Конспект подгруппового занятия

Вид занятия: тренировочное.

Автор конспекта: Вольф Ольга Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ №63

Дата проведения занятия: 23.01.2018 г.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФН.

Возраст детей: 6-7 лет.

Тема: «Музыкальные инструменты».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия: Составление описательного рассказа о музыкальных инструментах и автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять умение работать со схемой составления описательного рассказа;

-закреплять умение связно и выразительно рассказывать о музыкальных инструментах без помощи вопросов логопеда;

-закрепить правильное произношение звука Р.

– уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Музыкальные инструменты».

Коррекционно-развивающие:

-развивать артикуляционную моторику;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

-развивать память, мышление, речевую активность.

Коррекционно-воспитательные:

-закреплять познавательный интерес к музыкальным инструментам;

-воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать и оценивать ответы друг друга.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

  1. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  2. Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
  3. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о музыкальных инструментах.
  4. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Оборудование: объявление, предметные картинки с изображением музыкальных инструментов, схема составления описательного рассказа, карточки к схеме, магнитофон и компьютер, магнитная доска.

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля.

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга под музыку.

  1. Приветствие.

Игра «Здравствуй» под музыку:

Я здороваюсь везде, дома и на улице

Даже здравствуй, говорю, я соседней курице

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, милый мой дружок.

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

  1. Введение в игровую ситуацию.

На доске висит объявление, и логопед зачитывает его: «Музыкальная школа объявляет набор учащихся по классу: труба, барабан и аккордеон. Она просит нас прорекламировать каждую специальность. Для того чтобы прорекламировать красиво, что нам необходимо рассказать?». Дети отвечают: «Нужно знать все о музыкальных инструментах и речь должна быть правильная, четкая».

  1. Актуализация знаний.
  2. 1. Логопед раскладывает картинки (труба, аккордеон и барабан) и спрашивает: «Какой звук встречается во всех этих словах?» (звук Р). Логопед: «Расскажите, что вы знаете про звук Р?» (звук Р – согласный, твердый).
  3. Дидактическая игра «Инструменты и исполнители».

Логопед спрашивает: «Как называют человека, который играет на трубе?». Дети: «Трубач». Логопед: «А теперь проговорим полным предложением: Трубач трубит на трубе». Логопед: «Как называют человека, который играет на барабане?». Дети: «Барабанщик» – Барабанщик барабанит на барабане. Логопед: «А как называют человека, который играет на аккордеоне?». Дети: «Аккордеонист» – Аккордеонист играет на аккордеоне. Дети проговаривают предложения и в каждом слове выделяют звук Р.

Динамическая пауза: «Наш оркестр».

Логопед: «Ребята, а если эти инструменты будут играть все вместе, коллективом? Как мы этот коллектив назовем?». Дети: «Оркестр». Логопед: «Мы сейчас с вами изобразим наш оркестр». Дети под музыку играют на музыкальных инструментах (колокольчики и бубны).

III. Открытие детьми нового знания.

Логопед: «Ребята, мы с вами определили, кто играет на инструментах, и теперь мы можем прорекламировать каждый инструмент. Но посмотрите картинки три, а вас много, как мы с вами поступим?» (дети предлагают варианты: рассказать по очереди, разделиться на две команды или группы).  Логопед: «Ребята, для того, чтобы составить рассказ о музыкальных инструментах, нам поможет схема». Логопед показывает схему описательного рассказа, разбирает каждый пункт:

-Название инструмента?

-Размер

-Форма

-Цвет

-Из какого материала?

-Детали

-Способ извлечения звука

-Расположение инструмента.

Далее логопед дает правильный образец составления описательного рассказа.

Образец: «Это аккордеон. Он большой по размеру. Форма у аккордеона прямоугольная. Он черного цвета с белыми клавишами. Аккордеон сделан из дерева, металла и кожи. У аккордеона есть кнопки и клавиши. Звук происходит от растягивания и сжимания инструмента. Аккордеонист может играть стоя или сидя держа инструмент перед собой ».

  1. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Дети, разделившись на две группы подходят к магнитной доске и с помощью схемы и карточек  собирают последовательность, логическую цепочку описательного рассказа. Далее дети слушают рассказы каждой группы о барабане и трубе.

  1. Рефлексия.

Логопед: «Ребята, скажите, трудно ли вам было составлять рассказ? Что казалось вам сложным при составлении рассказа? Что вам помогало, когда вы составляли рассказ? Ребята, помогли ли мы музыкальной школе прорекламировать специальность? Пойдут ли к ним заниматься ученики? А на каком из этих инструментах вы бы хотели научиться играть?».

Игра «Юные музыканты».

Логопед: «Вы очень хорошо прорекламировали все музыкальные инструменты и в знак благодарности музыкальная школа вручает вам маленькие дипломы посвящение в юные музыканты». Логопед раздает каждому ребенку дипломы.

 

Конспект подгруппового занятия

Вид занятия: тренировочное.

Автор конспекта: Вольф Ольга Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ №63

Дата проведения занятия: 23.01.2018 г.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФН.

Возраст детей: 6-7 лет.

Тема: «Музыкальные инструменты».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия: Составление описательного рассказа о музыкальных инструментах и автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять умение работать со схемой составления описательного рассказа;

-закреплять умение связно и выразительно рассказывать о музыкальных инструментах без помощи вопросов логопеда;

-закрепить правильное произношение звука Р.

– уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Музыкальные инструменты».

Коррекционно-развивающие:

-развивать артикуляционную моторику;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

-развивать память, мышление, речевую активность.

Коррекционно-воспитательные:

-закреплять познавательный интерес к музыкальным инструментам;

-воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать и оценивать ответы друг друга.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

  1. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  2. Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
  3. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о музыкальных инструментах.
  4. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Оборудование: объявление, предметные картинки с изображением музыкальных инструментов, схема составления описательного рассказа, карточки к схеме, магнитофон и компьютер, магнитная доска.

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля.

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга под музыку.

  1. Приветствие.

Игра «Здравствуй» под музыку:

Я здороваюсь везде, дома и на улице

Даже здравствуй, говорю, я соседней курице

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, милый мой дружок.

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

  1. Введение в игровую ситуацию.

На доске висит объявление, и логопед зачитывает его: «Музыкальная школа объявляет набор учащихся по классу: труба, барабан и аккордеон. Она просит нас прорекламировать каждую специальность. Для того чтобы прорекламировать красиво, что нам необходимо рассказать?». Дети отвечают: «Нужно знать все о музыкальных инструментах и речь должна быть правильная, четкая».

  1. Актуализация знаний.
  2. 1. Логопед раскладывает картинки (труба, аккордеон и барабан) и спрашивает: «Какой звук встречается во всех этих словах?» (звук Р). Логопед: «Расскажите, что вы знаете про звук Р?» (звук Р – согласный, твердый).
  3. Дидактическая игра «Инструменты и исполнители».

Логопед спрашивает: «Как называют человека, который играет на трубе?». Дети: «Трубач». Логопед: «А теперь проговорим полным предложением: Трубач трубит на трубе». Логопед: «Как называют человека, который играет на барабане?». Дети: «Барабанщик» – Барабанщик барабанит на барабане. Логопед: «А как называют человека, который играет на аккордеоне?». Дети: «Аккордеонист» – Аккордеонист играет на аккордеоне. Дети проговаривают предложения и в каждом слове выделяют звук Р.

Динамическая пауза: «Наш оркестр».

Логопед: «Ребята, а если эти инструменты будут играть все вместе, коллективом? Как мы этот коллектив назовем?». Дети: «Оркестр». Логопед: «Мы сейчас с вами изобразим наш оркестр». Дети под музыку играют на музыкальных инструментах (колокольчики и бубны).

III. Открытие детьми нового знания.

Логопед: «Ребята, мы с вами определили, кто играет на инструментах, и теперь мы можем прорекламировать каждый инструмент. Но посмотрите картинки три, а вас много, как мы с вами поступим?» (дети предлагают варианты: рассказать по очереди, разделиться на две команды или группы).  Логопед: «Ребята, для того, чтобы составить рассказ о музыкальных инструментах, нам поможет схема». Логопед показывает схему описательного рассказа, разбирает каждый пункт:

-Название инструмента?

-Размер

-Форма

-Цвет

-Из какого материала?

-Детали

-Способ извлечения звука

-Расположение инструмента.

Далее логопед дает правильный образец составления описательного рассказа.

Образец: «Это аккордеон. Он большой по размеру. Форма у аккордеона прямоугольная. Он черного цвета с белыми клавишами. Аккордеон сделан из дерева, металла и кожи. У аккордеона есть кнопки и клавиши. Звук происходит от растягивания и сжимания инструмента. Аккордеонист может играть стоя или сидя держа инструмент перед собой ».

  1. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Дети, разделившись на две группы подходят к магнитной доске и с помощью схемы и карточек  собирают последовательность, логическую цепочку описательного рассказа. Далее дети слушают рассказы каждой группы о барабане и трубе.

  1. Рефлексия.

Логопед: «Ребята, скажите, трудно ли вам было составлять рассказ? Что казалось вам сложным при составлении рассказа? Что вам помогало, когда вы составляли рассказ? Ребята, помогли ли мы музыкальной школе прорекламировать специальность? Пойдут ли к ним заниматься ученики? А на каком из этих инструментах вы бы хотели научиться играть?».

Игра «Юные музыканты».

Логопед: «Вы очень хорошо прорекламировали все музыкальные инструменты и в знак благодарности музыкальная школа вручает вам маленькие дипломы посвящение в юные музыканты». Логопед раздает каждому ребенку дипломы.

 

Конспект занятия по теме: Музыкальные инструменты