглядного материала;

– подготовка к оформлению центра патриотического воспитания в группе.

В течение реализации проекта Педагоги, родители
6. Разработка дидактических материалов для лэпбука В течение реализации всего проекта Педагоги
7. Анкетирование родителей в рамках реализации проекта Март 

2025

Педагоги, родители
8. Разработка конспектов занятий Март

2025

Педагоги
II этап. Практический (апрель – май 2025)

Цель: ознакомление детей с основными событиями ВОВ, создание лэпбука «80 лет Великой Победы»

1. Ознакомительная беседа                     об основных событиях ВОВ.

Показ видеоролика «Детям о Великой Отечественной Войне».

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

МАДОУ
2. Чтение художественной литературы   Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

3. Просмотр мультфильма «Салют» Ирины Гурвич (1975)

Рисование на тему: «Салют Победы»

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

4. Беседа «Герои ВОВ, дети-герои ВОВ»                              

 Обсуждение на тему «Каким должен быть герой» (качества личности).

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

6. Беседа «Города-герои России».

Д/игра «Собери пазл».

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

7. Беседа «Памятники ВОВ». 

Д/и круги Луллия «Найди тень»

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

8. Беседа «Ордена и медали ВОВ».

Д/игра «Ордена и медали ВОВ» (найди тень).

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети

9. Беседа «Книги и плакаты ВОВ».

Знакомство с поэзией о Великой Отечественной Войне и о Великой Победе, разучивание стихотворений

Апрель 

2025

Педагоги, 

дети,

родители

10. Беседа «Оружие Победы»

Игра-мемори «Оружие Победы»   

Апрель 

2025

Педагоги,

дети

11. Изготовление лэпбука «80 лет Великой Победы».

Прослушивание музыкальных произведений о ВОВ

Апрель – май 

2025

Педагоги, 

дети

12. Подготовка к конкурсу чтецов Май

2025

Педагоги,

дети,

родители

13. Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей по организации мероприятий, посвящённых празднованию 80-летия Победы в ВОВ.

Советы родителям «Как рассказать детям о войне»

Апрель – май

2025

Педагоги,

родители

III этап. Обобщающий (май 2021 года)

Цель: организация и проведение итоговых мероприятий по теме проекта, анализ результатов проекта

1. Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации проекта Май

2025

Педагоги МАДОУ
2. Организация тематической выставки детских работ по ИЗО (рисунки, аппликации, лепка). Май

2025

Педагоги
3. Анализ соответствия оснащенности центра патриотического воспитания оборудованием и пособиями, способствующими ознакомлению детей с Победой в Великой Отечественной Войне Май

2025

Педагоги
4. Конкурс чтецов «9 мая – День Победы». Май

2025

Педагоги
5. Участие в конкурсе центров патриотического воспитания дошкольников среди групп среднего дошкольного возраста Май

2025

Педагоги
6. Представить продукты проекта в форме:

1. Лэпбука «80 лет Великой Победы».

2. Тематической выставки детского творчества по итогам мероприятий.

3. Оформления папки-передвижки «Основные события Великой Отечественной Войны».

Май

2025

Педагоги
7. Аналитический отчет по реализации проекта. Май

2025

Педагоги

 

Оценка  результатов реализации  проекта

№ п/п Критерии Показатели 
1 Уровень знаний детей об основных событиях ВОВ Доля детей, владеющих знаниями                   об основных событиях ВОВ, о героях и детях-героях ВОВ, о полководцах, о городах-героях, об орденах и медалях, о символике ВОВ, о памятниках, музыке и художественной литературе о ВОВ.
2 Уровень развития  коммуникативной активности  детей Доля детей с развитым активным словарным запасом по теме «Великая Победа»

Доля детей, владеющих монологической, диалогической речью

Доля детей, владеющих навыками выразительного рассказывания 

Доля детей, способных взаимодействовать со сверстниками                                     и взрослыми в процессе игровой деятельности

3 Уровень детей, проявляющих познавательный интерес к патриотизму и гражданской позиции Доля детей, обладающих установкой положительного отношения к патриотическому воспитанию

Доля детей с сформированным духовно-нравственным отношением к героизму людей

Доля детей активно участвующих                    в мероприятиях проекта

4 Уровень участия родителей в образовательной деятельности Доля родителей, принявших участие в совместных мероприятиях

   

 

Литература

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
  3. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
  4. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
  5. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
  7. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
  8. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.

Интернет-ресурсы:

  1. Рутуб. Мультфильм «Салют» Ирины Гурвич (1975)
  2. Стихотворения о ВОВ https://page365.ru/detskie-stixi-ko-dnyu-pobedy.html
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2025/03/25/tvorcheskiy-proekt-pedagogicheskogo-kollektiva\

 

Приложения 

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в нашем проекте, посвященном изучению темы «Никто не забыт, ничто не забыто». Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной Войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
  • Да.
  • Нет.
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
  • Праздником Великой Победы.
  • Днем памяти погибших на войне.
  • Дополнительным выходным.
  1. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
  • Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
  • Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
  • Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
  • Нет. Затрудняюсь ответить.
  1. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?

Если да, напишите, кто именно.

_____________________________________________________________

  1. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
  • Да.
  • Нет.
  • Затрудняюсь ответить.
  1. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
  • Конкурс рисунков.
  • Оформление мини-музея, фотовыставки.
  • Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны.

 

Приложение 2

Советы родителям «Как рассказать детям о войне»

Первый способ — говорите об этом с ребенком!

Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.

Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

Седьмой способ — посещение памятных мест.

 

Приложение 3

Конспект

занятия в средней группе 

на тему: «Помним, гордимся!»

 

Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, гордости за свою страну, благодарности и уважения к ветеранам ВОВ.

Задачи: 

– воспитывать у детей чувство гордости за свою страну;

– воспитывать интерес  к героическому прошлому страны и народа;

– развивать любознательность и кругозор детей;

– развивать стремление узнать больше нового, интересного о своей стране;

– формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;

– воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины;

– активизировать словарь детей, обогащать новыми словами.

Материалы и оборудование: экран, мультимедийный  проектор,

колонка, презентации, записи песен о празднике, о войне.

Предварительная работа: 

Беседы, чтение художественных произведений  о ВОВ; рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ; заучивание стихотворений.  

Ход занятия:

Много лет назад, когда еще ваши бабушки и дедушки были детьми, закончилась долгая и страшная война, начинает занятие воспитатель.

Много городов и сел было разрушено. Много людей погибло. Вы что об этом знаете?

Педагог выслушивает ответы детей, обобщает их рассказы.

Предлагает посмотреть презентацию.

1 слайд.

Воспитатель: Уже давно закончилась война,

Она несла лишь горести и беды.

Сегодня отмечает вся страна

Великий, славный праздник- День Победы!

Как много жизней унесла война!

Об этом свято помнят ветераны

И в праздник надевают ордена,

Ведь День Победы – праздник самый главный!         

Звучит песня « Главный праздник» (с видео)

2 слайд.

Воспитатель: Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года,

Стал последней каплей в войне.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Нашим дедам и отцам!

3 слайд.

День Победы- праздник мира,

Праздник счастья и добра.

Тень войны давно исчезла,

Не нужна нам всем она!

День Победы наступает,

Солнце светит в небесах.

Праздник мира отмечает

Дружно целая страна!

4 слайд.

Воспитатель: Подвиг тот во имя мира

Позабыть никак нельзя!

Вспомним стоя всех героев,

С Днем Победы Вас, друзья!

5 слайд. 

Пусть же в этот день победный

Слез не будет на Земле.

Улыбаться будут дети,

Нет тут места злой войне!

6 слайд.

Воспитатель: Чтит великий день Победы

Вся великая страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Дети все их поздравляют

И стихи для них читают!

      Педагог предлагает детям прочитать стихи про День Победы.

              Дети читают стихи про День Победы

7 слайд.

Воспитатель: В каждом городе есть памятник, к которому несут цветы

люди. Это памятник солдатам, погибшим за нас с вами. Мы помним,

мы гордимся!

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

И для тебя, и для меня он сделал все, что мог.

Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!

8 слайд.

Воспитатель: Над могилой в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Здесь солдат погибший спит.

Воспитатель предлагает послушать песню « Вечный огонь»

Звучит песня «Вечный огонь» ( с видео)

9 слайд.

Воспитатель: Не хотим мы больше воевать,

Хотим солнце по утрам встречать.

Живет пусть в мире вся наша страна.

Не нужна нам страшная война!

В этот славный День Победы

В небе голубом  шары.

Благодарны нашим дедам

Отмечаем праздник мы!

В синем небе праздничный салют,

На параде строем все идут.

Поздравляем с праздником всех вас,

Ветераны, вам поклон от нас!

Ведущая: Мы хотим, чтоб птицы пели,

Звонко капали капели,

Были мирными весна, лето, осень и зима!

Чтоб снаряды не взрывались,

Детские мечты сбывались,

Чтобы в мире мы росли

И не знали бы войны!

Звучит песня « День Победы»

         

Педагог  предлагает детям раскраски о Дне Победы.

Приложение 4

Стихотворения о Великой Отечественной Войне

Спасибо Всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.
Спасибо Вам,
Ваш подвиг вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
Героев не забудем, Никогда!

Снаряды не рвутся, не стонет земля,
И танков не будет пробита броня,
Мы в мирное время сегодня живём,
Не прячемся мы под прицельным огнём.

Тот ужас не знаем, но помним всегда,
Какие суровые были года…
Какою ценою в войне победили,
Всегда будем помнить, где мы бы не жили.

Всем низкий поклон, кто тогда воевал,
Кто Родину грудью своей закрывал,
Героям войны свою дань отдаём,
Мы им благодарны за то, что живём.

Весной, весной – в начале мая

Гремят салюты над страной
Мы преклоняемся пред теми –
Кто отдал жизнь за нас с тобой.
Кто каждый день – четыре года
К нам этот праздник приближал –
Взамен – одну победу ждал…
Вот, наконец, она пришла –
Всем мир и радость принесла!
Не все с войны той возвратились,
Иные – обрекли покой
Чтоб в мире жили мы с тобой!

Растаял утренний туман, красуется весна…

Сегодня дедушка Иван начистил ордена.

Мы вместе в парк идем встречать солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят о всех делах страны,

О ранах, что еще болят с далеких дней войны.

Походы вспомнят и бои, окопный неуют,

И песни бравые свои, наверное, споют.

Споют о мужестве друзей, что в землю полегли;

Споют о Родине своей, что от врагов спасли.

Спасли народы разных стран от рабства и огня…

Я рад, что дедушка Иван берет с собой меня.

Это праздник со слезами на глазах,
Это праздник с болью в вашем сердце,
Вы состарившись пришли сегодня на парад,
Каждый год идете, как в последний.
Слезы радости и горя на щеках,
И морщины ваши на руках,
Помнят все они: и детство и любовь,
Первый бой и пролитую кровь.
Дорогие наши ветераны,
Мы поклон вам самый низкий шлем,
Пусть на сердце вашем зарастают раны,
Ну а мы Россию нашу сбережем!

Горевала на крылечке мать,
Вся сухая, словно хворостинка,
От сыночка писем не видать,
Как он там, родимая кровинка?
Может голодно сыночку моему,
Может он замерз или простужен,
Может кто-то рану шьет ему,
Может голос мамы ему нужен?
Что-то писем снова не видать,
Знать забыл наш почтальон тропинку,
Только я сыночка буду ждать,
Мою добрую, родимую кровинку.
Горевала мама на крыльце,
Соловьи ей тихо пели песню,
И жила надежда о бойце,
Только ждать его уж бесполезно…

 «Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Мы родились, когда всё было в прошлом,
Победе нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдаёт слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.
Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черёмуха цвела.

Когда над Русью дождь рыдает
И громы вешние гремят,
Я с болью в сердце вспоминаю
Тех не вернувшихся ребят,
Что жизнь сложили за Отчизну,
За счастье Родины своей,
А сами не узнали жизни,
И не оставили детей…

Они мечтали и любили,
Но, обнимая матерей,
На фронт бесстрашно уходили
На стражу Родины своей.
Как много пало смертью храбрых,
Сколь многих прекратился род!..
Но память подвигов их славных
Хранит священно наш народ.

