автор: Коробко Светлана Валерьевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ-Ордынская СОШ №2, Новосибирская область
Внеклассная и внеурочная работа как залог успеха развивающего обучения
Внеклассная и внеурочная работа
как залог успеха развивающего обучения.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека, целью данного вида обучения в течение уже нескольких лет является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, что доказывает: всё новое – это хорошо забытое старое.
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и, чаще всего, в стенах школы, а внешкольная – учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план.
Внеклассная и внеурочная работа никогда не были в стороне (во всяком случае, в работе учителей русского языка и литературы), т.к. именно она помогает замечать и развивать индивидуальные способности обучающихся.
Развивающему обучению способствуют и задачи внеклассной и внеурочной работы, поскольку это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся:
-расширение рамок общения в социуме;
-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности практически совпадают с дополнительным образованием, а значит, с внеклассной и внешкольной работой, чем мы и занимаемся с обучающимися в свободное от уроков время. Направлений много, что касается непосредственно наших предметов – это те, что перечислены в первой колонке таблицы, приведённой ниже.
Направления | Виды | Формы |
Духовно-нравственное | Познавательная деятельность | Кружок (по предмету) |
Общеинтеллектуальное | Патриотическое воспитание | Олимпиады разного вида и уровня |
Общекультурное | Общественно-полезная деятельность | Конкурсы разного вида и уровня |
Социальное | Проблемно-ценностное общение | Внеклассные мероприятия |
Социальное творчество | Исследовательская деятельность | |
Игровая деятельность | Творческие работы |
Возможно, для коллег не открою что-то новое, но хочу поделиться своим опытом…
Нравится мне высказывание Коменского «Дети охотно всегда чем-либо занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Многое изменилось со времён Яна Амоса Каменского, но незыблемым осталось желание педагогов способствовать проявлению у детей интереса к познаванию, в нашем случае – это интереса к изучаемому предмету. Здесь неоценимую роль играет кружковая работа.
В 5-6 классах, когда обучающихся увлекает и игровая форма, и соревновательные моменты, выполнение несложного, но обязательно интересного домашнего задания – всё это для них приемлемо. И в средних классах такая форма, как школьный кружок по предмету весьма плодотворна (хорошо, если в учреждении для этого предусмотрены часы).
Например, на уроках русского языка изучаем тему «Заимствованные слова», их сейчас множество, они укоренились в нашем языке, и не знать их – значит не знать современный язык. Уже давно известны и популярны «лайфхак, мерчендайзинг, дедла́йн и прочее… Но после просмотра очередного выпуска программы «Ты супер. Танцы», в которой участвовала наша ученица, на одном из занятий кружка спрашиваю у девочек, увлекающихся хореографией: «Что это за танец? Как вы поняли его смысл?» Танец весьма своеобразный, девочки «выдают» несколько современных направлений, но «не попадают» в название… И мы на занятии кружка узнаём об одном из направлений современного танца – контемпорари, заодно знакомимся с другими заимствованными терминами, а домашнее задание не оставляет равнодушных, ведь выполняя его, ученики знакомятся с названиями современных танцев. Чем не ступенька в развитии личности?..
На внеурочном занятии мЕньшее, нежели на уроке, количество учащихся (на кружок приходят только желающие), раскрепощённость даёт возможность ребятам проявить себя, и закоренелые «троечники» порою показывают бОльшую компетентность. Таким образом, кружковая работа прививает любознательность к предмету и является одной из форм активно-деятельностного способа обучения.
Всевозможные конкурсы и фестивали разного уровня дают ребятам возможность не только принять участие, но и проявить, а кому-то и раскрыть свои творческие способности. Это и ставший традиционным ежегодный межрайонный конкурса чтецов «Чайка», и патриотический областной конкурс «По страницам памяти», и Всероссийская «Живая классика», и многие другие…Подготовиться к этим конкурсам, проявить себя сначала на уровне класса и школы помогают занятия кружка «Художественное чтение», программа которого варьируется в зависимости от возраста учеников.
Для личностного роста также хороши различные дистанционные предметные олимпиады и викторины. В них могут принять участие абсолютно все, даже пишущие контрольные на «2» и «3» участвуют, набирают баллы, получают сертификаты – для них это уровень, стимул, для учителя – возможностей показать им, что может получиться, если постараться.
Камнем преткновения для многих педагогов является подготовка ученика к исследовательской работе, начиная с выбора темы. А тема должна заинтересовать именно обучающегося, а не самого учителя. Поэтому главная, самая важная задача – узнать, что интересно для того или иного начинающего исследователя. Не навязывать тему, а плавно подвести к ней. Либо, зная интересы своих учеников, найти среди них того, которого может заинтересовать тема, предполагаемая учителем…
Если к исследовательской работе (проекту) подходить именно таким образом, учеников-исследователей будет немного, зато если таковые подбираются, процесс доставляет истинное удовольствие и для них, и для наставника – а это не менее важные аспекты, чем результат и защита на конференции. Такие исследования без опасения за плагиат легко можно отправить на публикацию и во Всероссийские, и в Международные сборники.
Весьма показательна для личностного развития внеклассная работа по предмету. Внеклассное мероприятие – это пересечение и тесное слияние внеклассной, урочной и внеурочной деятельности. Предварительная работа, конечно, большая, но в результате участие всех без исключения приоткрывает творческий потенциал каждого. Такие тематическое мероприятия провожу во всех классах, с 5 по 11. Готовимся по разным темам, связываю их с литературным материалом, историческими событиями, культурными и нравственными традициями; варьирую задания в зависимости от возраста и возможностей учеников. К участию можно привлечь и родителей – им будет интересно и себя почувствовать сопричастным, и своего ребёнка увидеть в новом амплуа, ведь внеклассная и внеурочная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.
В качестве примера представлю литературно-музыкальный проект «Эхо войны», в реализации которого могут участвовать ученики разных классов. Стихотворения и музыка подбирается в зависимости от возрастной категории, а глубина исследования поэтического и музыкального творчества авторов зависит как от возраста, так и от уровня подготовки участников проекта, ведь среди них нередко бывают ученики и музыкальной школы, и театральных студий.
Презентация проекта «Эхо войны»
в формате литературно-музыкальной композиции
Видео Минута молчания
Слайд «Война»
Ведущий 1:
22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась, всё ушло в прошлое, поникло перед зловещим словом ВОЙНА.
Слайд – Фотографии Александрова и Лебедева-Кумача
В первый же день той страшной войны поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение “Священная война “, а композитор Александр Васильевич Александров – музыку к ней. Со всех краёв нашей необъятной Родины эшелоны с бойцами красной армии уходили на фронт.
Слайд «Вставай, страна огромная»
(В исполнении ученика звучит стихотворение “Священная война “)
Видеоролик «Священная война»
Слайд – фото Симонова и Серовой
Ведущий 2:
Шёл второй месяц войны… В июле 1941 года 26-летний военный корреспондент Константин Симонов посвятил стихотворение «Жди меня» своей будущей жене, актрисе Валентине Серовой. Но солдаты с фронта между тяжёлыми боями, в минуты тишины, вместе с письмами своим жёнам отправляли переписанное в землянках и окопах, на клочках бумаги это стихотворение, как мольбу, как заклинание, которое помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей!
(Читается стихотворение «Жди меня»)
Слайд – фотографии Юлии Владимировны Друниной, её годы жизни
Ведущий 1:
Юлия Друнина – советская поэтесса, прошедшая Великую Отечественную войну, испытавшая все её тяготы, познавшая боль потери однополчан, друзей, подруг…
Слайд – картинка к стихотворению Ю. Друниной «На носилках, около сарая», ученица читает стихотворение Ю.Друниной.
Слайд «Война»
Ведущий 1:
От Новосибирска до Москвы – 3 тысячи километров, а от Москвы до Берлина в два раза меньше. Если поездом, то около 2-х суток, самолетом всего-то 3 часа. А вот перебежками и по-пластунски 4 года – именно столько длилась война. 19 тысяч убитых ежедневно. 800 человек в час. 13 человек каждую минуту.
Всего 27 миллионов погибших… А сколько жён осталось без мужей, девушек своих без парней, и сколько неродившихся детей – этого уже никто и никогда не сможет сосчитать.
Слайд – Фото Булата Окуджавы
(Звучит стихотворение Булата Шаловича Окуджавы «Ах, война…»)
Ведущий 2:
Булат Шалович Окуджава (9 мая 1924— 12 июня 1997) – поэт-песенник, сочинял стихи, писал музыку к ним и сам их исполнял. Но сегодня мы посмотрим видео с этой песней в другом исполнении, а также увидим отрывки из художественных фильмов о войне
Песня «Ах, война…» и видеоролик – эпизоды из кинофильмов «А зори здесь тихие», «Летят журавли»).
Слайд – Фото Р. Рождественского
Ведущий 1:
И всё-таки были счастливые матери, дождавшиеся с фронта своих сыновей! Об этом в 1972 году написал Роберт Рождественский – советский поэт, переводчик, Лауреат Государственной премии СССР.
(Стихотворение «Баллада о красках» в исполнении ученицы)
Слайд -Оскар Борисович Фельцман
Ведущий 2:
Музыку к этой балладе написал Оскар Борисович Фельцман, советский и российский композитор, народный артист Дагестанской АССР и России.
Видеоролик «Баллада о красках»
Слайд «Я помню. Я горжусь».
Ведущий 1:
Наш современник Александр Павлоградский написал стихотворение, ставшее популярным и отражающее настроение людей, неравнодушных к этому историческому событию, испытывающих гордость и боль за ветеранов этой страшной войны, творцов Великой Победы.
Читается стихотворение Александра Павлоградского «Я помню. Я горжусь».
Слайд «О той весне»
Ведущий 2:
Песня “О той весне” написана в самом начале XXI века, в 2009 году. Автор стихов и музыки – Елена Плотникова. Эта песня словно взгляд из настоящего глазами современных детей на героическое прошлое их прадедов, их тяжёлый путь к победной весне 1945-ого, который начался летом 1941-ого.
Видеоролик «О той весне…»
По окончании презентации ребятам предлагается написать записку «Как/чем звучит для меня эхо войны» (художественные зарисовки также приветствуются) и сложить солдатским письмом-треугольником.
Данный проект рассчитан на учеников старших классов.