автор: Кортунова Лилия Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОО “Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области”
Технология «Дебаты» как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Технология «Дебаты»
как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся
на уроках русского языка и литературы
Кортунова Лилия Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОО «Лицей села Верхний Мамон»
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в том, учащийся рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Одной из важнейших является коммуникативная компетентность, которая трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся обусловлена результатами диагностики, которые показывают, что ученики не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы и пр.). Поэтому учителю-словеснику важно найти методы и приемы по формированию и повышению коммуникативной культуры.
Вспомним, что к коммуникативным качествам хорошей речи относятся:
1) правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях);
2) логичность (владение логикой изложения);
3) точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли);
4) лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла);
5) ясность (понятность речи для адресата сообщения);
6) богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий);
7) выразительность (воздействие речи на адресата);
8) чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов);
9) уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения).
На мой взгляд, все эти качества формируются на уроках с применением педагогической технологии «Дебаты».
Уроки-дебаты позволяют решать многие задачи и способствуют:
- формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации;
- развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам;
- предполагают активное включение каждого учащегося в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- позволяют вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, способностью в решении вопроса найти компромисс.
В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы.
- “Классические дебаты”.
Это собственно формат дебатов, где участвуют две команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо “рецензентами”, либо судьями. Однако так или иначе задействовать каждого ученика класса в таких дебатах трудно, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.
- “Экспресс-дебаты”.
Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может быть применен как элемент “обратной связи”, закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.
- “Модифицированные дебаты”.
Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например, сокращается регламент выступлений, увеличивается число игроков в командах, организуются “группы поддержки”, к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов; тема для дебатов формулируется не в утвердительной форме , а в форме вопроса и т.д.
На уроках русского языка и литературы возможны «Текстовые дебаты», дебаты на основе литературоведческого анализа, «Литературно-критические дебаты», «Проблемные дебаты» и др.
Как рождаются темы для обсуждения?
1.Это могут быть разные взгляды критиков, современников писателя на литературное произведение. Готовясь к дебатам , учащиеся проводят мини-исследование. Например:
В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”
и вынес Чацкому приговор столь же справедливый, сколь и лаконичный: «Чацкий совсем не умный человек…. (Письмо Вяземскому 28 января 1825 г.)
“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин уже в другом письме А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. Отчего же Пушкин усомнился в уме Чацкого? «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» — писал он А. Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки «Горя от ума».
Так рождается тема для дебатов : «Умен ли Чацкий?»
- Разный подход к пониманию причин поведения героя литературного произведения.
Тема : «Фамусов и Чацкий – представители одного поколения или разных?»
- Изучение разных исторических документов , подтверждающих влияние тех или иных обстоятельств на судьбу писателя.
Тема: «Был ли Шолохов сталинистом?»
Удачно проходят «модифицированные дебаты», в которых участвуют не две, а несколько групп. Так, после изучения драмы А.Островского «Гроза» учащимся для осмысления предлагается тема : «Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость или… ?» Идет работа по группам.
1 группа
Смерть Катерины – протест?
2 группа
Смерть Катерины – смирение?
3 группа
Смерть Катерины – подвиг души?
4 группа
Смерть Катерины – ее смятение?
5 группа
Смерть Катерины – слабость?
Учащиеся обращаются к различным материалам, учитель, выступающий в роли консультанта, предлагает вопросы-помощники:
1.Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. Как это помогает понять решение Катерины уйти из жизни?
- Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?
- Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?
( Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех?)
- К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?(Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Она не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его.)
- В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?
- В чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?
В 5 классе после изучения рассказа И. Тургенева «Муму» предлагаем тему:
Герасим – «олицетворение силы или кротости русского народа».
На уроках русского языка темы для дебатов могут быть , например, такими:
- Русский язык – «великий , могучий….» язык
- Обойтись без заимствованных слов невозможно
- Без знаков препинания обойтись невозможно
- Этимология – ключ к грамотному письму
- «А» – звук, буква, слово
- «Однако» – союз или вводное слово?
Итак, в процессе дебатов формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать . А учителю русского языка и литературы предстоит заложить еще в школе ту самую коммуникативную культуру, с багажом которой школьнику, будущему члену общества предстоит подняться по лестнице успеха.
Литература
- Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.
2.Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
- МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. – М.:Просвещение, 2002.
- Мордвинова Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
- Петрусинский В.В Игры – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
Интернет-источники.
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://www.bibliofond.ru/view.aspx