автор: Крамаренко Виктория Викторовна

7 “А” класс

Руководитель: Вшивкова Алёна Владимировна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

“Детство, украденное войной”

 

 

Сочинение на тему «Дети в истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

          Великая Отечественная война – это словосочетание, которое у всех людей ассоциируется со смертью, оружием, кровью, страхом, большим горем и болью, голодом, слезами и потерями. Дата двадцать второе июня одна тысяча девятьсот сорок первого года осталась в памяти у граждан России, Украины, Белоруссии и других стран, которые на тот момент входили в состав СССР. Тогда на защиту своей родины пошли наши деды и прадеды.  Но самое страшное, то что война коснулась не только взрослых, но и беззащитных  детей. Конечно же они сыграли немалую роль в ходе Великой Отечественной войны. По разным данным в войне принимали участие до нескольких десятков тысяч  несовершеннолетних детей. Младшее поколение наравне со взрослыми мужественно и отважно сражались. Война никого не жалела. Тысячи детей погибали: одни от голода, другие замерзали до смерти, иных в деревнях расстреливали и казнили нацисты, а дети постарше погибали во время боёв от осколков взрывающихся гранат и от другого ужасного немецкого оружия. Но как несовершеннолетние могли попасть на фронт? Тогда большинство подростков просто приписывали себе года, говоря, что им уже есть восемнадцать лет. На такой смелый поступок сейчас решился бы не каждый подросток. Из-за нехватки рабочей силы дети также работали на заводах вместе с женщинами и стариками. Детвора могла изготавливать и собирать: пулемёты, винтовки, помогали приводить в работу новые танки для красной армии. Ребята могли уже в двенадцать лет самостоятельно работать на токарных станках. Девочки чаще всего работали в военных госпиталях. Там они помогали раненым солдатам: делали им перевязку, давали им необходимые лекарства. Нередко дети сидели с больными и читали им книги, а также могли писать за солдат письма их родным. В деревнях с приходом нацистов стали образовываться партизанские отряды. В  их состав входили и дети. Вместе со взрослыми они выполняли опасные для их жизни задания. В годы Великой Отечественной войны дети могли попасть в немецкие концлагеря. Многие оттуда уже не возвращались. Нацисты считали, что это не дети, с которыми могли делать всё, что хотели. Война навсегда отобрала у детей их счастливое и беззаботное детство. Многие из них потеряли самых родных им людей – родителей. Это подтверждают многие литературные произведения русских писателей. Например: известная повесть  Валентина Катаева «Сын полка» , написанная в одна тысяча девятьсот сорок четвёртом году. В этой книге впервые в советской литературе тема войны была раскрыта через восприятие ребёнка – Вани Солнцева, мальчика двенадцати лет. Многие дети за свою смелость и отвагу после Великой Отечественной войны были награждены высочайшими орденами. 

        Одним из таких был четырнадцатилетний Марат Иванович Казей. За годы Великой Отечественной войны он стал советским пионером – героем, юным партизаном- разведчиком красной армии и Героем Советского Союза. Родился мальчик в октябре одна тысяча девятьсот двадцать девятом году в белорусской деревне Станьково. Его мать Анна Александровна   во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их. За это в одна тысяча девятьсот сорок втором году  она была  повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со своей старшей сестрой Ариадной в ноябре одна тысяча девятьсот сорок втором году ушли в партизанский отряд имени двадцати пятилетия  Октября. Зимой следующего года, когда отряд выходил из окружения, Ариадна получила очень серьёзное обморожение ступней ног. Ей требовалась срочная ампутация ноги. Было принято решение отправить её на «большую землю» , но из-за быстрого ухудшения здоровья операцию   проводили в полевых условиях. Только летом сорок третьего года  Ариадну эвакуировали на самолёте. Марату также было предложено эвакуироваться вместе со своей старшей сестрой, но он принял решение остаться в партизанском отряде. После этого Марат становится разведчиком штаба бригады имени Рокоссовского. Юный герой не только ходил на разведки, но и принимал участие в рейдах и диверсиях. В одна тысяча  девятьсот сорок четвёртом году Марат Казей совершил свой посмертный подвиг. Возвращаясь из разведки, он и командир бригады Ларин рано утром попали в засаду. Ларина почти сразу убили нацисты, а Марат был очень сильно ранен. Как настоящий герой он отстреливался до последнего патрона. Но мальчик понимал, что этот бой для него последний. Он  близко подпустил к себе немцев и подорвал себя и врагов гранатой. За все свои многочисленные подвиги Марат Казей посмертно получил такие награды  как: медаль  «Золотая звезда», звание Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги». В память юному герою в Минске установлен памятник, который изображает юношу за мгновение до его смерти. Также в Минске его именем названы сквер и улица. В деревне Горваль был построен пионерский лагерь «Марат Казей», там же установлен и его бюст. 

        Подводя итог, можно с огромной уверенностью сказать, что дети Великой Отечественной войны – это настоящие герои и патриоты своего отечества. Они совершили бесценный подвиг, ради того чтобы над нами сейчас царило мирное время. Ведь если бы не они, сейчас бы было трудно представить наше время. Мы должны брать пример с наших предков: быть такими же отважными, смелыми, быть истинными патриотами для своей страны. Все люди нашего времени обязаны хранить в памяти, любить и уважать героев Великой Отечественной войны и ради них сохранять мир на нашей планете.     

“Детство, украденное войной”