автор: Коновалова Надежда Анатольевна
учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад № 2 “Алёнушка” комбинированного вида”
Конспект НОД “Автоматизация звука Р в речи”
Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [р] в речи.
Тема: Автоматизация звука [р] в речи.
Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1.Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
- Совершенствовать лексико-грамматические категории.
- Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.
- Образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, проектор, презентация, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия:
- Организационный момент.
– Ира, сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. СЛАЙД 1
- Артикуляционная гимнастика. Но прежде чем идти в цирк, нужно дома навести порядок. Сначала почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в цирк (упражнение «Барабанщик»).
– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.)
– Так на чём мы поедем?
– На автобусе. СЛАЙД 2
– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [р]).
III. Характеристика звука [р].
– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначается квадратом синего цвета, буквой Р.
- Автоматизация звука.
1) в слогах
– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. СЛАЙД 3
– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
пру – 3 бро – 2 pop – 3 рэр – 2
– Молодец!
2) в словах: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
– На арене выступает клоун. СЛАЙД 4. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
– Да.
– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка,
Торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
–Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.
- Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
– Во время представления громко играет цирковой оркестр. СЛАЙД 5
– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
– Молодец! Правильно назвала инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
- Динамическая пауза
– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
VII. Развитие звукового анализа.
– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. СЛАЙД 6
– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].
– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
- Итог занятия.
– Пора возвращаться домой. СЛАЙД 7.
– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
– А какой звук мы брали с собой в цирк? Что понравилось больше всего? За твою работу артисты цирка дарят тебе шоколадку. Спасибо за занятие!