автор: Кондратьева Марина Витальевна
Учитель-логопед
МБДОУ Детский сад № 96 «Аленушка» г. Новосибирск

Логопедические технологии.

 

МДОУ Детский сад№ 96 «Аленушка»

г. Новосибирск

Современные образовательные технологии в логопедии.

 

  Учитель – логопед 

Кондратьева М.В.

Новосибирск – 2021г.

В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.

В своей логопедической практике я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

 

Технология логопедического обследования

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него нарушений в речевой деятельности.

Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.

 

Технология коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

  1. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используются следующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т.д.

 

  1. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного  употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Логопедический массаж.

Суть этой логопедической технологии — в механическом воздействии на мышцы артикуляционного аппарата, которое помогает вернуть тонус мышцам, участвующим в речи. Логопедический массаж не вызывает болезненных ощущений, благоприятно влияет на нервную систему и мышцы, стимулирует кровообращение, улучшает речевое дыхание. 

Освоить технику логопедического массажа мне позволило  обучение на курсах повышения квалификации в «Ассоциации творчески работающих педагогов» «Кругозор» по дополнительной образовательной программе «Логопедический массаж».

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционной работе активно используются:

—  дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой).

—   Биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык), учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;

— С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).

— При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

— Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), крупотерапия, песочная терапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

 Музыкотерапия.

Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:

—   улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;

— тонизирует кору головного мозга;

— учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;

— развивает чувство ритма;

—  стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;

—  избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.

 

Сказкотерапия

Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:

—   создавать комфортную для ребенка атмосферу;

—  настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;

—  развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание), беседовать (вести диалог);

—  работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.

Артикуляционная гимнастика.

Цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

— развитие объёма словаря;

— формирование структуры значения слова;

— развитие лексической системности и семантичности полей;

— формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

— развитие словообразования;

— уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия , предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.

Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

— развитие навыка узнавания неречевых звуков;

— различение одинаковых  звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

— определение порядка звуков в слове;

— выделение отдельных звуков;

— различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

— построение моделей (схем).

 

В коррекционной работе я активно использую:

—  игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

—  игры, направленные на развитие слухового внимания;

— игры, направленные на развитие речевого слуха; 

— игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука;  

— игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов;

—  игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:

  1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
  2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Технология игрового обучения.

В процессе коррекционной работы        особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.

Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольника.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных  компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей:

—  повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; 

— активизирует познавательную деятельность;

—  развивает мышление и творческие способности ребёнка;

—  формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы используются познавательные компьютерные программы, а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.

 

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
  5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: пособие. – М.: Астрель, 2010. – 123 с.
  6.   Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов/ под ред. Т. А. Фотековой. – М.: АРКТИ, 2002. 

 

Логопедические технологии.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram