автор: Коновалова Фаниля Раисовна
Старший методист АУ “Сургутский политехнический колледж”
Реализация дисциплины «Технология профессиональной деятельности» в колледже
Реализация дисциплины
«Технология профессиональной деятельности» в колледже
Коновалова Фаниля Раисовна, старший методист
Основные трудности профессионального самоопределения обучающихся связаны с недостаточным уровнем самопознания, а также со слабой ориентацией в выбираемой профессии: содержанием ее профессиональной деятельности, режимом работы и условиями труда, возможностями профессионального роста, финансированием, требованиями к работнику, а также знанием ее привлекательных и негативных сторон.
Данная учебная дисциплина направлена на знакомство студентов первого курса с профессиями технического профиля, реализуемыми в колледже, оказание помощи студентам в уточнении собственного профессионального выбора и, на его основе, формирование индивидуальной образовательной траектории.
В группах студентов, поступивших на программы направлений Транспорта, Строительства, Металлообработки количество часов выделенных на изучение разделов: «Электро- и теплоэнергетика», «Машиностроение», «Информатика и вычислительная техника» значительно меньше, чем на изучение разделов «Техника и технологии наземного транспорта», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», «Технологии материалов», «Машиностроение», «Техника и технологии строительства». А в группах студентов, поступивших на программы направлений Энергетики, Информатизации, уменьшено количество часов на разделы: «Техника и технологии наземного транспорта», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», «Технологии материалов. Машиностроение», «Техника и технологии строительства».
Изучение дисциплины нацелено на приобретение студентами практических навыков и умений в части анализа профессиональной деятельности, соотнесения собственных предпочтений и возможностей для получения профессионального образования и осуществления профессиональной деятельности.
Значительное место в освоении учебной дисциплины отводится организации учебных занятий по разделам программы путём концентрированного обучения.
Данная учебная дисциплина является компонентом технического профиля, реализуемого колледжем. Освоение дисциплины предполагает посещение теоретических и практических занятий. Теоретическая часть включает в себя изучение мира труда и профессий, их классификацию, описание профессиональной деятельности. На нее по учебному плану отводится 2 часа. На практическое занятие выделено 6 часов. Практико-ориентированная направленность формируемых у обучающихся знаний и умений является важной особенностью технологии профессиональной деятельности как дисциплины. Овладение ими происходит в процессе изготовления конкретных изделий. Поэтому для педагогов очень большое значение имеет выбор объектов труда. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений обучающихся, учитывать их интересы и материальные возможности колледжа.
Так же для обучающихся предусмотрено более углубленное изучение профессии. На данный вид учебной деятельности отводится 6 часов занятий. Обучающиеся дополнительно в течение 6 часов посещают теоретические и практические занятия по своей профессии. На этих занятиях обобщаются знания о профессии и отрасли. Выполняются профессиональные пробы, брифинги по изучаемой профессии.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем или мастером производственного обучения в процессе проведения теоретических и практических занятий, в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение учебной дисциплины, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Формы проведения текущих аттестаций – устный ответ, компьютерное тестирование, практическая работа.
Промежуточная аттестация – зачет, направлена на проверку конкретных результатов и проходит в форме тестовой работы.
Для получения допуска к сдаче зачета студентам необходимо:
- выполнить практическую(ие) работу(ы);
- иметь удовлетворительные оценки текущих аттестаций.
В результате освоения дисциплины у студентов формируются
понятия и представления о профессиональной деятельности и профессиях технического профиля.
Преимуществами организации и проведения учебных занятий по технологии профессиональной деятельности в нынешнем учебном году, является то, что занятия проводились концентрированно, обучающиеся имели возможность в течение двух недель знакомиться со всеми профессиями подразделения. Замысел такого подхода к изучению дисциплины был актуализирован слабой ориентацией у большинства обучающихся в выбираемой профессии, отсутствием мотивации, быстрым забыванием изученного материала, не востребованностью знаний на практике, повышенной утомляемостью в процессе изучения разных предметов, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня. За один учебный день, изучалась только одна дисцплина – это «Технология профессиональной деятельности».
Изучение данной дисциплины включает лекцию, практическое занятие, самостоятельную работу обучающихся, контроль (зачет, взаимопроверку, самоконтроль). Использование этой модели «погружения» снимает необходимость домашней работы. По нашему мнению такая технология обучения себя хорошо зарекомендовала.
Из недостатков отмечу, что те студенты, которые пропустили даже один день, и именно тот день, в который велась «Технология профессиональной деятельности», они пропустили знакомство с целой профессией. С такими студентами педагоги занимаются индивидуально, дают им задания для самостоятельной работы, проводят зачетное занятие.