автор: Коноваленко Лилия Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 69 ГО Верхняя Пышма

Игровые приёмы по развитию познавательных процессов у детей старшего возраста на логопедических занятиях

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69»

Игровые приёмы по развитию познавательных 

 процессов у детей старшего возраста 

на логопедических занятиях  

Составитель: Учитель-логопед 

высшей категории

Коноваленко Л.В.

2025 г.

        Речь не развивается обособленно, она связана с другими психическими процессами. Следовательно, отставание в речевом развитии влечёт за собой особенности развития внимания, памяти, трудности в мыслительных процессах. Такие особенности накладывают определённый отпечаток на саму потребность к познанию (наличие внутренних мотивов учеб. деятельности).

Коррекционная работа направлена на преодоление как речевых, так и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Особое значение для успешного преодоления имеющихся нарушений и развития познавательных процессов имеет игровая мотивация коррекционной деятельности. Игра— источник развития и создаёт зону «ближайшего развития», в игре ребёнок всегда выше своего обычного поведения, выше своего возраста.

Игровые приёмы по развитию познавательных процессов используются на разных этапах занятий на различных уровнях словесного состава: на уровне слогов, слов и предложений.

На уровне слогов развивается слухоречевая память и фонематическое восприятие. Слоговые сочетания произносятся разными персонажами занятия с различной интонацией и изменением высоты и силы голоса. 

Например, за  Каркушей  дети повторяют «дразнилки», с Незнайкой поют песенки-слоги, со зверятами разговаривают на их языке.

Фрагмент из занятия по дифференциации звуков С-Ш:

«Решили звуки С,Ш совершить путешествие подошли к Красному замку

 гласных. Давайте их подружим с гласными. Звук С подружился со звуком А, какой слог получился? (СА)»

 Аналогичное задание даётся на составление других слогов.  

 «А сейчас послушайте, как слоги «разговаривают» между собой и повторите за ними:

СА-ША-СА-ША (здороваются),

СО-ШО-СО-ШО (удивляются),

СУ-ШУ-СУ-ШУ (сердятся),

ШИ-СЫ-ШИ-СЫ (мирятся),

ШО-СО-ШО-СО (прощаются).»

На уровне слов диапазон развития познавательных способностей расширяется. Наряду с развитием слухового  и речевого внимания  и памяти развивается зрительное внимание и память,  логическое мышление, фонетический слух. Этому способствуют словесные игры, приёмы по восстановлению слов с переставленными слогами, звуками, угадывание слов по первым и последним звукам и слогам.

Приведу примеры использования данных игр и приёмов на различных логопедических занятиях:

  • «Поймай словечко».

Детям предлагают хлопнуть в ладоши, если они услышат определённое слово.

Например: 

-«Слушайте внимательно и хлопните а ладоши, если слово подушка сказано правильно:

капушка, макушка, подушка, сапушка, подушка.

-Хлопните в ладошки, если услышите слово со звуком Ш:

Самолёт, шапка, лиса, лошадка, мышь.

  • «Звук заблудился».

Детям предлагают внимательно послушать стишки от лица какого-либо персонажа и услышать неправильно произносимое слово, затем сказать, какой звук в слове «заблудился», т.е. произнесён неправильно.

Например:

 На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

 

Закричал охотник: «Ой! Двери (звери)

Гонятся за мной!»

 

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрумкивая пушки (сушки).

 

  • «Зашифрованные слова».

Вариант 1. Детям предлагаются картинки с просьбой расшифровать их названия, заколдованные героем сказки. Логопед зачитывает «непонятное письмо» , в котором звуки и слоги   в словах используются хаотично.

Например:  шинама (машина), шкако (кошка),дилкроко (крокодил)

 

Вариант 2. Наглядный материал не используется. Определяется тема, в рамках которой «запутались» слова, либо угадывание происходит в контексте.

Например: Саша любит граднови. Какой фрукт любит Саша?

 

  • «Цепочка  слов».

Вариант 1. С использованием картинного материала.

Вариант 2. Без картинного материала.

Детям предлагается составить «цепочку слов», в которой каждое следующее слово начинается на последний звук  или  слог предыдущего.

 

  • «Слова   бусинки».

Дети подбирают слова на определённую лексическую тему. При этом следующий ребёнок должен повторить в правильной последовательности уже названные слова.

Развитие  мыслительных процессов  с опорой на символику при звуковом, звуко-буквенном анализе и синтезе, слоговом анализе и синтезе слов происходит на каждом подгрупповом занятии. 

 

Рассмотрим некоторые игровые приёмы:

  • «Собери рассыпанные звуки в слово»

Логопед  говорит и «бросает» отдельные звуки в слова, дети «ловят» звуки в ладошку и «собирают» из них слово. 

Например: С, Л,О,Н —СЛОН.

 

  • «Разбросай слово на звуки»

Дети вместе с логопедом «разбрасывают» слова на отдельные звуки, сопровождая  действием.

