автор: Королева Анна Павловна
преподаватель
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №4» городского округа Сызрань

Методическая разработка сценария «открытого» занятия на тему «Что такое музыка? (урок закрепление)» по предмету «Слушание музыки» 1 г.о. ДПОП «Хоровое пение»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Детская школа искусств №4» городского округа Сызрань

Методическая разработка сценария открытого занятия на тему «Что такое музыка? (урок закрепление)» по предмету «Слушание музыки» 1 г.о. ДПОП «Хоровое пение»

Разработал:

преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин

Королева Анна

Павловна

г.Сызрань, 2024 г.

Предмет: слушание музыки.

Дата проведения: 25.10.2024 года.

Класс программы: 1 класс (8 л.о.) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Возраст учащихся: 7-8 лет.

Характеристика учащихся: в группе 10 человек. Все дети мотивированы на обучение, открыты всему новому. 

Тема урока: Что такое музыка? (урок закрепление).

Система обучения: классно-урочная, групповая.

Форма обучения: фронтальная и индивидуально-обособленная.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: лекция, с элементами беседы, музыкальные примеры, наглядный материал.

Цель урока: обобщить полученные знания о средствах музыкальной выразительности. 

Задачи урока:

    1. Методическая: привлечение активных методов обучения как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
  • Образовательные:
  • закрепить знания музыкальной терминологии;
  • повторить средства музыкальной выразительности;
  • уметь применить эти знания на практике разбора музыкальных примеров.
  • Воспитательные:
  • воспитание инициативы и самостоятельности учащихся;
  • воспитание культуры слушателя;
  • воспитание эстетического музыкального и художественного вкусов учащихся.
  • Развивающие:
  • развивать творческое мышление и инициативность учащихся, воображение, фантазию;
  • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • развивать музыкально-эстетический вкус;
  • способствовать расширению культурного кругозора учащихся.

Методы обучения:

  • словесный (беседа);
  • наглядный (демонстрация);
  • практический (слуховой анализ).

Образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения:
  • формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения;
  • сохранение и развитие физического и психического здоровья детей;
  • формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций;
  • решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.
  • Технология проблемного обучения:
  • развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации.
  • Здоровьесберегающая технология обучения:
  • отслеживание эмоционального настроя учеников.

Используемые на уроке технические средства: компьютер, портативные аудиоколонки.

Используемые аудио иллюстрации:

  • различные бытовые звуки; 
  • Русская народная песня «Во поле береза стояла»; 
  • Э.Григ сюита «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»;
  • П.И.Чайковский «Детский альбом» пьеса «Болезнь куклы», «Новая кукла»;
  • Н.А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Средства обучения:

  • Иллюстрации инструментов: фортепиано, труба, скрипка, флейта, трещотка, 
  • Шумовые инструменты: ложки, бубен, барабан, погремушки;
  • Иллюстрация «Музыкальный цветик-семицветик».

Планируемые результаты:

  1. Сформировать понимание о том, что звуки вокруг могут быть разными.
  2. Сформировать осознанное и произвольное построение рассуждений и ответов на вопрос в устной форме.
  3. Зародить интерес и мотивацию к изучению и познанию любых жанров музыки.
  1. Урок

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя о теме урока.
  3. Опрос учащихся. 
  4. Прослушивание музыкального фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», разбор средств музыкальной выразительности. 
  5. Коллективное выполнение задания по пройденным темам. 
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  • Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята! 

Д.: Здравствуйте!

У.: Сегодня  на уроке мы подведем итоги темы «Средства музыкальной выразительности». На прошлых занятиях мы узнали, что звуки бывают музыкальные и не музыкальные, рассуждали, что такое музыка и познакомились со средствами музыкальной выразительности. Музыка настолько необыкновенна, а способы её воплощения так многогранны.

  • Вступительное слово учителя о теме урока.

У.: Сегодняшний урок посвящён одной из важнейших тем, которая играет ключевую роль в нашем обучении. Мы погрузимся в мир музыки.

Эта тема особенно актуальна, она помогает нам разобраться в том, как устроена музыка.

В ходе урока мы вспомним различные средства выразительности. Мы будем использовать музыкальные примеры, чтобы максимально полно раскрыть тему и сделать наш урок полезным и интересным.

Давайте начнём наш урок!

  • Опрос учащихся.

У.: Музыка – это искусство звуков, но не простых звуков, а музыкальных. А какие вы звуки слышите в повседневной жизни?

Д.: Пение птиц, звонок на урок, шум дождя, ветер, шум пылесоса или чайника.

У.: Действительно, нас окружают разные звуки. На какие звуки мы можем их разделить? 

Д.: Мы можем разделить их на музыкальные и немузыкальные звуки.

У.: Что такое музыкальные звуки?

Д.: Музыкальные звуки – это те, которые мы можем спеть голосом или исполнить на музыкальном инструменте.  

У.: Правильно, а что мы можем отнести к немузыкальным звукам?

Д.: К немузыкальным звукам относятся шумовые, например, шелест ветра, шум дождя, звук капели, щебетание птиц, постукивание по столу, шуршание бумаги, шум пылесоса. Эти такие звуки, которые нельзя пропеть голосом или сыграть на музыкальном инструменте.

У.: Совершенно верно. Мы можем сказать, какие они по высоте или по характеру. Скажите, пожалуйста, какое по характеру чириканье воробья? 

Д.: Веселое, высокое, звонкое. 

 У.: А мы можем точно воспроизвести такое чириканье?

Д.: Нет.

У.: Верно, не можем. Значит это – немузыкальный, а шумовой звук. На занятиях мы чаще всего говорим о музыкальных звуках – эти звуки вы поете или слышите. Немузыкальные звуки вам тоже встречаются на занятиях, они живут в шумовых музыкальных инструментах: погремушках, ложках, бубне, барабане (демонстрируется инструмент). Сейчас я буду показывать иллюстрации, где изображены  разные инструменты, а вы скажите, какие из них издают музыкальные звуки, а какие – немузыкальные, то есть шумовые. 

У.: (Демонстрация иллюстрации «Фортепиано») Что за инструмент вы видите на картинке?

Д.: Фортепиано и он музыкальный.

У.: (Демонстрация иллюстрации «Барабан») А этот?

Д.: Это барабан и он немузыкальный, а шумовой.

У.: (Демонстрация иллюстрации «Труба») Что вы видите здесь?

Д.: Это труба, музыкальный инструмент.

У.: (Демонстрация иллюстрации «Трещотки») А здесь?

Д.: Трещотки – это немузыкальный инструмент.

У.: (Демонстрация иллюстрации «Флейта», «Скрипка») И последние?

Д.: Флейта и скрипка относятся к музыкальным инструментам.

У.: Всё верно. Давайте прослушаем несколько различных аудио фрагментов и определим, к каким звукам они относятся. (Звучат различные бытовые звуки: шум пылесоса, чайника, открывание/закрывание двери и т.д.) 

(Дети отгадывают)

У.: У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Ребята, подскажите, какие вы знаете выразительные средства живописи 

Д.: Цвет и композиция. 

У.: А какие выразительные средства в поэзии? 

Д.: Поэтическое слово, рифма.

У.: Правильно, поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это важнейшее выразительное средство его искусства, искусства поэзии. А что является основой танцевального искусства? 

Д.: Танец, пластика, движение.

У.: Верно. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Вспомним, что при изучении этих средств мы собирали с вами «музыкальный цветик-семицветик». А сейчас я буду загадывать вам загадки:

Чтобы музыку понимать, нужно средства выразительности знать,

Цветочек поможет их изучить и знанья эти нам что…? 

Д.: Закрепить.

У.: Хорошо. Спросите у любого, что в музыке основа?

                                  Задал вопрос Володе я? Ответит он…. 

Д.: Мелодия! 

У.: Правильно, мелодия.  Это основа любого музыкального произведения, как сказал Петр Ильич Чайковский, мелодия – мысль и душа музыкального произведения. Увидим её в сердцевине нашего цветка. (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик») 

Д.: Мелодия – это то, что можно спеть или сыграть. 

У.: Ребята, а какой может быть мелодия?

Д.: Мелодия может быть разной: плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

У.: Правильно. Давайте прослушаем музыкальный фрагмент и ответим на вопрос, какую мелодию мы слышим (играет русская народная песня «Во поле береза стояла»).

Д.: Мелодия плавная и грустная.

У.: Верно. Следующая загадка: То потише, то погромче пела песню мама дочке

                                                      Про гиппопотамика. Такая вот ….. 

Д.: Динамика.

У.: Верно. (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик»). Динамика – это сила звука. От тихого звучания к яркому, насыщенному и наоборот. А какие обозначения динамических оттенков знаете вы?

Д.: f (форте) – громко, – тихо, ff (фортиссимо) – очень громко, pp (пианиссимо) – очень тихо, mf (меццо форте) – не очень громко, mp (меццо пиано) – не очень тихо. А также ещё крещендо – усиление звука и диминуэндо – затихание звука. 

У.: Правильно. Прослушаем музыкальный фрагмент и ответим на вопрос, какие динамические оттенки слышим (Э.Григ сюита «Пер Гюнт» пьеса «В пещере горного короля»).

Д.: Сначала мелодия звучит p (пиано), затем крещендо (усиление звука) и переходит в f (форте).

У.: Отлично. Идём дальше. Он быстрый и умеренный, бывает также медленный

                                                И похож на слово степ. Догадались? Это  ….. 

Д.: Темп. 

У.: Темп это скорость исполнения музыкального произведения. (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик»). Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Что вы можете сказать о темпе композиции «В пещере горного короля»?

Д.: Он разный, в начале медленный, постепенно набирает скорость и в конце совсем быстро.

У.: Верно, молодцы. Перейдем дальше. Он и есть окраска звука, без него была бы мука

                                                                     Голоса различных птиц, инструментов иль певиц,

                                                         Например, коров от зебр отличить поможет …. 

Д.: Тембр.

У.: Тембрэто окраска звука инструмента или голоса. (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик»). Благодаря тембру, т.е. голосу, мы с вами никогда не перепутаем звучание гитары с фортепиано или скрипкой, балалайки и гармошки. У каждого инструмента свой голос, так же как и у человека. Давайте проведём с вами такой эксперимент: закройте  все глаза, кого трону за плечо, тот громко скажет фразу «Музыкальный цветик-семицветик», а вы, слыша только голос, назовите имя говорившего. Ну что, попробуем? 

Д.: Да!

(Играют)

У.: Итак, ребята, кто мне скажет, почему вы так точно назвали всех, кто говорил «Музыкальный цветик-семицветик»? 

Д.: Потому что у всех разный голос.

У.: Правильно, вы узнавали своих одноклассников благодаря тембру их голоса. Разгадываем следующую загадку. Вот с чего хочу начать, его можно простучать,

                                     А прохлопать веселей чередование долей,

                         Вам понятен алгоритм?  Догадались, это ….

Д.: Ритм.

У.: Верно! Всё в мире имеет свой ритм. У сердца – сердечный ритм; у суток – утро, день, вечер и ночь; смена времён года – ритм планеты.  Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Благодаря ритму мы отличаем вальс от марша, мазурку от польки.  Ритм в музыке – это то, что можно простучать или прохлопать. (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик»). Ребята, давайте исполним с вами фрагмент русской народной песни «Калинка моя», а ритм этой песни простучим на ложках, бубнах и других шумовых инструментах.

(Выполняют упражнение)

У.: Следующая загадка:  Эта ноты высота

                                           Относительно проста.

                                           И не нужно быть магистром,

                                          Чтоб определить…

Д.: Регистр.

У.: Правильно угадали. (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик»). Регистр – это высота звучания голоса, инструмента. Какие регистры вы знаете? 

Д.: Низкий, высокий, средний.  

У.: Кто нам покажет низкий регистр? Средний? Высокий?

(Дети показывают)

У.: Представьте, что вам нужно написать музыку под названием «Песня жаворонка». В каком регистре вы станете писать? 

Д.: В высоком. 

У.: А рисуя музыкальный образ слона, какой регистр нужно использовать? 

Д.: Низкий.

У.: Следующая загадка. Он мажорный и минорный, то печальный, то задорный,

                                          Знает стар его и млад, называется он ….. 

Д.: Лад.

У.: Итак, как же понять, что такое лад? Кто объяснит? (Показ иллюстрации «Музыкальный цветик-семицветик»).

Д.: Лад – это настроение в музыке.

У.: А какие в  музыке существуют два контрастных лада?  

Д.: Мажор и минор.

У.: В чём их различие?

Д.: Мажорная музыка светлая, радостная, а минорная – задумчивая, печальная. 

У.: Прослушаем две фортепианные пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Скажем в чём их различие? В каком ладу написана первая пьеса, а в каком вторая? Какие картины рисует вам музыка? (Звучат пьесы)

Д.: Различие в ладу. Первая пьеса написана в миноре, а вторая в мажоре. «Болезнь куклы» – девочка переживает, музыка как будто вздыхает; «Новая кукла» – радостная музыка, девочка очень счастлива при виде новой куклы.

У.: Очень интересно, молодцы! 

  • Прослушивание музыкального фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», разбор средств музыкальной выразительности. 

У.: Давайте прослушаем произведение Н.А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Это необыкновенное произведение. Можете прикрыть глаза, и не просто услышать, но и увидеть полёт шмеля. Как точно великий композитор изобразил в музыкальных звуках образ этого маленького насекомого. Вслушайтесь! (Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова).

У.: Как вы считаете, какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор, создавая данное произведение?

Д.: Мелодия всё время куда-то бежит, она энергичная, волнообразная, с сильными акцентами, создается впечатление назойливого жужжания.

У.: Хорошо, а какие регистры задействованы?

Д.:  Высокий, средний и иногда в низкий.

У.: А темп?  

Д.: Быстрый.

У.: Динамика?

Д.: Динамикой резко меняется, чаще – f (громко),  иногда – mf (не слишком громко) и p (тихо), включая крещендо  <  (усиление звука) и диминуэндо  > (затихание).

У.: Какой лад?

Д.: Лад минорный.

  • Коллективное выполнение задания по пройденным темам.

У.: Теперь, зная основные средства музыкальной выразительности, каждый из вас может представить себя композитором и попробовать написать музыку. Представим, что вам нужно пьесу «Полёт бабы Яги». Какой бы она была?

Д.: Она была бы в быстром темпе; динамика будет меняться: то p, то f; регистр – средний, иногда низкий, особенно, когда ступа поднимается в небо; лад – минор; мелодия – то поступенно вверх, то поступенно вниз, стремительная, как самолёт.  

  • Подведение итогов урока.

У.: Средства музыкальной выразительности – способ создания произведения и самовыражение в нем. Самые простые элементы:

  • мелодия – основа музыки;
  • ритм – чередование звуков;
  • динамика – сила звучания; 
  • лад – настроение; 
  • регистр – высота звучания;
  • тембр – окраска голоса;
  • темп – скорость исполнения произведения.

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка. 

Спасибо за урок. 

  1. Домашнее задание.

Нарисовать и разукрасить «Музыкальный цветик-семицветик».

Методическая разработка сценария «открытого» занятия на тему «Что такое музыка? (урок закрепление)» по предмету «Слушание музыки» 1 г.о. ДПОП «Хоровое пение»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram