автор: Ефименко Татьяна Сергеевна

Педагог-психолог МБОУ “Гимназии “Планеты Детства”

Конспект родительского собрания Во что играют наши дети

Родительское собрание во второй младшей группе

Тема: «Во что играют наши дети»

Цель: создание условий для включения родителей воспитанников в процесс воспитания детей.

Задачи:

  1. познакомить родителей с определением игры и её функциями;
  2. привлечь внимание родителей к проблеме психологического влияния современных игрушек на психику детей;
  3. совместно с родителями составить рекомендации по организации развивающей среды в домашних условиях.

 

Подготовительный этап

Создание папки «Игра в жизни ребенка».

Подобрать игрушки соответствующие разным категориям (способствующие развитию и игрушки, оказывающие отрицательное психологическое влияние)

Оборудование: карандаши для всех участников, магнитофон, запись Вивальди «Времена года», игрушки различной тематики.

 

План:

  1. Упражнение «Хит-парад детских забав»
  2. Теоретическая часть «Определение игры и её функций»
  3. Влияние современных игрушек на психику детей.
  4. Игра «Конвейер игрушек». Музыкальное сопровождение
  5. Практическая часть. Мозговой штурм «Правила организации игровой деятельности дошкольников»
  6. Рефлексия

Здравствуйте, Уважаемые родители! Я очень рада сегодня Вас всех видеть! Наше сегодняшнее собрание называется «Во что играют наши дети». И мы с Вами поговорим о роли игры в развитии ребенка, о требованиях к выбору игр и игрушек. Начать я хотела бы с упражнения, которое называется «Хит-парад детских забав». Сейчас, начиная с первого участника, все по очереди должны будут назвать любимую игру или игрушку своего ребенка.

Мы познакомились с игровыми предпочтениями наших детей, а теперь обсудим, что же такое игра и каковы её функции.

Детская игра (по определению советского психолога А. Н. Леонтьева) — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.   Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность это учебная, а у нас с Вами трудовая.

Игра несет в себе очень много функций. Как Вы думаете, какие именно это функции? (Ответы родителей…)

  1. 1. Социокультурная функция. Игра является средством социализации ребенка, т.е в ней происходит  усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников.
  2. Коммуникативная функция, т. е. общение, взаимодействие. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
  3. Познавательная и развивающая функции. Через игру расширяется кругозор; развиваются все психические процессы (память, внимание, мышление, речь)
  4. Функция самореализации ребенка. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личность.
  5. Влияние современных игрушек на психику детей.

Т.о. игра очень важна в жизни дошкольников. А для игры нужны игрушки. И сейчас мы с Вами поговорим о влиянии современных игрушек на психику детей. Мы с воспитателями сделали небольшую подборку «опасных» игрушек.

Первое, касается различных видов оружия. Конечно, игры «в войнушки» были всегда, особенно в послевоенное время, когда мальчики представляли себя храбрыми защитниками. И с одной стороны, в такой игре воспитываются такие качества, как храбрость, выносливость, ловкость. Но современные игрушки, в отличие от деревянных мечей и пистолетов, до мелочей напоминают настоящее оружие, которое может использоваться только по прямому назначению, хоть и понарошку, но убивать. Тогда как те неказистые самодельные пистолеты развивали воображение ребенка, его творческие способности и в другой игре та же самая палка уже могла использоваться по другому назначению.

Сегодняшние фильмы, в которых на каждом шагу льется кровь и гибнут люди, стирают у ребенка грань между вымыслом и реальной действительностью. Поэтому такой ребенок, даже если он не склонен к жестокости, получив в подарок игрушечный автомат, скорее всего в своей игре восстановит сценарий увиденного им боевика. Потому что гибель людей на экране воспринимается им как игра. У психологов есть даже специальный термин — спутанность восприятия, когда ребенок не может адекватно оценить реальность и вымысел.

В ряде стран, таких как Швеция, Греция изготовление и реализация игрушечного оружия запрещены. Одной из причин такого официального запрета стал несчастный случай с детьми, произошедший в Америке. Полицейские приняли игрушечное оружие, нацеленное на них детьми, за настоящее и застрелили детей.

К этой же категории я бы отнесла различные компьютерные стрелялки. Изначально эти игры были разработаны для Американской Армии. Поскольку некоторые солдаты не могли стрелять в живых людей, были разработаны компьютерные тренажеры для отработки навыка убийства человека. Подробнее об этом вы можете почитать в статье, которая размешена в папке по игровой деятельности в родительском уголке.

Так же опасно для детской психики увлечение игрушечными монстрами и киборгами, троллями и проч. В общем, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом “чудовище”. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, не стоит обольщаться. Поскольку игрушка дает детям яркие, запоминающиеся образы, от которых зависит формирование морально-нравственных представлений и картины миры. Какие же чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет, потому что с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием “некрасивый”, добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

Еще одна опасность монстров в том, что у тех малышей, которых безобразное или страшное притягивает, повреждается инстинкт самосохранения. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.

Такие куклы лучший метод приобщения детей к поклонению культа красоты и потребительских ценностей. Вы когда-нибудь видели уродливую куклу Барби? Было ли у нее хотя бы какое-нибудь мельчайшее несовершенство? Конечно нет! Она излучает женственность и сексуальную привлекательность. Волосы у нее пышные и блестящие. В ней все совершенно: длинные, стройные ноги, пышный бюст. Ее кожа, идеально ровно окрашенная, не имеет изъянов или пятнышек На ее фигуре нет ни капельки жира. Таковы и все ее приятели. Например, замечательный дружок Кен.

Эти идеализированные модели играют роль бомбы замедленного действия, которая установлена так, чтобы взорваться в тот момент, когда девочке-подростку будет лет 13-14, и она впервые вздумает повнимательнее посмотреть на себя в зеркало. Никаких сомнений – она там увидит отнюдь не Барби!

Но больше всего родителей должно беспокоить даже не физическое совершенство и привлекательность этих кукол. Гораздо больший вред могут нанести те игры, на которые они вдохновляют детей. Вместо того чтобы играть с плюшевыми зверюшками, в мяч, с автомобилями, грузовиками и игрушечными лошадками, то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети трех-четырех лет приучаются в наше время предаваться фантазиям и мечтам о жизни, что свойственно не им, а подросткам. Кен и Барби ходят на свидания, учатся танцевать, водят спортивные автомобили, загорают, совершают загородные поездки, обмениваются обещаниями жениться, и у них появляются младенцы. Всё это особенности мира подростков с его акцентом на сексуальные стороны не должны присутствовать в жизни маленьких девочек. Из-за этого как бы смещается, нарушается естественный ход развития детей, так что пика сексуального интереса они достигают, вероятно, на несколько лет раньше, чем это должно происходить. А это может приводить к нежелательным последствиям в их поведении, как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Какие именно навыки будут развивать у девочек игра с куклой Барби? Посмотрите, ЧТО играя делает девочка с этой самой Барби.

Она её одевает, раздевает, наряжает, выводит и заводит целый табун разнообразных женихов, которые особо продаются вместе с нарядами для куклы Барби, с домом куклы Барби, интерьером дома куклы Барби и прочее, и прочее и прочее…. Из перечисленного списка можно смело ответить на поставленный вопрос, девочка, играя с куклой Барби, отрабатывает сразу два стереотипа поведения:

Служанка при очень богатой бездельнице.

Сама эта бездельница.

Ни о каких жизненно важных навыках здесь и речи быть не может. Конечно, если человек подаривший куклу Барби своей дочке сам по себе очень богатый – то пожалуйста! Но тут имеется ещё один очень неприятный «подводный камень». Связан он уже непосредственно с тем, что девочка будет при такой игре копировать и дальше эту самую куклу во всём. В том числе и по внешности. Подробнее о влияние игрушек Вы так же можете прочитать в папке. Таким образом, при выборе игрушек задумывайтесь о том, какой смысл несет игрушка в себе.

 

  1. Игра «Конвейер игрушек»

Теперь после такой важной информации давайте с Вами немного отдохнем и поиграем в игру под названием «Конвейер игрушек». Скоро Новый год, поэтому давайте представим, что мы с Вами работаем на игрушечной фабрике. Сейчас Мы будем фасовать игрушки для подарков нашим деткам. Я беру игрушку в одну руку, затем перекладываю в другую и передаю следующему участнику, который делает тоже самое – берет левой рукой, перекладывает в правую и передает в левую руку следующего участника. Наша с вами задача запустить как можно больше игрушек. Итак, приступаем.

Понравилась вам игра? Со своими детьми дома вы тоже можете в неё играть, так как она очень нравится детям и способствует развитию внимания, координации и сплочению. Вместо игрушек можно использовать карточки.

 

  1. Мозговой штурм «Рекомендации по организации игровой деятельности детей»

Последнее, что мы с вами сделаем – все вместе попытаемся составить список рекомендаций по организации игровой деятельности и игрового уголка детей, выбору игрушек. Сейчас каждый по очереди должен предложить по одной рекомендации. Первой начну я.

  1. У ребенка должно быть своё место для игр  либо комната, либо определенное место.
  2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
  3. В игровом уголке должен быть порядок, каждая игрушка должна иметь свое место.
  4. Игровое пространство должно отвечать гигиеническим, педагогическим, эстетическим целям.
  5. В игровой зоне не должно быть избытка игрушек, при необходимости часть может убираться на время.
  6. Игрушки должны быть разнообразными.
  7. Приобретаемые игрушки должны быть безопасными для физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта.
  8. Приобретать игрушки необходимо в специализированных магазинах.
  9. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
  10. Вновь приобретенные игрушки необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой.
  11. Игрушки должны обеспечивать психологическую безопастность
  12. Вызывать проявление жестокости по отношению к животным, взрослым, сверстникам.
  13. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам.
  14. Важно поддерживать игры детей и принимать в них участие.

 

  1.               Рефлексия. В завершение нашего собрания я бы хотела получить от вас обратную связь. Для этого заполните, пожалуйста, предложенные листы. (раздаются листы рефлексии)

 

Литература и Интернет ресурсы:

 

  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г.
  2. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для  старших дошкольников: практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  3. http://www.eruditc.ru/parents/articles/igroteka/igru_dly_malthikov_i_devothek/
  4. http://rebyonok.ru/article/88.php
  5. http://www.muslima.lv/?p=8061
Конспект родительского собрания Во что играют наши дети