О, сколько нитей-поколений
Та перерезала война!
О, скольких будущих творений
Лишила Родину она!
Май плачет вешними дождями…
Глухими громами грозя,
Земля напомнит нам слезами,
О том, что забывать нельзя.

И если русским ты родился,
Обязан помнить ту войну,
Чтоб больше враг не покусился
На Русь – родную сторону,
Чтоб богатела, расцветала
ЖИЛА родимая Земля.
Чтоб знать — Победа не пропала,
Отцы погибли не зазря!

Приложение 5

Цикл бесед о Великой Отечественной войне

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.

Задачи:

– закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны;

– воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

Беседа «Великая Отечественная война»

Цель: формирование нравственных ценностей.

Задачи:

– сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.

– расширить знания о защитниках отечества, о функциях армии.

– воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

– формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Ход беседы

Дети рассматривают иллюстрации о ВОВ.

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас, с вами будем беседовать?

– А вы знаете, что такое война?

Педагог: Да, ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это, не идет ни в какое сравнение с тем, какой была война.

Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Педагог: Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники окончили школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

Педагог: Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу, 22 июня 1941 года, в 4.00 утра. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила, огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Педагог: 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн. солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн. человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила, не только Европу, но и весь мир.

– Кто из вас помнит, какого числа наша страна отмечает день победы?

Правильно, 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой – ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Почему она так называется?
  3. Какая страна развязала войну?
  4. Какого числа началась война?
  5. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
  6. Кто встал на защиту Отечества?

«Беседа о героизме»

Цель: воспитание чувства гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Задачи:

– формировать у детей понятие о том, что такое героизм.

– создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества, на основе художественной литературы.

– воспитывать уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину.

Словарная работа: героизм, отвага.

Материал: иллюстрации о Великой Отечественной войне, фотография стелы, ширма «Наши ветераны», песня «Вставай страна огромная».

Ход беседы

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о героизме.

– Что такое героизм?

Педагог: Героизм – это когда человек совершает поступок во имя благородной цели, например, если человек рискуя своей жизнью, спасает людей.

– Скажите, а каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, на глазах у прохожих перебежать дорогу перед машиной, это героизм?

Педагог: Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться. Сегодня мы будем говорить о настоящих героях. Каждый год наша страна отмечает праздник «День победы».

– Кто знает, что это за праздник? Чему он посвящён?

Педагог: Это было давно, когда ваши дедушки и бабушки были молодыми, на нашу страну напали враги, они хотели отнять нашу землю, а людей, которые жили – уничтожить, забрать себе в рабство, чтобы они на них работали. Все люди встали на защиту своей Родины.

Песня «Вставай страна огромная».

Педагог: Это была страшная и жестокая война, взрывались бомбы, разрушались дома, погибали люди. Много героических поступков было совершено во время этой войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети. Они, как и взрослые делали для победы всё, что могли, работали днём и ночью на заводах, делали снаряды для бойцов.

– Какие произведения вы знаете, где описываются героические поступки во время Великой Отечественной войны? («Сестра», «Орлович – Воронович»).

– О ком говорится в рассказе «Орлович-Воронович?»

– Что с ним произошло?

– Можно ли назвать его поступок героическим?

– Почему?

– Ещё вы назвали рассказ «Сестра».

– Как вы думаете это героический поступок выносить раненых с поля боя?

– Почему?

– Так, что же такое героизм? (поступок во имя благородной цели).

Физминутка:

                                                      На одной ноге постой-ка,

                                                      Будто ты солдатик стойкий,

                                                      Ногу правую к груди

                                                      Да смотри не упади.

                                                      А теперь постой на левой

                                                      Если ты солдатик смелый

                                                      Раз-два дружно в ногу

                                                      Три-четыре шире шаг.

Гимнастика для глаз.

Педагог: В нашей группе есть дети, у которых дедушки и прадедушки воевали в те страшные годы. О наших защитниках создана книга, где мы можем узнать всё о наших героях. Мы гордимся ими. Этих всех людей можно назвать героями?

– Почему?

Педагог: Много людей погибло во время войны, как вы думаете зачем люди, воевали не жалея своей жизни? Эти люди воевали за наше счастливое, мирное время. Чтобы нам жилось спокойно, чтобы мы не слышали выстрелов и взрывов. Чтобы дети могли ходить в детский сад и школу, чтобы наши мамы и папы были рядом. Люди помнят героев и называют в честь их города, улицы, возводят памятники.

– Как вы думаете, в нашем городе есть памятник героям?

Педагог: Да есть стела, открытая в честь наших героев. И всегда на праздники «День Победы» или «День защитника Отечества» люди приходят и возлагают цветы. Так они выражают своё признание тем, кто погиб за хорошее дело.

Много в России героев, с такими людьми наша страна обязательно должна была победить.

– О чём мы сегодня говорили?

– Так что же такое героизм?

Педагог: Я думаю, что, когда вы вырастите большими, вы будете хорошими защитниками нашей Родины.

Беседа «Города-герои»

Цель: знакомство детей с городами-героями

Задачи:

– формировать интерес к героическому прошлому своего народа.

– расширить понятие «Родина», «страна», «столица».

– воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе исторических фактов.

Словарная работа: пополнить словарный запас словами: оборона, городиться, сражаться, фашисты, окопы, траншеи, орден, героическая народная война, главнокомандующий.

Ход беседы

Педагог: Сегодня мы с вами продолжим говорить о Великой Отечественной войне и познакомиться с городами-героями.

– Как вы думаете, могут города быть героями? (ответы детей).

– Что значит город-герой? (ответы детей).

Педагог: В годы Великой Отечественной войны не только военные, но и мирные жители городов и даже дети сражались с врагами, напавшими на нашу Родину. После войны такие города были награждены высокой наградой страны – золотой Звездой Героя, и стали носить гордое звание город-герой.

– Какие города-герои вы знаете? (ответы).

– Сегодня о некоторых великих городах – героях наш рассказ.

– Скажите, за что воевали ваши прадеды и другие воины? (ответы детей). – Верно, они сражались за Родину.

– А что такое Родина? (ответы детей).

– Верно, Родина – это наш город Березники, наша страна Россия.

– Это то место, где нам все родное и близкое, где люди говорят на родном нам русском языке.

– Что такое война? (ответы детей).

Педагог: Правильно, летом 22 июня, в 4 часа утра фашистские войска внезапно напали на нашу страну. Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе. Прочитайте, что там написано?

– Верно, «Родина – мать зовет!». Как вы думаете, к чему она всех призывает? – Да, защищать родину. Эта женщина – мать зовет своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии, быть честными, храбрыми бойцами, до последнего вздоха быть преданными своему народу.

Педагог: Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны.

Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Ему удалось овладеть мостами через реку Буг, ворваться в город Брест и вплотную подойти к стенам крепости. Однако попытка гитлеровцев взять крепость с ходу была отбита ее защитниками. Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника.

В конце июня враг предпринял генеральный штурм крепости. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление пехоты и танков позволили фашистам захватить значительную территорию крепости и уничтожить большую часть оборонявшихся.

В это время сопротивление врагу оказывали отдельные группы бойцов, еще удержавших некоторые сооружения крепости, ее глубокие подземелья и переходы. Последние очаги обороны находились в Цитадели и на Кобринском укреплении. Именно здесь были найдены надписи, оставленные защитниками крепости, и свидетельствующие об их героизме и самоотверженной борьбе.

– Как вы думаете, почему им это не удалось?

Педагог: Верно, защитники крепости не сдавались, они истекали кровью, но ни одно полковое знамя не попало фашистам в руки. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни большие потери.

Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Обстрелы и бомбежки крепости продолжались днем и ночью, от огня плавился кирпич. Герои-пограничники сражались до последнего патрона. Крепость была полностью разрушена.

Уже после войны на стене одной из казарм нашли нацарапанную запись «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина! 20 VII 1941 г.».

