автор: Коновалова Ольга Владимировна
преподаватель
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Санкт-Петербургская детская школа искусств № 3»
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО — КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОМРИСТА
УДК
37.036
Коновалова О.В.
преподаватель,
СПб ГБУ ДО
«Санкт-Петербургская
детская школа искусств № 3»
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО — КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОМРИСТА
Аннотация
Актуальность ансамблевого творчества в классе домры. Увлеченность и интерес к совместной творческой деятельности. Объединение «союзников» в один коллектив, воспитание чувства ответственности, сплоченности и личностных качеств характера.
Ключевые слова
Ансамбль, домра, репертуар, творческий коллектив
Введение
В современном музыкальном образовании, одним из важных и содержательных направлений является ансамблевое исполнительство. Этот вид творчества востребован в формировании, развитии и воспитании творческих способностей детей. Интерес учащихся к совместному творчеству, позволяет эффективно решать узко- технологические задачи совершенствования игровых навыков, развивать целый комплекс музыкальных способностей.
Коллективное творчество всегда было актуальным в классе домры. История возникновения инструмента рассказывает о том, что еще в древности, домра использовалась для совместной игры уличных музыкантов, в сочетании с различными инструментами- балалайками, рожками, гудками, свирелями и т.д. Но с эволюцией, возможности домры, уже как сольного инструмента, постоянно совершенствуются- расширяется диапазон звучания, конструкция современного инструмента позволяет выдавать мощный, концертный звук, открываются новые возможности в исполнении приемов игры, что позволяет наиболее ярко и широко представлять домру в ансамблевом творчестве.
Совместное исполнение вызывает у учащихся живой интерес, что, как известно, является мощным стимулом и мотивацией к работе, способствует активным занятиям в музыкальных классах, уверенности и стабильности в выступлениях. Так, ансамблевое исполнительство в детской музыкальной школе повышает заинтересованность учащихся в обучении, способствует установлению благоприятной психологической атмосферы на занятиях, создает ситуацию успешного концертного исполнения музыкальных произведений. Испытав эмоциональную радость от удачных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве солиста.
Педагогическая организация процесса работы с ансамблем
В настоящее время, невозможно представить себе музыкальные и детские школы искусств, без творческих коллективов – оркестров, ансамблей и хоров. Концерт или праздничное мероприятие всегда украшает музыкальный коллектив, он вносит яркие и незабываемые впечатления как для участников коллектива, так и для зрителей!
В моем классе, в классе домры, всегда существует музыкальный коллектив. Это может быть дуэт домристов или квартет, количество участников ансамбля зависит от моих целей и задач на учебный год. А в настоящее время создан септет домристов! Возраст участников ансамбля от 12 до 14 лет, это 6-8 класс обучения.
Игра в ансамбле объединяет учащихся моего класса, делая их союзниками в решении главной задачи, которая ставит перед собой игра в коллективе– донести до слушателя музыкальное содержание произведения. Совместное творчество приносит ученикам огромную радость от выступлений как на школьных концертах, так и от участия в различных исполнительских конкурсах. И как показывает практика, учащиеся со скромными музыкальными способностями могут реализовать себя в качестве музыканта-исполнителя, участвуя в ансамбле. Тем самым учащийся успешно мотивируется на дальнейшее обучение в школе.
Коллективная игра дает возможность для знакомства с шедеврами музыкальной литературы, диапазон для создания репертуара для ансамбля безграничен. Скрипичный репертуар в переложении для ансамбля домристов, дает возможность ученикам исполнять произведения классических композиторов, писавших в разных стилях и жанрах; народная песня или мелодия, исполняемая домровым составом, дает отклик в юной душе музыканта, а звонкий «голос» домры органично передает русскую народную мелодику; произведения русских классиков обогащают и наполняют духовный мир ребенка.
На занятиях по классу ансамбля, учащиеся совершенствуют свои навыки игры на домре, приобретенные в классе специального инструмента.
Формирование ансамблевой игры
Освоение начальных навыков ансамблевой игры в классе любого инструмента, можно наблюдать уже с первых уроков обучения. С чего начинается ансамблевая игра в классе домриста?.. с музыкального «партнера»! Первым «партнером» в совместной игре, является учитель. Педагог, обогащает простейшие пьески ученика, исполняя мелодию на домре помогает организовать точный метроритм, приучает его слушать себя и красивый звук инструмента. Даже исполняя одну ноту на открытой струне, ребёнок осваивает первоначальные игровые движения, учится понимать, что такое ансамблевая игра — у кого главная партия, а у кого второстепенная; учится одновременно с учителем (партнером) начинать и заканчивать фразы; вместе исполнять динамические оттенки. Материалом для первых пьес могут служить народные мелодии — попевки, детские песенки и считалки. В своей работе, я использую музыкальный материал из сборников «Домра с азов», «Азбука домриста», так же пьесы на открытых струнах из сюиты Сергея Федорова.
Совместное музицирование является идеальным средством для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником, общее «переживание» музыки- наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в старших классах.
Состав ансамбля и подбор участников
Важным фактором в формировании ансамбля является инструментальный состав и подбор участников коллектива.
Существуют ряд вариантов возможных составов ансамблей:
однородные составы состоящие из семейства домр- малая, альт, бас; смешанные составы, где к основным инструментам домровой группы добавляются балалайка, баян или фортепиано, духовые или ударные инструменты; также в классе ансамбля, но уже со старшими учащимися, практикуется унисонная форма музицирования, т.к. унисон является самой сложной формой ансамбля!
Каждому составу присуще свои особенности. В однородном ансамбле, главными чертами являются — тембровое единение, звуковая слитность и своеобразный колорит звучания, единство строя. В смешанных составах – инструменты дополняют друг друга, расширяется диапазон звучания, добавляются яркие звуковые краски, появляются большие возможности для раскрытия музыкальных образов. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими участниками ансамбля, ваша партия не прослушивается как самостоятельная, а «вплетается» в общий контекст мелодии. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен и зрительно и в сценическом отношении.
Комплектация ансамбля зависит от результатов, к которым стремится в конечном итоге преподаватель. Существует два возможных варианта преследуемых целей – взаимодействие более слабых учеников с более сильными или взаимодействие равных по способностям учеников.
Надо учитывать и межличностные отношения участников ансамбля. Знание детской и подростковой психологии, является важным условием для плодотворной работы ансамбля, и будет способствовать созданию здорового климата в коллективе. Педагог в данном случае должен чутко отнестись к индивидуальным особенностям своих учеников и грамотно объединить их для совместной творческой деятельности.
В своей практике, вижу положительные результаты, когда ученики младшего класса или учащиеся не сильно одаренные, работают вместе с более подготовленными учащимися, или со старшеклассниками и в этом, мы оказываем полезное влияние на всех участников коллектива. Более слабые учащиеся осознанно делают попытки развивать свои способности, чтобы не отстать, а подготовленные ребята, чувствуя превосходство над другими участниками ансамбля, и вместе с тем развивают в себе чувство ответственности и берут «шефство» над ними. Это «наставничество», помогает в такие моменты, когда нужна «ритмическая выдержка» в исполнении, когда необходима синхронность во взятии и снятии первых и последних звуков произведения (ауфтакт), а также во время выдерживания ферматы и исполнения мелодии рубато и т.д.
Для детей с одинаково хорошим уровнем подготовки и близких по характеру, игра в ансамбле становится своего рода соревнованием, которое является хорошим стимулом для ответственной и внимательной работы в коллективе. К тому же, это прекрасная школа общения, где дети учатся взаимодействовать друг с другом без конфликтов, учитывая интересы каждого. Совместная игра таких учеников дает возможность для творческих выступлений и участия в различных конкурсах.
