автор: Короткова Елена Павловна
Социальный педагог МКОУ СОШ №1 ст.Курская Курского района Ставропольского края
статья: «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия в современных условиях»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия в современных условиях»
Подготовила:
Социальный педагог
Короткова Е.П.
Ст.Курская
2017
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Семья – ячейка школьного коллектива.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов.
Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод:
1.Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
2.Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательное развивающее, формирующее, охранное –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.
В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье.
В данных ситуациях нужно научиться избегать советов.
В функции школы входит информирование, поддержка обучающихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.
Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.
Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания рационально организованный быт, режим жизни в семье.
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов: -индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение классных и общешкольных родительских собраний.
В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан и функционирует Управляющий Совет школы, функционируют родительские комитеты, совет школы. Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса, Родительские комитеты классов должны помогать классному руководителю ,организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекать к работе интересных людей, помогать в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу родителей и обучающихся над проектами и творческими работами.
Основные задачи в работе Совета школы – это организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся.
Управляющий совет оказывает содействие в организации и совершенствовании образовательного процесса, направление внебюджетных средств на развитие и повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса в целом, определение направления и порядка использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию материальной базы школы, помощь в благоустройстве здания и территории школы, содействие родительскому комитету.
Вся деятельность родительской общественности строго документирована.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. Поскольку одной из главных целей школы является реализация концепции личностно-ориентированного обучения, то основной работой с родителями является индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья. Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Необходимо усиливать помощь родителей в ученическом самоуправлении: организация деятельности детей таким образом, чтобы вовлечь в нее как можно больше детей, возможна только при организационно – деятельностном подходе в самоуправлении, так как самоуправление существует лишь тогда, когда есть различные виды деятельности. Дети начинают работать активно лишь тогда, когда видят перед собой пример, образец для подражания, и им могут быть их родители. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:
1.Всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело воспитывают ребенка.
2.Не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи с педагогом.
3.Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
4.Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, это может вызвать отрицательную реакцию.
5.Воспринимайте критику позитивно, делайте выводы.
6.Если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину.
Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
Поэтому хочется подчеркнуть ещё раз необходимость совместной деятельности родителей и педагогов.
Итак, можно сделать вывод, что совместная работа с родителями в нашей школе спланирована по трём основным блокам :
1.Повышение уровня психолога – педагогических знаний ,лекции, семинары;
педсоветы с участием родителей; дни открытых дверей; индивидуальные консультации.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс,родительские собрания; помощь в укреплении материально- технической базы.
3.Участие родителей в управлении школой,Совете школы;классные родительские комитеты, Управляющий совет.
Целью в совместной работы является: расширение организованного воспитательного воздействия .
Задачи:
1.Создание единого образовательного пространства.
2.Привлечение интеллектуально- культурного потенциала социума для развития школы.
3.Вовлечение родителей и представителей общественности в организацию внешкольной и внеклассной работы с детьми.
4.Формирование здорового образа жизни в семьях.
5.Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
6.Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
7.Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.)
Задачи в работе с родителями:
1.Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.
2.Формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми.
3.Формирование психолого-педагогической культуры родителей.
4.Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Задачи в работе с педагогами:
1.Формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми.
2.Формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.
3.Освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родите лей и детей.
Организационно-управленческие задачи:
1)обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей.
2)разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей.
3)организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей.
4)разработать и обеспечить систему стимулирования.
5)участия родителей в воспитании детей.
6)участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса школы и класса.
7)взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе.
8)роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы.
Ожидаемые результаты:
а)использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
б)родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Давайте будем стремиться делать общение с родителями наших обучающихся активным,предметным,живым,разносторонним,позитивным, приносящим положительные результаты.
Ведь:«Добро порождает добро» /В.А.Сухомлинский/