 

  • «Звукоежка»

Дети пальцами «идут» по дорожке картинок, выделяя в них первый звук и соединяя в слово.  В конце дорожки делается  движение руками, имитирующее окончание слова ( составили и «съели» его на память).

 

  • «Слогоежка»

Дети пальцами «идут» по столу, по руке (от плеча к подушечкам пальцев каждой руки), проговаривая по слогам название представленной картинки.

 

  • «Определи порядок гласных»

Детям предлагают сопоставить слоговые схемы слов с указанным порядком гласных со словом- названиями картинок.

Например:  А , У                           У , А

                   Арбуз                          Утка

                  Паук                            Пушка

                  Паук                            Рука

                 

Дети чётко проговаривают названия картинок, выделяя голосом гласные звуки.

 

  • «Отгадай слово»

Дети узнают, что лежит в рюкзаке у Буратино, правильно собрав слово из отдельных слогов-шариков.

 

  • «Логопедическое лото»

Логопед предлагает разместить картинки в «слова-домики» в соответствии с местом определённого звука в слове.

 

  • «Дом звуков»

Дети рассматривают звуковые схемы слов на разных «этажах»  Дома Звуков. Затем определяют, какая картинка соответствует звуковой схеме каждого «этажа».   Таким образом, опираясь на картинный материал, находят «жильцов» Дома Звуков.

 

Параллельно ведётся работа по анализу и синтезу предложений.

При этом используются схемы предложений в виде условных обозначений слов. 

Проводится Д/и «Живое предложение», где дети выступают в роли слов предложения. Играя, дети не только анализируют данное предложение, но и изменяют его, «выгоняя» или заменяя одно слово другим.

Например: Петя собирает грибы,

В предложении 3 слова. Заменим третье слово «грибы». 

-Что ещё мог собирать Петя? (Петя собирает ягоды.)

 

ЁЖИК СИДИТ ПОД ПНЁМ.

В предложении 4 слова. Заменим последнее слово. 

— Под чем ещё мог сидеть ёжик? (ЁЖИК СИДИТ ПОД ЕЛЬЮ,)

 

При синтезе предложений из отдельных слов у детей развивается как слуховое внимание, так и логическое мышление. Детей просят составить предложение из набора слов, связанных ситуативной цепочкой («подружить» слова между собой).

Например: ЛИСА, ЗАЯЦ, БЕЖАТЬ, ЗА. (ЛИСА БЕЖИТ ЗА ЗАЙЦЕМ.)

 

Очень интересны детям задания на восстановление деформированного текста. Они способствуют созданию оживлённой и творческой обстановки, развитию слуховой памяти, внимания, мышления. Дети охотно исправляют

смысловые ошибки, намеренно допущенные персонажами занятия.

Например: 

  • Маша  забыла коротенькое слово-предлог, помогите Маше его найти и правильно составить предложение.

МЕДВЕДЬ СПИТ … БЕРЛОГЕ.( В БЕРЛОГЕ)

БАБОЧКА  СИДЕЛА  ИЗ ЦВЕТКА.(НА  ЦВЕТКЕ)»

 

  • «Исправьте  «полезные» советы Домовёнка :

ДЕТИ, ГЛАДЬТЕ БЕЛЬЁ СКОВОРОДКОЙ.

СОЛИТЕ ЛЯГУШЕК В КАДУШКАХ.

БРОСАЙТЕСЬ ПОДУШКАМИ.

Объясните, почему так нельзя делать. Придумайте свои, настоящие полезные советы.»

 

  • «Дайте быстро мне ответ —так бывает или нет?

НАСТУПИЛА ВЕСНА, РАСЦВЕЛИ ПОДСНЕЖНИКИ.

ОСЕНЬЮ ЗАЦВЕЛИ САДЫ.

НА БЕРЁЗЕ РАСПУСТИЛАСЬ ЗЕМЛЯНИКА.

 

Познавательные процессы развиваются и этапе знакомства  с буквой. 

Дети рассматривают букву, вычленяют элементы , из которых  она состоит, сравнивают букву с похожими предметами, с другими буквами. Дети «пишут» букву в воздухе, на ладошке, опираясь на тактильные ощущения, ищут в азбуках, моделируют из буквенного конструктора. Особенно нравятся задания на «превращение»  одной буквы в другую и на поиск «спрятавшихся» букв в какой-либо букве.

Например: «Найдите, какие  буквы «спрятались» в букве В? (З.  Р, С, Ь)»

 

Обязательно проводится работа  с разрезной азбукой таким образом , чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых и прочитанных слогов и слов.

Например, детям предлагают составлять слова:

— из букв в определённой последовательности;

—из перепутанных букв;

— с заменой одной буквы в слове на другую(ГАЛКА—ПАЛКА, ПОЧКА—БОЧКА, БЫКИ—БАКИ).

 

Таким образом, на коррекционно-обучающих логопедических занятиях  наряду с первостепенными задачами обязательно решаются задачи развития познавательных способностей детей, которые создают базу для дальнейшего обучения в школе. 

 

 

Игровые приёмы по развитию познавательных процессов у детей старшего возраста на логопедических занятиях

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram