автор:
Корф Елена Николаевна – учитель химии и биологии,
Якимчук Инесса Анатольевна – учитель химии и биологии
МАОУ «СОШ № №14»НГО Приморский край
Статья «Обобщение опыта работы по ЕНГ на уроках химии»
Опыт работы по формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках химии
Наше выступление хотим начать со слов Аристотеля
«…ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…»
В рамках ФГОС должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные составляющие.
Обозначив для себя одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, начали работать над формированием функциональной грамотности обучающихся, а именно естественно-научной на своих уроках химии и биологии.
Вступил новый ФГОС и мы должны внедрять ФГ в учебном процессе. Но нам повезло раньше, так как наша школа из 5 школ Приморского края была выбрана для участия в международном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся 2006 года рождения в формате пиза -22, в целях определения уровня основного общего образования.
С января 2022 года мы погрузились в это исследование, которое решает задания ФГ.
На первом этапе нашей работы мы изучили сайты, на которых приведены задания по ЕНГ
– прошли тестирование обучающиеся 8-9 классов
Октябрь 2021 года – тестирование на портале РЭШ
4 февраля – входная работа на портале РЭШ
11 марта – тестирование на платформе oko.ixora (пизоподобное тестирование) всего приняли участие 312 обучающихся Приморского края из нашей школы 94 по шести видам ФГ, продолжительностью 2 часа
17 марта – итоговое тестирование на портале РЭШ
7 сентября – первое тестирование на РЭШ
20-21 сентября – второе тестирование на РЭШ
17-18 октября итоговое (конечное) тестирование на Рособрнадзоре
Прослушали вебинары и семинары, которые проводили специалисты краевого и федерального уровня.
07.02 | Установочный вебинар «Организационно-технологические особенности интенсивной подготовки обучающихся» |
10.02 | Тестирование педагогов по системе PISA |
11.02 | Семинар “ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ”. |
15.02 | Вебинар по Читательской грамотности |
24.02 | Выездное заседание с участием московского методиста |
24.02 | Естественнонаучная грамотность |
05.03 | «Организационно-технические особенности оценки уровня функциональной грамотности обучающихся по модели PISA |
09.03 | Вебинар по Читательской грамотности |
11.03 | Вебинар по секциям |
11.03 | Тестирование на платформе oko.ixora |
15.03 | Вебинар по читательской грамотности |
22.03 | Вебина по математической грамотности |
25.03 | Вебинар «Система работы по формированию функциональной грамотности обучающихся». |
29.03 | Вебинар по естесственнонаучной грамотности |
Еженедельно | Видеосвязь с краевым куратором |
В вопросе формирования естественнонаучной грамотности выделяют, по крайней мере, два направления:
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса;
Второе – внеурочная деятельность педагога и учащихся.
На втором этапе нам надо было еще соблюсти преемственность тем урока с заданиями по ФГ. Надо было подобрать задания на выявление ключевой информации, заключенной в тексте, схемах, таблицах, в вопросах к определенному уроку.
- Банка заданий для оценки ФГ, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- ФИПИ
- КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ) ГРАМОТНОСТИ Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» Под редакцией: Л.А. Царевой
Как показывает практика, одним из методов, зарекомендовавших себя в качестве эффективного решения формирования функциональной грамотности, является использование в образовательном процессе комплексных практико ориентированных заданий – кейсов. Кейсы, которые могут стать системообразующим элементом как предметного, так и интегрированного урока, а также внеурочных и самостоятельных занятий. Педагог сам решает какой кейс или только часть вопросов он будет использовать на уроках открытия нового знания, или на уроке отработки умений и рефлексии, или на общеметодологическом уроке или на уроке развивающего контроля. Во внеурочной деятельности кейсы могут решаться в ходе выполнения исследовательской или проектной работы.
Такие задания изменяют организацию урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности и функционировать в ней.
Применяя на своих уроках задания по ЕНГ, они так же формируют математическую и читательскую грамотность.
Третий этап
Задания применялись на всех этапах современного урока:
Мотивационно-целевом этапе
Процессуальном этапе
Рефлексивно-оценочном этапе
На мотивационно-целевом этапе, я использовала определенные задания, которые могли вызвать интерес к изучаемой теме (мотивацию) побуждение к изучению данной темы.
На процессуальном этапе использовала задания, которые отображают содержание изучаемой темы.
А на третьем, которые позволяют оценить степень усвоения изученного материала работа в группах
Вместе с тем обучение в формате формирования ФГ требует от учителя существенных изменений в организации современного урока, предполагает особую систему разноуровневых заданий для обучающих, которые будут прослеживаться на всех этапах современного урока. Стимулирование самостоятельности и активности обучающихся в решение поставленных учебных задач, включение элементов проектной и частично-поисковой деятельности рассматриваются в качестве обязательных составляющих учебного занятия. Как правило это вызывает определенные сложности в подготовке, проведении и оценивании результатов урока у педагога.
Об эффективности методических подходов, которые мы использовали в своей работе показывают следующие результаты вы видите на слайдах
Вывод
Таким образом, мы использовали педагогические приемы и методы, которые формируют ФГ на разных этапах урока:
Побуждающий диалог
Проблемный диалог
Эксперимент (экспериментальная часть, проведение опытов)
Фронтальная работа
Работа в парах, группах по решению конкретных заданий
Проведенная работа позволила выявить хорошие результаты по входной, текущей и итоговым тестированиям.
Таким образом выше перечисленная системная работа позволяет говорить об определенных результатах и об эффективности использованных методических приемов.
Задача педагога – создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем.
Как показывает наша практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности на уроках химии есть системная подготовка, которая включала систему заданий и мероприятий.
Процесс формирования естественнонаучной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Структура кейсов позволяет успешно применять их для организации как индивидуальных, так и групповых форм работы. Кроме того, возможно их применение в процессе индивидуальной самостоятельной работы, например, домашней работы, как тренировочных заданий для устранения выявленных дефицитов предметного или межпредметного характера.