Нельзя забывать о правильном распределении партий между участниками, недопустимо занижение или завышение трудностей музыкального материала. При занижении партии — не будет творческого удовлетворения и пользы от занятий, музыканты могут потерять интерес к творческой работе; при завышении — выучивание текста будет слишком долгим и, в конце концов, неосознанно будет плохо исполняться и участники ансамбля, могут не достигнуть конечного результата – раскрытия художественной стороны исполняемой музыки.
И еще одна особенность, которая тоже влияет на результат обучения в целом (концертное выступление), это культура поведения на сцене. Необходимо объяснить ученикам, что полный образ слаженного ансамбля будет достигнут, если, выходя на сцену, они должны красиво вместе поклониться, расположиться с инструментами, быть внимательными ко всем участникам своего ансамбля и так же покинуть зал, что повлияет на общее впечатление от их выступления.
Выбор учебного репертуара
Очень важен выбор учебного репертуара. Педагог должен иметь в виду, что сами по себе задачи, стоящие при ансамблевом исполнении, настолько сложны для детей, что не стоит дополнительно усложнять их текстовыми, интонационными, ритмическими и двигательными трудностями. Принцип выбора первых пьес для начинающих ансамблистов – чем проще, короче и понятней материал ученикам, тем лучше, главное, чтобы музыка была доступна им по содержанию. На этом этапе очень важен успех первого публичного ансамблевого исполнения, пусть это будет в классной или даже домашней обстановке, для родителей и друзей.
Планирование учебной работы и продуманный выбор репертуара, уже для сложившегося коллектива, является главными факторами, способствующими правильной организации на занятиях ансамбля. При составлении индивидуальных планов учеников, педагог должен грамотно подобрать репертуарный список произведений. Нужно стремиться к всестороннему развитию исполнительских данных учащихся, к охвату всех разделов репертуара ансамблевой музыки. В ансамблевый репертуар следует включать произведения разные по содержанию, форме, стилю и фактуре. Учебный материал ансамблевой музыки должен соответствовать индивидуальным особенностям учащихся, уровню их обще музыкального и домрового развития, и возникающим на каждой ступени этого развития новым педагогическим задачам.
При выборе репертуара для ансамбля, прежде всего я руководствуюсь художественной ценностью и степенью исполнения учениками материала, доступностью его как в техническом отношении, так и по содержанию, репертуар должен отвечать логике усвоения материала, должны учитываться индивидуальные особенности учеников, возраст, черты характера детей: артистизм, интеллект, наклонности, душевные качества; музыка, отобранная для обучения, должна быть талантливой! В момент подбора и ознакомления с программой, педагогу следует обращать внимание на реакцию детей -как они слушают музыкальный материал, отвечать на их вопросы и замечания.
Репертуар ансамбля не должен по трудности быть сложнее тех пьес, которые учащиеся учат в классе по специальности, иначе их внимание будет поглощено преодолением технических трудностей и, в конечном счете, будет мешать художественному развитию, игра будет небрежной и неряшливой. Вместе с тем, произведения не должны быть слишком простыми: каждое новое произведение — шаг вперед в музыкальном, художественном и творческом развитии ребенка.
Приведу примеры произведений для однородного состава ансамбля домристов и партии фортепиано: русская народная песня «Тонкая рябина» обработка А.Шалова; русская народная песня «Степь да степь кругом» обработка В.Котельникова; А.Вивальди Концерт для двух мандолин и струнного оркестра; О.Дюран «Чакона»; И.Дунаевский «Лунный вальс», из к/ф «Цирк»; С.Федоров «Румба-шурумба», «Лисий шаг», «Бразильская шутка». Данный репертуар исполнялся участниками ансамбля разных музыкальных способностей, но примерно одного возраста. Хочу отметить, что произведения современных композиторов (А.Цыганков, С.Федоров и т.д.), вызывают большой интерес у музыкантов ансамбля. Им симпатизирует игра необычных ритмов, аккордов, ярких гармоний, исполнение современной музыки вызывает ощущение движения в «ногу со временем».
