автор: Криворученко Анна Андреевна
учитель русского языка и литературы
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Ордынская средняя общеобразовательная школа № 2
Рабочая программа элективного курса «Практические основы написания сочинения разных жанров»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практические основы написания сочинения разных жанров»
для обучающихся 10-11 классов
(ФГОС СОО)
Автор-составитель:
Криворученко А.А.
р.п. Ордынское, 2023
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Практические основы написания сочинения разных жанров»для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);
- ООП СОО (ФГОС) МКОУ ОСОШ№2
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсовмуниципального казенного общеобразовательного учреждения – Ордынская средняя общеобразовательная школа №2.
Объем часов: – В неделю – 1 час
– Общий объем – 34 часа (10 класс)
– Общий объем – 34 часа (11 класс).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Основная цель курса: завершить у обучающихся формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями; подготовить одиннадцатиклассников к написанию итогового сочинения по литературе и сочинения ЕГЭ (задание 27).
Задачи курса:
-формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;интеллектуального и личностного развития ученика;
-закрепление умения связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса в 10-11 классе в учебном плане отводится по 34 часа (1 час в неделю.
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса «Практические основы написания сочинения разных жанров»
Итоговое сочинение и его особенности (12 ч.) Итоговое сочинение: особенности и подготовка к написанию. Направления и темы итоговых сочинений. Особенности тем.
Требования к итоговому сочинению. Критерии проверки итогового сочинения.
Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения. Качество письменной речи и грамотность.
Вступление в сочинении. Отражение в нем будущей идеи. Виды вступлений.
Основная часть сочинения: тезисы, доказательства, микровыводы, логические переходы.
Заключение в сочинении. Практикум по написанию сочинений. Анализ работ.
Сочинения в формате заданий ЕГЭ по литературе (5 ч.)
Аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему.
Сопоставление литературных произведений в сочинении.
Теоретико-литературные понятия в сочинениях.
Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.
Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.
Сочинение в формате задания ЕГЭ по русскому языку. Рецензирование и редактирование текстов сочинений (17 ч.)
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения.
Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.
Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.
Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование.
Практическая работа с текстами сочинений различных жанров. Выявление авторской позиции в творческой работе. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.
Зачетная работа. Итоговое занятие. Анализ работы.
РАЗДЕЛ 3
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- воспитание чувства долга перед Родиной;
-проявлять стремление к речевому самосовершенствованию;
-оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);
- проявлять готовность к самообразованию.
-использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;
-применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Метапредметные результаты:
– сформированность целеполагания учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;
– умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность
или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
– строить логическое рассуждение, включая установление причинно- следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;
-овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая’! умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, идею; текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
– овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
–умение работать в группе,
– умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
– умение эффективно использовать речевые обороты для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
– владение устной и письменной речью;
-умение строить монологическое контекстное высказывание;
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
– понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную
и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
-передавать содержание прочитанного текста публицистического, художественного в форме плана, тезисов;
-понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов;
– использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
– использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
– отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;
– создавать тексты различной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
– соблюдать в практике письма основные языковые нормы;
– осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов;
– создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
-писать сочинения текстам публицистического стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
Учащийся получит возможность научиться
– понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной и письменной форме (сочинение—рассуждение в формате ЕГЭ);
– понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
– извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;
-составлять тезисы выступления.
РАЗДЕЛ 4
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тeм | Количество часов |
1 | Итоговое сочинение и его особенности | 12 |
2 | Сочинения в формате заданий ЕГЭ по литературе | 5 |
3 | Сочинение в формате задания ЕГЭ по русскому языку. Рецензирование и редактирование текстов сочинений. | 18 |
Итого | 34 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема занятия | Примечание |
1 | Итоговое сочинение: особенности и подготовка к написанию. | 2 |
2 | Направления и темы итоговых сочинений. Особенности тем. | 2 |
3 | Требования к итоговому сочинению. | 2 |
4 | Критерии проверки итогового сочинения. | 2 |
5 | Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала. | 2 |
6 | Композиция и логика рассуждения. | 2 |
7 | Качество письменной речи и грамотность. | 2 |
8 | Вступление в сочинении. Отражение в нем будущей идеи. Виды вступлений | 2 |
9 | Основная часть сочинения: тезисы, доказательства, микровыводы, логические переходы. | 2 |
10 | Заключение в сочинении. | 2 |
11 | Сопоставление литературных произведений в сочинении.. | 2 |
12 | Аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему. Практикум по написанию сочинений. | 2 |
13 | Анализ работ. | 2 |
14 | Теоретико-литературные понятия в сочинениях. | 2 |
15 | Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе. | 2 |
16 | Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе. | 2 |
17 | Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе. | 2 |
18 | Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. | 2 |
19 | Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе. | 2 |
20 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. | 2 |
21 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. | 2 |
22 | Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. | 2 |
23 | Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. | 2 |
24 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. | 2 |
25 | Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. | 2 |
26 | Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. | 2 |
27 | Практическая работа с текстами сочинений различных жанров. | 2 |
28 | Выявление авторской позиции в творческой работе. | 2 |
29 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. | 2 |
30 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. | 2 |
31 | Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. | 2 |
32 | Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. | 2 |
33 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. | 2 |
34 | Зачетная работа. Итоговое занятие.
Анализ работы. |
2 |
10 класс | 34 | |
11 класс | 34 | |
ИТОГО | 68 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.- М.: Просвещение, 2020.
Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова, электронная версия).