Конспект подгруппового занятия
Вид занятия: тренировочное.
Автор конспекта: Вольф Ольга Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ №63
Дата проведения занятия: 23.01.2018 г.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФН.
Возраст детей: 6-7 лет.
Тема: «Музыкальные инструменты».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель занятия: Составление описательного рассказа о музыкальных инструментах и автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять умение работать со схемой составления описательного рассказа;
-закреплять умение связно и выразительно рассказывать о музыкальных инструментах без помощи вопросов логопеда;
-закрепить правильное произношение звука Р.
– уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Музыкальные инструменты».
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную моторику;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
-развивать память, мышление, речевую активность.
Коррекционно-воспитательные:
-закреплять познавательный интерес к музыкальным инструментам;
-воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать и оценивать ответы друг друга.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
- Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о музыкальных инструментах.
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Оборудование: объявление, предметные картинки с изображением музыкальных инструментов, схема составления описательного рассказа, карточки к схеме, магнитофон и компьютер, магнитная доска.
Ход занятия
- Создание мотивационного поля.
Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга под музыку.
- Приветствие.
Игра «Здравствуй» под музыку:
Я здороваюсь везде, дома и на улице
Даже здравствуй, говорю, я соседней курице
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, милый мой дружок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
- Введение в игровую ситуацию.
На доске висит объявление, и логопед зачитывает его: «Музыкальная школа объявляет набор учащихся по классу: труба, барабан и аккордеон. Она просит нас прорекламировать каждую специальность. Для того чтобы прорекламировать красиво, что нам необходимо рассказать?». Дети отвечают: «Нужно знать все о музыкальных инструментах и речь должна быть правильная, четкая».
- Актуализация знаний.
- 1. Логопед раскладывает картинки (труба, аккордеон и барабан) и спрашивает: «Какой звук встречается во всех этих словах?» (звук Р). Логопед: «Расскажите, что вы знаете про звук Р?» (звук Р – согласный, твердый).
- Дидактическая игра «Инструменты и исполнители».
Логопед спрашивает: «Как называют человека, который играет на трубе?». Дети: «Трубач». Логопед: «А теперь проговорим полным предложением: Трубач трубит на трубе». Логопед: «Как называют человека, который играет на барабане?». Дети: «Барабанщик» – Барабанщик барабанит на барабане. Логопед: «А как называют человека, который играет на аккордеоне?». Дети: «Аккордеонист» – Аккордеонист играет на аккордеоне. Дети проговаривают предложения и в каждом слове выделяют звук Р.
Динамическая пауза: «Наш оркестр».
Логопед: «Ребята, а если эти инструменты будут играть все вместе, коллективом? Как мы этот коллектив назовем?». Дети: «Оркестр». Логопед: «Мы сейчас с вами изобразим наш оркестр». Дети под музыку играют на музыкальных инструментах (колокольчики и бубны).
III. Открытие детьми нового знания.
Логопед: «Ребята, мы с вами определили, кто играет на инструментах, и теперь мы можем прорекламировать каждый инструмент. Но посмотрите картинки три, а вас много, как мы с вами поступим?» (дети предлагают варианты: рассказать по очереди, разделиться на две команды или группы). Логопед: «Ребята, для того, чтобы составить рассказ о музыкальных инструментах, нам поможет схема». Логопед показывает схему описательного рассказа, разбирает каждый пункт:
-Название инструмента?
-Размер
-Форма
-Цвет
-Из какого материала?
-Детали
-Способ извлечения звука
-Расположение инструмента.
Далее логопед дает правильный образец составления описательного рассказа.
Образец: «Это аккордеон. Он большой по размеру. Форма у аккордеона прямоугольная. Он черного цвета с белыми клавишами. Аккордеон сделан из дерева, металла и кожи. У аккордеона есть кнопки и клавиши. Звук происходит от растягивания и сжимания инструмента. Аккордеонист может играть стоя или сидя держа инструмент перед собой ».
- Самостоятельное применение нового знания на практике.
Дети, разделившись на две группы подходят к магнитной доске и с помощью схемы и карточек собирают последовательность, логическую цепочку описательного рассказа. Далее дети слушают рассказы каждой группы о барабане и трубе.
- Рефлексия.
Логопед: «Ребята, скажите, трудно ли вам было составлять рассказ? Что казалось вам сложным при составлении рассказа? Что вам помогало, когда вы составляли рассказ? Ребята, помогли ли мы музыкальной школе прорекламировать специальность? Пойдут ли к ним заниматься ученики? А на каком из этих инструментах вы бы хотели научиться играть?».
Игра «Юные музыканты».
Логопед: «Вы очень хорошо прорекламировали все музыкальные инструменты и в знак благодарности музыкальная школа вручает вам маленькие дипломы посвящение в юные музыканты». Логопед раздает каждому ребенку дипломы.
Конспект подгруппового занятия
Вид занятия: тренировочное.
Автор конспекта: Вольф Ольга Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ №63
Дата проведения занятия: 23.01.2018 г.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФН.
Возраст детей: 6-7 лет.
Тема: «Музыкальные инструменты».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель занятия: Составление описательного рассказа о музыкальных инструментах и автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять умение работать со схемой составления описательного рассказа;
-закреплять умение связно и выразительно рассказывать о музыкальных инструментах без помощи вопросов логопеда;
-закрепить правильное произношение звука Р.
– уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Музыкальные инструменты».
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную моторику;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
-развивать память, мышление, речевую активность.
Коррекционно-воспитательные:
-закреплять познавательный интерес к музыкальным инструментам;
-воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать и оценивать ответы друг друга.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
- Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о музыкальных инструментах.
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Оборудование: объявление, предметные картинки с изображением музыкальных инструментов, схема составления описательного рассказа, карточки к схеме, магнитофон и компьютер, магнитная доска.
Ход занятия
- Создание мотивационного поля.
Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга под музыку.
- Приветствие.
Игра «Здравствуй» под музыку:
Я здороваюсь везде, дома и на улице
Даже здравствуй, говорю, я соседней курице
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, милый мой дружок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень.
- Введение в игровую ситуацию.
На доске висит объявление, и логопед зачитывает его: «Музыкальная школа объявляет набор учащихся по классу: труба, барабан и аккордеон. Она просит нас прорекламировать каждую специальность. Для того чтобы прорекламировать красиво, что нам необходимо рассказать?». Дети отвечают: «Нужно знать все о музыкальных инструментах и речь должна быть правильная, четкая».
- Актуализация знаний.
- 1. Логопед раскладывает картинки (труба, аккордеон и барабан) и спрашивает: «Какой звук встречается во всех этих словах?» (звук Р). Логопед: «Расскажите, что вы знаете про звук Р?» (звук Р – согласный, твердый).
- Дидактическая игра «Инструменты и исполнители».
Логопед спрашивает: «Как называют человека, который играет на трубе?». Дети: «Трубач». Логопед: «А теперь проговорим полным предложением: Трубач трубит на трубе». Логопед: «Как называют человека, который играет на барабане?». Дети: «Барабанщик» – Барабанщик барабанит на барабане. Логопед: «А как называют человека, который играет на аккордеоне?». Дети: «Аккордеонист» – Аккордеонист играет на аккордеоне. Дети проговаривают предложения и в каждом слове выделяют звук Р.
Динамическая пауза: «Наш оркестр».
Логопед: «Ребята, а если эти инструменты будут играть все вместе, коллективом? Как мы этот коллектив назовем?». Дети: «Оркестр». Логопед: «Мы сейчас с вами изобразим наш оркестр». Дети под музыку играют на музыкальных инструментах (колокольчики и бубны).
III. Открытие детьми нового знания.
Логопед: «Ребята, мы с вами определили, кто играет на инструментах, и теперь мы можем прорекламировать каждый инструмент. Но посмотрите картинки три, а вас много, как мы с вами поступим?» (дети предлагают варианты: рассказать по очереди, разделиться на две команды или группы). Логопед: «Ребята, для того, чтобы составить рассказ о музыкальных инструментах, нам поможет схема». Логопед показывает схему описательного рассказа, разбирает каждый пункт:
-Название инструмента?
-Размер
-Форма
-Цвет
-Из какого материала?
-Детали
-Способ извлечения звука
-Расположение инструмента.
Далее логопед дает правильный образец составления описательного рассказа.
Образец: «Это аккордеон. Он большой по размеру. Форма у аккордеона прямоугольная. Он черного цвета с белыми клавишами. Аккордеон сделан из дерева, металла и кожи. У аккордеона есть кнопки и клавиши. Звук происходит от растягивания и сжимания инструмента. Аккордеонист может играть стоя или сидя держа инструмент перед собой ».
- Самостоятельное применение нового знания на практике.
Дети, разделившись на две группы подходят к магнитной доске и с помощью схемы и карточек собирают последовательность, логическую цепочку описательного рассказа. Далее дети слушают рассказы каждой группы о барабане и трубе.
- Рефлексия.
Логопед: «Ребята, скажите, трудно ли вам было составлять рассказ? Что казалось вам сложным при составлении рассказа? Что вам помогало, когда вы составляли рассказ? Ребята, помогли ли мы музыкальной школе прорекламировать специальность? Пойдут ли к ним заниматься ученики? А на каком из этих инструментах вы бы хотели научиться играть?».
Игра «Юные музыканты».
Логопед: «Вы очень хорошо прорекламировали все музыкальные инструменты и в знак благодарности музыкальная школа вручает вам маленькие дипломы посвящение в юные музыканты». Логопед раздает каждому ребенку дипломы.