автор: Костромитина Наталья Анатольевна
Воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 23 «Теремок»
Гор. Талица, Свердловская область
«Современные практики в работе ОО» «Создай свою историю» (по мотивам сказок Л.И. Куликова)
Для детей старшей группы (5-6 лет)
Образовательные области: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Костромитина Н.А
Воспитатель МКДОУ №23 г. Талица, Свердловская область
Обучающие задачи:
- Формировать умение:
– планировать свою работу поэтапно;
– использовать различные техники (развитие речи и конструирование) для достижения художественного замысла.
Развивающие задачи:
- Закреплять:
– навыки работы с конструктором ЛЕГО.
– умение отвечать на вопросы педагога полным ответом, способность свободно общаться с взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности.
- Развивать:
– способность к сочинению небольших сказок, на основе ранее прочитанных произведений, употреблению соответствующих приёмов художественной выразительности;
– умение рассказывать истории с использованием зрительных опор – поделок из конструктора ЛЕГО;
– психические процессы: восприятие, воображение (визуально представлять выдуманную историю), мышление;
– творческие способности детей (умение передать характер, форму, объём, сюжет, подбор правильной цветовой гаммы, вносить свои изменения, дополнения в процессе выполняемой работы);
– мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать:
– чувство ответственности и значимости своего участия в общем деле;
– интерес к совместной творческой деятельности;
– дружелюбность, взаимопонимание, умение адекватно реагировать на происходящую ситуацию: воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Методы и приёмы, используемые в НОД:
- Словесный метод.
При использовании словесного метода были взяты следующие приёмы:
– чтение и рассказывание сказок, использование художественного слова
– беседа о прочитанном
– пояснение
– напоминание
– сочинение сказки
- Наглядный метод.
При использовании наглядного метода были взяты следующие приёмы:
– показ предметов, иллюстраций книг, фото автора
– просмотр слайд – шоу (биография автора, иллюстраций к его книгам, реальных животных и животных из конструктора ЛЕГО)
– показ способа действий (во время конструирования)
– просмотр инсценировки «Мама укладывает спать дочку»
- Практический метод.
При использовании практического метода были взяты следующие приёмы:
– совместные действия воспитателя и ребенка (конструирование персонажей, выстраивание сюжета сказки)
– создание книжки – малышки.
- Игровой метод.
При использовании игрового метода были взяты следующие приёмы:
– внезапное появление объектов, игрушек (появление персонажей – мама и дочка)
– игра «Разноцветные кружки»
– обыгрывание игрушек, предметов (в данном случае обыгрывание сконструированных персонажей, сюжета сказки).
Предварительная работа:
- Экскурсии в библиотеку дома культуры Нового поселка.
– Знакомство с библиотекой, с историей возникновения художественного слова.
– Знакомство с творчеством детского советского поэта Л.И. Куликова.
– Чтение художественных произведений Л.И. Куликова, просмотр иллюстраций, презентации.
- Прослушивание аудио сказок Л.И. Куликова.
- Повторение жанров литературных произведений, структуры рассказов (сказок, историй)
- Проведение с детьми игр, игровых упражнений по формированию умения сочинять рифмы к словам, фразам.
Оборудование: конструктор ЛЕГО, 4 платформы, мультимедийное оборудование – ноутбук
Демонстрационный материал: презентация иллюстраций сказочных персонажей, взятых из произведений Л.И. Куликова; презентация иллюстраций реальных животных и животных из конструктора ЛЕГО; запись классической музыки (3 трека неизвестного автора).
Список используемой литературы:
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М: издательство Академия Наук, 2001.
- Комарова, Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
- Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа. – М: ТЦ Сфера, 2009.
- Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (проект) / Под научной редакцией О.В. Чиндиловой в образовательной системе «Школа 2100». – М.: Баласс, 2012.
- Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. – М.: изд. центр «Академия», 2002.
Прилагаемые медиаматериалы
№ слайда | Название слайда | Целесообразность использования | Время |
1. | Фото Л.И. Куликова | Закрепить зрительный образ Л.И. Куликова, знания о нём | 10 сек |
2. | Иллюстрации персонажей сказки «Белочка – умелочка» Л.И. Куликова | Уточнить и расширить знания у детей о героях сказок Л.И. Куликов | 10 сек |
3. | Иллюстрации персонажей сказки «Как ежик стал колючим» Л.И. Куликова | 10 сек | |
4. | Иллюстрации персонажей сказки «Хитрая сорока» Л.И. Куликова | 10 сек | |
5. | Отдельные иллюстрации выбранных героев: «куликовские» заяц и белка | Закрепить образ выбранных персонажей, их внешние особенности | 2 мин |
6. | Иллюстрация с изображением утки | Уточнить образ утки, отличительные признаки птицы от животного | 1 мин |
7. | Реалистичное изображение белки, изображение белки из конструктора ЛЕГО | Формировать у детей умение конструировать животных по образцу, с использованием картинного материала, умение сравнивать реальные объекты со своими постройками | 1 мин |
8. | Реалистичное изображение зайца, изображение зайца из конструктора ЛЕГО | 1 мин | |
9. | Реалистичное изображение утки, изображение утки из конструктора ЛЕГО | 1 мин | |
ЭТАП
Ход конспекта
Воспитатель (тихим голосом)
– Ребята, у нас сегодня гости, давайте понаблюдаем за ними.
Включается звуковое сопровождение. Трек №1
Разыгрывается сценка «Мама укладывает свою дочку спать»
– Катюша, ложись спать.
Накрывает её. Девочка ворочается:
– Мам, я не могу уснуть.
– Но ты устала, тебе нужно отдохнуть.
Девочка вздыхает и продолжает ворочаться:
– А я всё равно не могу уснуть»
Выключается звуковое сопровождение. Трек№1
Воспитатель:
– Ребята, как мама может помочь дочке уснуть? (Предполагаемые ответы детей: Мама может взять её на ручки, спеть ей колыбельную, рассказать сказку)
Сценка продолжается:
Продолжается звуковое сопровождение. Включается трек №1
Девочка:
– Мама, расскажи мне сказку.
Мама начинает читать: (читает два отрывка из сказок Л.И. Куликова)
– «Под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка,
Белочка – умелочка…»
Девочка:
– Нет, мама, другую.
Мама:
– «В старину колючий ёж
На ежа был не похож:
Не росли на нём иголки,
А росли они на ёлке…»
Девочка:
– Да нет, мама, эти сказки ты мне уже читала.
Мама:
– А какую же сказку ты тогда хочешь?
Девочка:
– Я хочу новые истории про этих героев.
Мама развела руками, не знает, что же ей делать.
Выключается звуковое сопровождение – трек №1
Воспитатель:
– Ребята, давайте подумаем, что же делать маме? (Предполагаемые ответы детей: Ей нужна новая сказка)
– Как мы можем ей помочь? (Предполагаемые ответы детей: Мы можем помочь придумать маме новую сказку)
– Хорошо, но это непростое дело, сочинить сказку.
– Давайте вспомним, что же такое сказка? (Предполагаемые ответы детей: В сказке не всё правдиво, там бывают чудеса, превращения, животные могут разговаривать и т.д.)
– Сказки, ребята, бывают разные. Есть сказки-истории (в прозе), а есть сказки-стихи. Как вы думаете, в какой форме написаны сказки, которые мама читала дочке? (Ответы детей)
– Кто автор этих сказок? (Ответы детей)
Включается слайд – шоу. Слайд №1
Выключается слайд №1
Воспитатель:
– Давайте вспомним, про кого писал сказки Л.И. Куликов? (Ответы детей)
Включаются слайды №2, №3, №4
– Правильно, но вернёмся к нашей девочке и её маме. Как мы уже с вами слышали, девочка хочет новую сказку, но со знакомыми ей героями. Каких героев мы будем использовать в своей сказке? (Ответы детей: героев из сказок Л.И. Куликова, перечисляют героев – зайчика и белочку из сказки «Белочка – умелочка»).
Выключается слайд №4
– Хорошо, зайчика и белочку возьмём в нашу сказку.
Включается слайд №5
Выключается слайд №5
– Кроме животных в сказке может быть кто-то ещё? (Ответы детей: хитрая сорока, ворона, воробей, уточка и другие предложения детей)
– Я предлагаю взять в нашу сказку уточку.
Какими в сказке будут наши герои? Вот, например, зайчик – он какой? Что о нём можно ёщё сказать?
(Ответы детей: хвастливый, трусливый, маленький, он всего боится, дрожит, прячется в кустах и т.д.)
– Что мы можем сказать о белочке?
(Ответы детей: маленькая, рыжая, прыгает с веточки на веточку, не боится высоты, живёт в дупле, ловкая и т.д.)
– Какая может быть уточка?
Включается слайд №6
(Ответы детей: она серенькая, она плавает в воде, летает по небу, ходит по земле, разгребает лапками песок, ищет жучков и т.д.).
Выключается слайд №6
– Хорошо. Ребята, скажите – чего не хватает нашим сказочным персонажам, но есть у героев сказок Л.И. Куликова? (Ответы детей: сказочных имён)
– Как мы назовём зайчика?
Дети:
– Зайчишка – трусишка.
Воспитатель:
– Почему? (Ответы детей: потому что он всегда всего боится, прячется)
– Как мы назовём белочку, уточку?
Дети:
– Белочка – умелочка, утка – серая грудка. (Ответы детей аналогично характеристикам этих персонажей)
– Молодцы. Давайте подумаем, кто будет главным героем нашей сказки? (Версии детей)
Дети:
– Пусть будет зайка – он маленький и трусливый, ничего не знает и всего боится, пусть будет главный герой – а белочка и уточка будут ему помощниками, друзьями.
– Ребята, мы с вами знаем, что Л.И. Куликов писал свои сказки в стихах.
– Вот мы и подошли с вами к самому интересному – сочинительству самой сказки.
Сочиняя истории, писатели придерживаются определённой последовательности, определённых правил. Как вы думаете, каких? (Высказывания детей)
– Все литературные художественные произведения состоят из нескольких частей. Подумайте, сколько частей имеет художественное произведение? (Ответы детей)
Назовите эти части.
- Завязка (начало, описание того, что было до события)
- Кульминация (описание всех событий, которые произошли)
- Развязка (конец истории, чем всё закончилось)
Значит и у нашей сказки тоже должно быть три части.
Перед тем как мы начнём сочинять нашу сказку, я предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам разделиться на команды. Каждая команда будет рассказывать именно свою часть сказки.
Проводится игра «Цветные кружки», в результате которой дети делятся на 4 команды.
Первый этап: завязка – 1 команда (красные кружки).
Воспитатель:
– Так как главный герой нашей сказки зайка – с него и начнём. Что же он будет делать?
Предполагаемые версии детей:
– Жил был Зайчишка – трусишка, он постоянно прятался в кустах, сидел и дрожал там, всего боялся.
– Но как-то раз, ему надоело сидеть в кустах, он решил, что больше не хочет быть трусишкой – зайчишкой, хочет быть кем-то другим.
– Зайчишка – трусишка вышел из-за кустов и поскакал в лес, шёл тихонько, чтобы никто его не видел, потому что всего боялся.
Второй этап: кульминация – 2 и 3 команды (жёлтые и оранжевые кружки)
Воспитатель:
– Вот мы и подошли с вами к кульминации нашей сказки – к её середине. А почему он вдруг захотел быть именно белочкой, как вы думаете?
– Вдруг на его пути появилась Белочка – умелочка, она спрыгнула с веточки прямо перед Зайчишкой – трусишкой и спросила, куда он так торопится. Зайчишка – трусишка посмотрел на Белочку – умелочку и решил, что не хочет быть зайчиком – а хочет быть белочкой.
Предполагаемые версии детей:
– Наверно потому, что белочка так ловко прыгает.
Воспитатель:
– Но ведь и зайка умеет прыгать, что в этом такого?
Дети:
– Зайчишке – трусишке понравилось как Белочка – умелочка прыгает высоко, перепрыгивает с веточки на веточку, ничего не боится.
Воспитатель:
– Согласна, что же было дальше, давайте подумаем.
Дети:
– Попробовал Зайчишка – трусишка подпрыгнуть так же высоко, прыгал, прыгал, наконец, запрыгнул на веточку и упал с нее, очень больно стало Зайчишке – трусишке. Тогда он сказал, что больше не хочет быть белочкой, попрощался с ней и поскакал дальше по лесу.
Воспитатель:
– А кто же ребята у нас остался и до сих пор не участвовал в сказке? (Ответы детей: утка – серая – грудка)
– Как развивались события дальше?
Совместные предложения детей:
– Попрыгал Зайчишка – трусишка дальше. Увидел Утку – серую грудку. Подошёл к ней.
Воспитатель:
– Ребята, где мог встретить зайчик уточку? Где живут утки?
Дети:
– Утки живут на водоёмах: реке, озере, пруду. Значит, зайка вышел из леса и увидел уточку, которая плавала в озере.
Воспитатель:
– Уточки могут плавать, ходить по бережку, и летать. Что произошло с нашими героями дальше?
Совместные предложения детей:
– Зайки понравилось, как утка плавает, он подумал, что ей совсем не страшно – она далеко от леса, а если захочет, она может улететь и спрятаться от всех. Он сказал Утке – серой грудке, что хочет, как она летать и никого не бояться. Утка – серая грудка ничего не ответила и улетела. Тогда Зайчишка – трусишка замахал лапами, подбежал к реке, подпрыгнул и упал прямо вводу. Опять у него ничего не получилось.
По ходу сочинения кульминационной сцены, педагог помогает детям и
задаёт наводящие вопросы:
Что сказал зайка? Что ответила утка? Что решил сделать зайка и чем это закончилось?
Третий этап: развязка – 4 команда (зелёные кружки)
Воспитатель:
– Наконец мы подошли к развязке нашей сказки.
Совместные предложения детей:
– Зайчишка – трусишка посидел около речки и подумал, что не хочет больше никем быть, а хочет быть самим собой. Ведь зайчиком быть тоже хорошо – можно прыгать, быстро бегать и грызть морковку.
В ходе сочинения конечной сцены, педагог задаёт наводящие вопросы:
Что решил зайчик и почему?
Воспитатель:
– Молодцы, ребята. Вот мы с вами придумали сказку. Всё ли мы сделали правильно, так как хотела девочка?
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель:
– В нашей сказке нет рифмы. Сказка получилась не совсем похожа на те, что читала девочка.
Чтобы нам было легче поправить нашу сказку и добавить в нее рифму, я буду начинать строчку, а вы заканчивать.
Перед сочинением стихотворной формы ещё раз вспоминаем содержание сказки.
Жил – был маленький зайчишка
По имени ТРУСИШКА.
Жил Трусишка и дрожал,
Жизни он другой НЕ ЗНАЛ.
То ли шорох, то ли стук,
У зайчонка вмиг ИСПУГ.
Однажды, Трусишка подумал:
Надоело мне так жить,
Не хочу я ЗАЙЦЕМ БЫТЬ!
Чтобы больше не дрожать!
Срочно нужно КЕМ – ТО СТАТЬ.
Прыгает трусишка в лес –
Полон сказок и ЧУДЕС…
Ой, появилась белочка –
Белочка – УМЕЛОЧКА.
Почесала белка нос,
Зайке задала ВОПРОС:
– И куда ж ты так спешишь,
Во все стороны ГЛЯДИШЬ?!
– Белочка – умелочка, ты мне помоги,
Быть тобою НАУЧИ.
Хорошо ты мой дружок
Прыгай смело на СУЧОК.
Так он прыгал целый час,
У сосны упал НЕ РАЗ.
И решил он не хочу
Не хочу быть белочкой
Белочкой – УМЕЛОЧКОЙ.
Дальше прыгает трусишка в лес
Полон сказок и ЧУДЕС.
Скоро вышел к речке он,
Был приятно УДИВЛЁН.
В речке плавала утка
Утка СЕРАЯ ГРУДКА.
На него она взглянула,
Испугалась – УПОРХНУЛА.
И Трусишка тут решил:
– Уткой стану, ПОЛЕЧУ,
Очень я летать ХОЧУ!
Разбежался он, подпрыгнул,
Лапами махал – махал,
Но с обрыва он УПАЛ.
Тут же он об воду, шлёп,
Потирает свой ЖИВОТ:
– Так, не долго, до беды,
Больше мне не до ИГРЫ.
Лучше буду я собой
Жизни не хочу ДРУГОЙ.
На последнее слово каждой строчки, проговариваемой воспитателем,
дети договаривают свою рифму.
Воспитатель:
– Замечательная у нас получилась сказка – стихотворение. Похожа ли она на те, что писал
Л.И. Куликов? Почему вы так думаете? А понравится ли наша сказка – стихотворение девочке и её маме? (Ответы детей)
Воспитатель:
– Посмотрите на книги Л.И. Куликова: «Белочка – умелочка», «Хитрая сорока», «Как ёжик стал колючим?» Чего не хватает у нашей сказки? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает придумать название сказки и проиллюстрировать ее.
– Давайте придумаем название нашей сказке. (Версии детей. Например: «Как зайка хотел стать другим»,…)
– Как можно создать иллюстрации к сказке? (Ответы детей: нарисовать красками, карандашами, создать иллюстрации из конструктора ЛЕГО и т.д.)
– Конечно, мы можем эту сказку сконструировать из ЛЕГО конструктора – сам конструктор заменит нам и краски, и карандаши, а платформы заменят нам листы бумаги.
– Ребята, а почему платформы четыре, кто догадался? (Ответы детей: в сказке три части, но вторая часть разыграна в двух действиях)
Далее идет обсуждение с детьми сюжета сказки и последовательность
выстраиваемых действий.
– До того, как мы начнём работу, давайте вспомним правила работы с ЛЕГО конструктором
Воспитатель проговаривает правила совместно с детьми
Правила:
- Соединяем детали «в шахматном порядке»
- Соответствие цвета: соблюдать выбранную цветовую гамму, в одной фигуре использовать не более трёх цветов
- Последовательность: все фигуры начинаем конструировать с крупной части (например, животное – с туловища и т.д.)
- Правило хорошего человека: действовать сообща, помогать друг другу, договариваться, приходить к единому мнению.
Воспитатель:
– Сейчас, когда всё готово, я предлагаю начинать иллюстрировать нашу сказку, чтобы поскорее её закончить и отдать гостье маме, чтобы она смогла усыпить свою дочурку.
ЭТАП
Дети, разделившиеся на четыре команды (игра «Цветные кружки», проводимая ранее) в соответствии с тремя частями сказки (завязка, кульминация – в двух действиях, развязка), совместно с воспитателем конструируют персонажей придуманной ими сказки, создают дополнительные атрибуты – водоём, деревья в лесу и т.д.
Во время конструирования включается музыка для фона – трек №2
Включаются слайды №7, №8, №9
После завершения конструирования сказки музыкальное сопровождение выключается трек №2
Выключается слайд №9
После создания иллюстраций – разучивают стихотворный текст, придуманной ранее сказки.
ЭТАП
Итог
На столах перед детьми лежат четыре платформы,
готовые персонажи из ЛЕГО конструктора
Воспитатель предлагает детям разыграть свою сказку
с помощью поделок из конструктора ЛЕГО
Во время театрализации сказки включается фоновая музыка – трек №3.
Музыкальное сопровождение выключается.
– Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, в чём же мораль этой сказки? (Предполагаемые ответы детей: Можно стараться быть похожим на других, но при этом оставаться самим собой.)
– Интересная и красивая сказка у нас получилась. А чтобы она сохранилась надолго, мы её сфотографируем, запишем и сделаем свою книжку – малышку. А главное, обязательно перешлём один экземпляр нашей сказки – стихотворения той девочке, которая долго не могла уснуть. Чтобы мама читала её, а дочка быстро засыпала. И пусть этой девочке снятся хорошие и добрые сны.
Большое всем спасибо.
ЭТАП
Создание книжки – малышки «Как зайка хотел стать другим» в совместной деятельности воспитателя и детей: печатание текста книги, фотографий – сконструированных сюжетов – иллюстраций сказки, оформление «корочки».