Работа над произведением
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три позиции, которые в практике очень тесно между собой связаны:
1.Знакомство с произведением, подготовительный период;
2.Разбор текста и работа с техническими трудностями;
3.Работа над воплощением художественного образа.
Выбирая репертуар для учащихся, нужно помнить, что исполняемая музыка должна нравится учащимся, они должны заинтересоваться новыми произведениями. Можно умело преподнести материал, используя цифровые ресурсы и возможности – прослушать уже готовый вариант чужого выступления, собрать историческую справку о произведении и композиторе, самой исполнить ведущую партию.. В этот период, педагог объясняет роль и место каждой партии в произведении – главная, подголосочная, контрапункт или аккомпанирующая, и в чем взаимосвязь партий между собой. Ученикам нужно объяснить, что каждая партия имеет свою роль в создании общего образа произведения, и к исполнению нужно отнестись ответственно в независимость от «музыкальной ценности» партии.
После знакомства с новым произведением несколько уроков уделяется индивидуальной работе с каждым учеником, где подбирается удобная аппликатура, прорабатываются ритмические особенности произведения, закрепляются точные штрихи и динамические оттенки. Этот период работы непродолжителен.
Совместная работа над произведением, должна быть направлена на точное выполнение всех технических трудностей и задач:
— синхронное звучание всех партий;
— единство темпа и ритма;
— баланс между партиями;
— единство динамики и нюансировки;
— согласованность штрихов.
Заключительный этап работы над произведением – создание и воплощение художественного образа. Форма репетиций ансамбля переходит на уровень оттачивания стилевых особенностей партий, подбором выразительных средств исполнения, работа с «эмоциональным» наполнением произведения, умением добиться согласованности и равновесия в звучании всех партий. Путем многократных повторений и отработки отдельных моментов произведения, ансамблисты должны понимать, для чего нужно повторить ту или иную часть произведения и чего хочет добиться педагог, нельзя допускать механического повторения материала. Ясно поставленная цель каждого повторения, делает работу учащихся осмысленной и плодотворной.
Одной из задач педагога при проведении репетиций является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени ансамблистов. Поэтому очень важен темп репетиции: на репетиции всегда должна звучать музыка, учащиеся должны играть как можно большее количество времени, прерываясь лишь для конкретных и чётко сформулированных замечаний педагога.
На протяжении всего процесса работы над музыкальным произведением, участники ансамбля должны знать, для чего вся эта работа была проведена, какой результат они получают от совместной игры — публичные выступления или участие в конкурсных состязаниях.
Публичное выступление
Результатом работы ансамбля является публичное выступление и получение удовольствия от этой работы. Публичному выступлению предшествует череда репетиций, в которых раскрываются личностные качества каждого участника коллектива — воля, внимание, самостоятельность, критичность мышления, умение трудиться, умение достойно выходить из не простых ситуаций.
Для воспитания волевых качеств необходима заинтересованность ученика в своей деятельности. Поэтому участники ансамбля должны получать радость от совместного творчества, ощущать свой вклад в общее дело. На этом этапе работы требуется от исполнителей большая концентрация внимания, так как каждый несет ответственность за свою партию.
Самостоятельность мышления развивается путем оценивания своей работы, нахождения способов устранения ошибок. Часто участники ансамбля без помощи педагога дают друг другу советы в решении той или иной проблемы. Желание достичь хорошего результата способствует регулярности в занятиях на инструменте, выполнению поставленных задач педагогом.
Творческим итогом любого коллективного творчества, как говорилось ранее, является концертное выступление. Это один из самых волнительных моментов, справиться с которым в коллективе гораздо легче. Выступление в ансамбле способствует сглаживанию страха перед сценой. Психологический комфорт, являющийся здоровье сберегающей технологией, очень важен для выступающих. Решающую роль в преодолении или уменьшении волнения играет адаптация к концертной ситуации. Важно предварительно ознакомиться с обстановкой концерта или конкурса.
Преподавателю важно показать свою уверенность в учениках, в успешности их выступления. Если акцентировать внимание на чувстве долга, ответственности, технических проблемах, можно получить обратный эффект – страх и волнение на сцене только усилятся.
Концертное исполнение воспитывает в учащихся артистические качества. Яркость и выразительность исполнения зависит от эмоционального фона участников, их способности к внутренней свободе, от осмысленной, осознанной и увлеченной игры.
Ансамблевая форма исполнения способствует эмоциональному раскрепощению, помогает приобрести домровые навыки. В своей педагогической работе я стараюсь, как можно чаще давать возможность ансамблю, выходить на сцену, участвовать в различных выступлениях — в музыкальных состязаниях (фестивали, конкурсы) , в классных часах, концертах для родителей, для детских садов и социальных центров. Дети с большим желанием относятся к таким мероприятиям, за которые не будут ставить оценку и выступая, чувствуют себя свободней.
Удачные публичные выступления являются хорошим стимулом в работе. Приобретенный опыт публичных выступлений — меняет психологический настрой учащихся, отношение к выступлению. Игра на сцене положительно влияет на развитие всех исполнительских качеств и навыков учащихся.
Заключение
Ансамблевое музицирование в классе домры – это не только одна из лучших форм сотрудничества между педагогом и учениками, которая приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества, но и такая форма деятельности, которая способствует реализации принципов формирующего и развивающего обучения юного домриста. Можно проследить актуальность предмета
«Ансамбль» на протяжении всего обучения в музыкальной школе, начиная с первого этапа обучения игре на домре, когда ансамблевая игра с преподавателем способна «раскрасить» пока малопонятные занятия и заинтересовать, увлечь ребенка в мир звуков. Затем, уже у старших учеников, ансамблевое исполнительство способствует развитию комплекса специфических способностей и является дополнением, с точки зрения, выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Работа в ансамбле дисциплинирует ритмику, учит чтению с листа и быстрому освоению нотного текста, пониманию строения музыкальной фразы, ответственному отношению к средствам выразительности, совершенствует технику домрового исполнения. Еще важнее то, что ансамблевое исполнительство учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению и анализу. Если это искусство в процессе обучения постигается юным музыкантом, то можно надеяться, что он не только успешно освоит специфику игры на домре и повысит свой профессиональный уровень, но и воспитает в себе такие качества характера, как чувство коллектива, ответственности и сплоченности.
Интерес к коллективному творчеству развивается, проходят многочисленные региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы ансамблей, часто в конкурсы включена номинация «учитель-ученик». Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о важности занятий музыкальным ансамблем в учебном процессе детской музыкальной школы и школы искусств.
Литература
- Акимов Ю.Т. Домрист- сборник методических рекомендаций. Москва,1970 г.
2.Гончарова Н. Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. «Феникс». Ростов-на-Дону, 2002
3.Голубовская Н.И.О музыкальном исполнительстве Л.: Музыка, 1985-142 c.
- Олейников Н.Ф. Проблемы и трудности в работе с ансамблем. Свердловск УГК, 1989 г.
5.Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах.
6.Педагогика в афоризмах и изречениях 3-е издание, дополненное и переработанное. Составитель В.В.Чечет. Минск 2013
- Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле.- М. :Музыка, 1986г.
- Самойлова Т. Некоторые методические вопросы работы в классе
фортепианного ансамбля // О мастерстве ансамблиста. — Л., 2006.
- Общеразвивающие и психологические возможности игры [Электронный ресурс] Сообщение/ Платонова Т.Е. — режим доступа: https//infourok.ru свободный. – Загл. с экрана.
10.Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие /Цагарелли Ю.А. – С.-П.: Композитор, 2008г.
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники.-Ленинград: Мир, 1986г.
- Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов. Москва,1983г.
