автор: Котова Жанна Михайловна

Воспитатель МАДОУ д/с №6 ст. Калининской

«Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста»

 

 

Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста

Период дошкольного возраста является одним из самых подходящих для формирования у детей основ здорового питания, норм пищевого поведения и полезных привычек. 

Всем известно, что состояние здоровья напрямую зависит от нашего питания. Если оно не является правильным, то возникает риск развития различных заболеваний. Питание играет основополагающую роль для нормального роста и развития организма, физической и умственной активности, формирования иммунитета. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы. 

Что же такое здоровое питание детей дошкольного возраста?  Разнообразие, сбалансированность, правильная обработка пищи, безопасность и режим. Отличительным признаком возраста от 3 до 7 лет считается увеличение энергетической ценности, которое нужно для того, чтобы соответствовать большой двигательной активности. 

Обмен веществ у дошкольника в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преобладают процессы усвоения, обеспечивающие рост и развитие ребенка. Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены только сбалансированным питанием. Рекомендуемые нормы физиологической потребности в энергии для этого возраста – 1800 ккал в сутки. Хотя соотношение белков, жиров, углеводов остается прежним (1:1:4), большое значение приобретает качественный состав рацион.

Если говорить о пищевом разнообразии, то наша основная задача заключается в том, чтобы показать ребенку весь кругозор вкусов. Ознакомление с различными продуктами и блюдами формирует его личные предпочтения. Здесь нужно обратить внимание на их количество – чем больше предпочтений, тем лучше. При этом необходимо помочь понять и разобраться, что вкусная еда не всегда является полезной, и на это нужно отвести минимум в рационе. 

Рацион ребёнка должен включать все основные группы продуктов:

– мясо (нежирная говядина, курица или индейка) и субпродукты;

– рыба (треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта);

– молоко и молочные продукты;

– растительные и животные жиры;

– хлеб, макароны, крупы.

– фрукты и овощи. 

Для приготовления блюд для детей предпочтение отдается паровой варке, тушению, варке в воде, запеканию в духовке. 

В дошкольном учреждении мы проводим беседы с наглядным пособием, рассказываем о различных продуктах и их витаминных составах в игровой форме, используем множество дидактических пособий и игр на липучках.

Особое место занимает  огород на подоконнике, который дети выращивают самостоятельно. Ребёнку довольно сложно охватить взглядом полноценный огород на участке, да и труд там не из легких. А вот  мини версия вызывает у детей большой интерес.

Для формирования большего понимания у детей начинаем с чтения литературы, знакомимся с основами выращивания, говорим о пользе зеленых продуктов.  После выбираем тему, жителей нашего участка, животных, декор и в соответствие с этим оформляем зону огорода и начинаем посадку.

Зелень лука, чеснока, пшеницы, петрушки, укропа – в зимний период дополнительный источник витаминов. Ребятам очень нравится процессы посадки, наблюдения и ухаживания, а после и потребления урожая.

Следующая часть формирования культуры здорового питания – безопасность. Уже в дошкольном возрасте начинаем обучение основам безопасности питания, к которым относятся:

– соблюдение правил личной гигиены;

– умение различать свежие и несвежие продукты;

– осторожное обращение с незнакомыми продуктами. 

Перед каждым приемом пищи в дошкольном учреждении дети моют руки с использованием мыла. О необходимости этого процесса проводятся беседы, используются наглядные и дидактические пособия. Алгоритм правильного мытья рук в виде красочного изображения находится в умывальной комнате для напоминания.

Обязательное условие, чтобы ребенок во время приема пищи жевал не спеша, с закрытым ртом, не набирал в рот слишком много пищи, не глотал слишком большие куски и тщательно пережевывал. Дети должны принимать еду в спокойном состоянии. 

Важно научить ребенка разбираться в свежести продуктов. Если возникают сомнения, то есть такие продукты не стоит. Такое же отношение должно формироваться к незнакомой пище, которая может  содержать  опасные для здоровья аллергены. Пробовать такую еду можно только в присутствие взрослого.

Необходимо создавать условия для того, чтобы у ребенка возникало положительное отношение к приему пищи. Он должен получать удовольствие – уютная и комфортная обстановка, красиво накрытый стол. Во время приема еды акцентируем внимание на вкус блюд, разнообразие и достоинства. Учим детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.

Ещё одной важной частью здорового питания является  режим, который включает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится около 25% суточной калорийности, на долю обеда – 40%, полдника – 15%, ужина – 20%. Ужин рекомендуется за 1,5-2 часа до сна. Оптимальным может быть также и пятиразовое питание. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение,  основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получает именно там.

 

Таким образом, правильное питание – основа полноценного роста, развития и состояния организма, профилактика различных заболеваний. Большинство пищевых привычек человека формируются в детстве и остаются с ним на всю жизнь.

Именно поэтому необходимо формировать культуру здорового питания уже с дошкольного возраста. При этом нужно иметь в виду и опираться на все принципы здорового питания (разнообразие, сбалансированность, правильная обработка пищи , безопасность и режим) и работать с детьми комплексно.

 

 

«Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста»