автор: Кравченко Вадим Григорьевич
Преподаватель физической культуры Павловского филиала ГБПОУ Воронежской области “Губернский педагогический колледж”
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Студентка Бойко Д.А. группа 3 АФК
Руководитель В.Г. Кравченко
Слайд 1. Основанием для исследования по теме: «Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью» стал ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014г, где включены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов данного вида. Исследование проводилось в рамках профессионального модуля ПМ.01 «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях». Работа соответствует требованиям к результатам освоения программы подготовки данных специалистов и направлена на формирование профессиональных компетенций учителя адаптивной физической культуры.
Слайд 2. Особую актуальность приобретает эта тема в связи с тем, что в настоящее время недостаточно исследований, отражающих возрастные закономерности и проблемы использования коррекционно-развивающих подвижных игр у детей с умственной отсталостью, имеющиеся данные носят фрагментарный характер и отражают отдельные параметры.
Таким образом, возникает необходимость в разработке конкретного содержания физического воспитания для решения задач коррекционной направленности при работе с такими детьми.
Слайд 3. Цель исследования: анализ методики физкультурных занятий детей с умственной отсталостью, основанных на коррекционно-развивающих подвижных играх.
Слайд 4. Задачи исследования.
- Дать общую характеристику умственной отсталости у детей и подростков.
- Изучить особенности физического развития и двигательных способностей умственно-отсталых школьников.
- Определить влияние игр на развитие познавательной деятельности умственно-отсталых школьников.
- Раскрыть методику проведения подвижных игр для детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
– библиографический;
– теоретический анализ научно-методической литературы.
Слайд 5. Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Умственно-отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют детей-олигофренов и дементных детей. Главной особенностью для умственно отсталых детей является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У умственно отсталых детей позже, чем у здоровых детей, формируется произвольное запоминание.
Слайд 6. Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости.
Игровая деятельность, включающая основные локомоторные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание), необходимые в быту и трудовых действиях, является естественной потребностью и доступной формой двигательной и эмоциональной активности детей данной категории.
Слайд 7. В играх раскрываются позитивные и негативные черты характера детей, создаются предпосылки для их коррекции. Игры привлекают своей эмоциональностью, возможностью проявлять личные качества, активность, инициативность, стремление к победе и наилучшим результатам.
Подвижные игры, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяют ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность детей с умственной отсталостью. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Слайд 8. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей данной категории. При подготовке к проведению подвижных игр с умственно-отсталыми детьми, педагог должен учитывать следующие моменты, представленные на слайде.
Руководить игрой необходимо объективно, применять нужно такие игры, где признаки победы или поражения достаточно очевидны для учеников, чтобы не создавать противоречивых ситуаций, соперничество в игре не перерастало в личную неприязнь.
Слайд 9. Полезно проводить игры на открытом воздухе, в разные времена года. При организации и проведении игр необходимо уделять внимание длительности, темпу игры, температуре воздуха, подготовленности учеников, возрасту детей и особенностям физического развития.
Слайд 10. Таким образом, по результатам теоретических исследований, становится ясно, что правильно подобранную, уместно и умело проведенную подвижную игру следует считать таким же важным элементом воспитательной и образовательной работы в специальной школе, как и учебное занятие. Следовательно, подвижные игры должны присутствовать в режиме дня школьников с нарушением интеллекта в той мере, в какой они необходимы для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок», коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.
Слайд 11. В заключении, подводя итоги своего выступления, хотелось бы сказать, что одним из главных секретов хорошего физического самочувствия школьников с умственной отсталостью и высокой активности в учебно-воспитательном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости – специально сконструированных и индивидуально дозированных подвижных игр оздоровительно-коррекционной направленности.
Материал, представленный в научно-исследовательской работе, имеет практическую значимость и может быть использован студентами специальности «Адаптивная физическая культура», а также учителями-практиками общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 12. Спасибо за внимание.