автор: Корж Ирина Александровна
Учитель
ГБОУ Школа №1358
Развитие орфографической зоркости у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
Развитие орфографической зоркости
у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинений, письма, статьи в газету и пр.
Уровень орфографической подготовки учащихся не устраивает ни учителей, ни родителей, ни общество в целом.
Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они, разумеется, взаимосвязаны):
1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;
2) обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах;
3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.
Эти три линии развиваются в начальных классах параллельно, однако третье направление, по мере наложения у учащихся знаний по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики.
Итак, важнейшее орфографическое умение – это способность пишущего обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость. Но, к сожалению, развитие у детей этого умения пока еще остается слабым местом в системе работы учителя. Поэтому становится ясно, с каким вниманием необходимо отнестись к изучению этого вопроса.
Для успешного формирования орфографической зоркости необходимо четко выполнять следующие два основных условия:
- Знание опознавательных признаков орфограммы.
Орфограмма «работает» лишь тогда, когда и учитель, и ученик видят ее. Выделение орфограммы зависит от возраста учащихся, вернее, от уровня их знаний и умений. Так, в начальных классах изучается около 25 типов орфограмм, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе. Во втором же классе дети знакомы лишь с тремя орфограммами, и только к концу второго класса их число достигает 10. в связи с этим в 1-2 классе для развития орфографической зоркости очень важным условием является второе условие.
- Развитие фонематического слуха.
Речевой, или фонематический, слух – это «способность» человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он формируется в дошкольном возрасте, начиная с восприятия речи окружающих, а затем при говорении, при выражении собственной мысли.
В соответствии с вышесказанным, можно порекомендовать следующие упражнения для развития орфографической зоркости в первом – начале второго классах.
I группа упражнений, выполняемых на слух, предполагает обучение прогнозированию орфограмм, то есть их обнаружение:
определение «опасных мест» в произнесённых словах;
фонетико-орфографический разбор (составление звуковой схемы и обозначение «опасных мест»);
печатание отдельных слов с пропуском «опасных мест».
II группа упражнений предполагает тренировку в самоконтроле по ходу и после записи:
нахождение «опасных мест» на страницах учебника;
два вида чтения печатного слова – «как написано» и «как говорим»;
списывание с выполнением ряда задания (подчеркнуть «опасные места», выбрать одну из двух предлагаемых букв – п о/а ля, тра в/ф ка, выделить безударные гласные, подчеркнуть только звонкие согласные, только мягкие согласные и т.д.);
в тексте с заведомо допущенными ошибками найти их и исправить;
выписать (найти) в предложенном тексте слова с изученными орфограммами (на данном этапе это – жи-ши, ча-ща, чу-щу, заглавная буква в начале предложения, в именах, фамилиях и т.д.)
Конечно, с увеличением количества изученных орфограмм появятся новые виды заданий по развитию орфографической зоркости. Важно помнить, что в период обучения грамоте и в дальнейшем необходимо учить школьников прежде всего обнаруживать орфограммы, то есть ставить перед собой орфографические задачи.
Особенности усвоения грамотного письма в первом классе.
Чтобы добиться результатов в формировании прочих навыков грамотного письма необходима постоянная работа в определенной системе.
I этап. Подготовительный — начинается в период обучения грамоте.
II этап. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы).
III этап. Повторение правила — но не механическое. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями.
IV этап. Запоминание непроверенных написаний. Трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит уже необходимо формировать орфографическую зоркость.
