автор: Кондратьева Марина Витальевна
Учитель-логопед
МБДОУ Детский сад № 96 «Аленушка» г. Новосибирск
Логопедические технологии.
МДОУ Детский сад№ 96 «Аленушка»
г. Новосибирск
Современные образовательные технологии в логопедии.
Учитель – логопед
Кондратьева М.В.
Новосибирск – 2021г.
В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В своей логопедической практике я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Технология логопедического обследования
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него нарушений в речевой деятельности.
Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.
Технология коррекции звукопроизношения
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.
- Подготовительный этап.
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
2.1 Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.
2.2 Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)
2.3 Дифференциация звуков.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Используются следующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т.д.
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Логопедический массаж.
Суть этой логопедической технологии — в механическом воздействии на мышцы артикуляционного аппарата, которое помогает вернуть тонус мышцам, участвующим в речи. Логопедический массаж не вызывает болезненных ощущений, благоприятно влияет на нервную систему и мышцы, стимулирует кровообращение, улучшает речевое дыхание.
Освоить технику логопедического массажа мне позволило обучение на курсах повышения квалификации в «Ассоциации творчески работающих педагогов» «Кругозор» по дополнительной образовательной программе «Логопедический массаж».
Здоровьесберегающие технологии.
В коррекционной работе активно используются:
— дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой).
— Биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык), учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
— С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).
— При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.
— Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), крупотерапия, песочная терапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.
Музыкотерапия.
Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:
— улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;
— тонизирует кору головного мозга;
— учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;
— развивает чувство ритма;
— стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;
— избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.
Сказкотерапия
Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:
— создавать комфортную для ребенка атмосферу;
— настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;
— развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание), беседовать (вести диалог);
— работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.
Артикуляционная гимнастика.
Цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:
— развитие объёма словаря;
— формирование структуры значения слова;
— развитие лексической системности и семантичности полей;
— формирование парадигматических и синтагматических связей слов;
— развитие словообразования;
— уточнение грамматического значения слова.
В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия , предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
Технология формирования связной речи.
Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.
Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.
При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
Технология развития фонематического слуха.
Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:
— развитие навыка узнавания неречевых звуков;
— различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов близких по звуковому составу;
-дифференциация фонем;
-дифференциация слогов.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:
— определение порядка звуков в слове;
— выделение отдельных звуков;
— различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
— построение моделей (схем).
В коррекционной работе я активно использую:
— игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
— игры, направленные на развитие слухового внимания;
— игры, направленные на развитие речевого слуха;
— игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука;
— игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов;
— игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Технология формирования слоговой структуры слова.
Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:
- Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
- Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Технология игрового обучения.
В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.
Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольника.
Информационные компьютерные технологии.
Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей:
— повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;
— активизирует познавательную деятельность;
— развивает мышление и творческие способности ребёнка;
— формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В процессе коррекционной работы используются познавательные компьютерные программы, а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.
Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.
В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.
Литература:
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
- Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: пособие. – М.: Астрель, 2010. – 123 с.
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов/ под ред. Т. А. Фотековой. – М.: АРКТИ, 2002.