В ознаменование 20-летия Победы Брестской крепости было присвоено звание «Крепость – герой».

На месте Брестской крепости-героя построен большой мемориал (показ иллюстраций).

Здесь можно увидеть руины крепости и огромные скульптуры – памятники бойцам – пограничникам.

Беседа «Дети войны»


          Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста чувства патриотизма.

Задачи:
– рассказать дошкольникам о детях войны, как они помогали взрослым приближать час победы.
– обогащать лексический запас детей словами разных частей речи. 

– совершенствовать диалогическую речь.
– закреплять умение отвечать на вопросы.

Активизация словаря: Отечество, вероломно, военная техника: воздушная – самолёты, водная – корабли, наземная – танки, обстрелы, оккупация, щели, капитуляция, победа.

Ход беседы

Педагог: Ребята! Давайте послушаем тишину. Что вы слышите? (детский смех, гул проезжающей машины, пение птиц за окном).

Какие это звуки? (мирные звуки).

Педагог: Правильно, ребята, мы слышим мирные звуки. Не слышно звука выстрела, рева танка, но не всегда так было мирно (звучит музыка А. Александрова «Священная война»).

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле – Великая Отечественная. Наступает самый святой праздник нашей страны – день 9 Мая.

– А с кем была война? И что хотел Гитлер?

– Скажите, а почему война – это плохо, это очень страшно? (Потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют)

Педагог: Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Всем, кто видел эту войну… всем тем, кому тогда ещё не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!

Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны»

Педагог: Наше поколение не воевало. Нас еще тогда не было. У нас есть детство. А у тех девчонок и мальчишек, которых застала война в 41-ом году, детство закончилось. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Ради вашего детства они отдали свое – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми, праздниками. Отдали, чтоб земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Детям предназначено жить в мире, оберегаемым взрослыми. Но война на время разрушила этот закон.

Педагог: Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на захваченной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Педагог: Много трудностей и лишений в годы войны выпало на долю детей. Рано они стали взрослыми. Но они не сдались и вместе с взрослыми, как могли, помогали бороться с жестоким врагом.

Подростки работали в цехах заводов сборщиками, обмотчиками, токарями, санитарками в госпиталях, в детских мастерских, созданных при школах и те, кто был мал ростом, стояли на подставленных к станку скамейках. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Они изготавливали ящики для гранат, полевые аптечки, коробки для мин, маскировочные сетки, шили белье для осиротевших детей.

Педагог: Другие ребята после школьных занятий шли в госпитали к раненым – под диктовку писали письма, ухаживали за раненными, устраивали концерты, раздавали приготовленные подарки.

В период летних каникул ребята собирали лечебные травы, ягоды, убирали сено, очищали поле от сорняков, косили траву, ухаживали за домашними животными: курами, кроликами. Ребята постарше работали трактористами.

Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Голод, холод, угроза остаться сиротой постоянно сопровождали их. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. Сотни детей и подростков действовали в партизанских отрядах, совершали диверсии, собирали разведывательные сведения для советских воинских частей, лечили и прятали бойцов, пленных и жителей, бежавших из фашистских лагерей.

«Мальчик из села Поповки» Самуил Маршак

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Педагог: Тяжёлая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. 28 августа 1941 в город пробился последний поезд с хлебом, враги перекрыли все пути. Продовольствия в городе почти не осталось. Ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов. «Голод» – это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети.

Педагог: Но, несмотря на голод, холод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне с взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, собирали цветной металлолом, необходимый для патронов и снарядов, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы.

И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. В 1942 году, несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки, некоторые – в бомбоубежищах.

Во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.

Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, взрывали эшелоны врага.

Педагог: Маленькие герои большой войны. Их было много – обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Эти ребята, еще не достигнув совершеннолетия, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР, об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Война – сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе с взрослыми помочь Родине.

К сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет удалось дожить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.

Педагог: Пусть же наша с вами встреча станет данью памяти всех юных защитников великой битвы.

Звучит метроном (Объявляется минута молчания.)

Педагог: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней.

Педагог:Ребята, сегодня к нам на встречу пришли ветераны войны… Те самые дети военной поры, о которых мы вам рассказали. Давайте поприветствуем их и дадим им слово.

Педагог: Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить. И ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.

Беседа о праздновании Дня Победы в детском саду
«Что бы знали, что бы помнили», «Полководцы ВОВ»

Цель: формирование знаний о героических днях войны

Задачи:

– объяснить детям такие понятия, как «Вечный огонь», «Могила Неизвестного героя». 

– воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны, желание помочь им, сделать что-то полезное и приятное. 

Материал: Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в Великой Отечественной войне, портрет К. Г. Жукова, иллюстрации с изображениями сражений Великой Отечественной войны, здания Рейхстага, над которыми развевается знамя нашей страны; фотографии встреч ветеранов войны. 

Предварительная работа: чтение произведений Л. Кассиля из книг «Твои защитники», «Главное войско», рассматривание иллюстрации и чтение энциклопедии для дошкольников «История».

Ход беседы
Педагог: 9 мая наш народ отмечает один из самых важных и любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы) 
– А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над германскими войсками, над немцами, над фашистами).

Педагог:Да, это была очень страшная и долгая война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ и народы других стран в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ и мужчины и женщины, и дети, и старики поднялись на борьбу: уходили на фронт, работали на заводах, партизанили. Много погибло в той войне, многие имена неизвестны. Во многих городах есть памятники «Неизвестному солдату» 
– А кто знает, что означает «Неизвестного»? (Ответы детей) 

Педагог: Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их имя, фамилию. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть они и в нашем городе. В знак вечной памяти о погибших в больших городах нашей страны возле памятника горит Вечный огонь: и днем и ночью, и в снег и в дождь, напоминая живущим, что никто не забыт, ни что не забыто. Возле памятника лежат живые цветы и венки. 

Педагог: Наша армия победила фашистов. Во главе армии всегда стоят главные командиры – Главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время Великой Отечественной войны одним из самых талантливых командиров был Георгий Константинович Жуков (показать портрет). Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. 

Педагог: В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве, к самому сердцу нашей Родины. Тогда назначили командовать нашими войсками Георгия Константиновича Жукова, и фашисты отступили. 

Педагог: Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (показать иллюстрацию). Солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали наши. И наши победили! А руководил нашей армией вместе с другими генералами Георгий Константинович Жуков. 

Педагог: Очень тяжелое танковое сражение было под городом Курском. Это сражение снова выиграли наши войска, руководил – Жуков. 

Педагог: И самый последний бой с фашистами за город Берлин, столицу Германии, тоже возглавлял Жуков.

Педагог: Наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над главным зданием Берлина – Рейхстагом!(Показать иллюстрацию) 

Педагог: Народ помнит героя – К. Г. Жукова.

(Показать иллюстрацию Памятник маршалу Г. К. Жукову)

Педагог: Как вы думаете, почему Жуков на коне? Ведь в Великой Отечественной войне были танки, артиллерия, авиация. (Предположения детей) 

Педагог: Жуков на Красной площади принимал Парад Победы на коне. И скульптор решил изобразить его на коне, как победителя. 

Педагог: Вот такая тяжелая война была для нашего народа много лет назад. Сейчас очень мало осталось тех, кто воевал в той страшной войне. Они уже очень старенькие, многие из них больные, им очень трудно ходить. Их называют Ветеранами. (Показать иллюстрацию). В день Победы они надевают ордена, военные награды и отправляются на Парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями. 

Педагог: У многих из вас прабабушки и прадедушки то же воевали. Если 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Уступайте место в транспорте, пожилым людям и ветеранам, пусть Ваши родители помогают перейти дорогу, открыть дверь, спустится с подножки троллейбуса. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним о той трудной Победе, благодаря которой, мы сейчас счастливо живем под мирным небом в нашей стране.

Педагог: Идут годы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

  1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?
  2. Расскажите, что вы запомнили о маршале Г.К. Жукове.
  3. Как отмечается День Победы в нашей стране?
  4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

 

Никто не забыт, ничего не забыто

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram