автор: Ефименко Татьяна Сергеевна
Педагог-психолог МБОУ “Гимназии “Планеты Детства”
Конспект родительского собрания Во что играют наши дети
Родительское собрание во второй младшей группе
Тема: «Во что играют наши дети»
Цель: создание условий для включения родителей воспитанников в процесс воспитания детей.
Задачи:
- познакомить родителей с определением игры и её функциями;
- привлечь внимание родителей к проблеме психологического влияния современных игрушек на психику детей;
- совместно с родителями составить рекомендации по организации развивающей среды в домашних условиях.
Подготовительный этап
Создание папки «Игра в жизни ребенка».
Подобрать игрушки соответствующие разным категориям (способствующие развитию и игрушки, оказывающие отрицательное психологическое влияние)
Оборудование: карандаши для всех участников, магнитофон, запись Вивальди «Времена года», игрушки различной тематики.
План:
- Упражнение «Хит-парад детских забав»
- Теоретическая часть «Определение игры и её функций»
- Влияние современных игрушек на психику детей.
- Игра «Конвейер игрушек». Музыкальное сопровождение
- Практическая часть. Мозговой штурм «Правила организации игровой деятельности дошкольников»
- Рефлексия
Здравствуйте, Уважаемые родители! Я очень рада сегодня Вас всех видеть! Наше сегодняшнее собрание называется «Во что играют наши дети». И мы с Вами поговорим о роли игры в развитии ребенка, о требованиях к выбору игр и игрушек. Начать я хотела бы с упражнения, которое называется «Хит-парад детских забав». Сейчас, начиная с первого участника, все по очереди должны будут назвать любимую игру или игрушку своего ребенка.
Мы познакомились с игровыми предпочтениями наших детей, а теперь обсудим, что же такое игра и каковы её функции.
Детская игра (по определению советского психолога А. Н. Леонтьева) — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность это учебная, а у нас с Вами трудовая.
Игра несет в себе очень много функций. Как Вы думаете, какие именно это функции? (Ответы родителей…)
- 1. Социокультурная функция. Игра является средством социализации ребенка, т.е в ней происходит усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников.
- Коммуникативная функция, т. е. общение, взаимодействие. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
- Познавательная и развивающая функции. Через игру расширяется кругозор; развиваются все психические процессы (память, внимание, мышление, речь)
- Функция самореализации ребенка. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личность.
- Влияние современных игрушек на психику детей.
Т.о. игра очень важна в жизни дошкольников. А для игры нужны игрушки. И сейчас мы с Вами поговорим о влиянии современных игрушек на психику детей. Мы с воспитателями сделали небольшую подборку «опасных» игрушек.
Первое, касается различных видов оружия. Конечно, игры «в войнушки» были всегда, особенно в послевоенное время, когда мальчики представляли себя храбрыми защитниками. И с одной стороны, в такой игре воспитываются такие качества, как храбрость, выносливость, ловкость. Но современные игрушки, в отличие от деревянных мечей и пистолетов, до мелочей напоминают настоящее оружие, которое может использоваться только по прямому назначению, хоть и понарошку, но убивать. Тогда как те неказистые самодельные пистолеты развивали воображение ребенка, его творческие способности и в другой игре та же самая палка уже могла использоваться по другому назначению.
Сегодняшние фильмы, в которых на каждом шагу льется кровь и гибнут люди, стирают у ребенка грань между вымыслом и реальной действительностью. Поэтому такой ребенок, даже если он не склонен к жестокости, получив в подарок игрушечный автомат, скорее всего в своей игре восстановит сценарий увиденного им боевика. Потому что гибель людей на экране воспринимается им как игра. У психологов есть даже специальный термин — спутанность восприятия, когда ребенок не может адекватно оценить реальность и вымысел.
В ряде стран, таких как Швеция, Греция изготовление и реализация игрушечного оружия запрещены. Одной из причин такого официального запрета стал несчастный случай с детьми, произошедший в Америке. Полицейские приняли игрушечное оружие, нацеленное на них детьми, за настоящее и застрелили детей.
К этой же категории я бы отнесла различные компьютерные стрелялки. Изначально эти игры были разработаны для Американской Армии. Поскольку некоторые солдаты не могли стрелять в живых людей, были разработаны компьютерные тренажеры для отработки навыка убийства человека. Подробнее об этом вы можете почитать в статье, которая размешена в папке по игровой деятельности в родительском уголке.
Так же опасно для детской психики увлечение игрушечными монстрами и киборгами, троллями и проч. В общем, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом “чудовище”. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, не стоит обольщаться. Поскольку игрушка дает детям яркие, запоминающиеся образы, от которых зависит формирование морально-нравственных представлений и картины миры. Какие же чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет, потому что с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием “некрасивый”, добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.
Еще одна опасность монстров в том, что у тех малышей, которых безобразное или страшное притягивает, повреждается инстинкт самосохранения. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.
Такие куклы лучший метод приобщения детей к поклонению культа красоты и потребительских ценностей. Вы когда-нибудь видели уродливую куклу Барби? Было ли у нее хотя бы какое-нибудь мельчайшее несовершенство? Конечно нет! Она излучает женственность и сексуальную привлекательность. Волосы у нее пышные и блестящие. В ней все совершенно: длинные, стройные ноги, пышный бюст. Ее кожа, идеально ровно окрашенная, не имеет изъянов или пятнышек На ее фигуре нет ни капельки жира. Таковы и все ее приятели. Например, замечательный дружок Кен.
Эти идеализированные модели играют роль бомбы замедленного действия, которая установлена так, чтобы взорваться в тот момент, когда девочке-подростку будет лет 13-14, и она впервые вздумает повнимательнее посмотреть на себя в зеркало. Никаких сомнений – она там увидит отнюдь не Барби!
Но больше всего родителей должно беспокоить даже не физическое совершенство и привлекательность этих кукол. Гораздо больший вред могут нанести те игры, на которые они вдохновляют детей. Вместо того чтобы играть с плюшевыми зверюшками, в мяч, с автомобилями, грузовиками и игрушечными лошадками, то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети трех-четырех лет приучаются в наше время предаваться фантазиям и мечтам о жизни, что свойственно не им, а подросткам. Кен и Барби ходят на свидания, учатся танцевать, водят спортивные автомобили, загорают, совершают загородные поездки, обмениваются обещаниями жениться, и у них появляются младенцы. Всё это особенности мира подростков с его акцентом на сексуальные стороны не должны присутствовать в жизни маленьких девочек. Из-за этого как бы смещается, нарушается естественный ход развития детей, так что пика сексуального интереса они достигают, вероятно, на несколько лет раньше, чем это должно происходить. А это может приводить к нежелательным последствиям в их поведении, как в социальном, так и в эмоциональном плане.
Какие именно навыки будут развивать у девочек игра с куклой Барби? Посмотрите, ЧТО играя делает девочка с этой самой Барби.
Она её одевает, раздевает, наряжает, выводит и заводит целый табун разнообразных женихов, которые особо продаются вместе с нарядами для куклы Барби, с домом куклы Барби, интерьером дома куклы Барби и прочее, и прочее и прочее…. Из перечисленного списка можно смело ответить на поставленный вопрос, девочка, играя с куклой Барби, отрабатывает сразу два стереотипа поведения:
Служанка при очень богатой бездельнице.
Сама эта бездельница.
Ни о каких жизненно важных навыках здесь и речи быть не может. Конечно, если человек подаривший куклу Барби своей дочке сам по себе очень богатый – то пожалуйста! Но тут имеется ещё один очень неприятный «подводный камень». Связан он уже непосредственно с тем, что девочка будет при такой игре копировать и дальше эту самую куклу во всём. В том числе и по внешности. Подробнее о влияние игрушек Вы так же можете прочитать в папке. Таким образом, при выборе игрушек задумывайтесь о том, какой смысл несет игрушка в себе.
- Игра «Конвейер игрушек»
Теперь после такой важной информации давайте с Вами немного отдохнем и поиграем в игру под названием «Конвейер игрушек». Скоро Новый год, поэтому давайте представим, что мы с Вами работаем на игрушечной фабрике. Сейчас Мы будем фасовать игрушки для подарков нашим деткам. Я беру игрушку в одну руку, затем перекладываю в другую и передаю следующему участнику, который делает тоже самое – берет левой рукой, перекладывает в правую и передает в левую руку следующего участника. Наша с вами задача запустить как можно больше игрушек. Итак, приступаем.
Понравилась вам игра? Со своими детьми дома вы тоже можете в неё играть, так как она очень нравится детям и способствует развитию внимания, координации и сплочению. Вместо игрушек можно использовать карточки.
- Мозговой штурм «Рекомендации по организации игровой деятельности детей»
Последнее, что мы с вами сделаем – все вместе попытаемся составить список рекомендаций по организации игровой деятельности и игрового уголка детей, выбору игрушек. Сейчас каждый по очереди должен предложить по одной рекомендации. Первой начну я.
- У ребенка должно быть своё место для игр либо комната, либо определенное место.
- Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
- В игровом уголке должен быть порядок, каждая игрушка должна иметь свое место.
- Игровое пространство должно отвечать гигиеническим, педагогическим, эстетическим целям.
- В игровой зоне не должно быть избытка игрушек, при необходимости часть может убираться на время.
- Игрушки должны быть разнообразными.
- Приобретаемые игрушки должны быть безопасными для физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта.
- Приобретать игрушки необходимо в специализированных магазинах.
- Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
- Вновь приобретенные игрушки необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой.
- Игрушки должны обеспечивать психологическую безопастность
- Вызывать проявление жестокости по отношению к животным, взрослым, сверстникам.
- Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам.
- Важно поддерживать игры детей и принимать в них участие.
- Рефлексия. В завершение нашего собрания я бы хотела получить от вас обратную связь. Для этого заполните, пожалуйста, предложенные листы. (раздаются листы рефлексии)
Литература и Интернет ресурсы:
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г.
- Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
- http://www.eruditc.ru/parents/articles/igroteka/igru_dly_malthikov_i_devothek/
- http://rebyonok.ru/article/88.php
- http://www.muslima.lv/?p=8061