автор: Криворученко Анна Андреевна
учитель русского языка и литературы
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Ордынская средняя общеобразовательная школа № 2

Рабочая программа элективного курса «Практические основы написания сочинения разных жанров»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Практические основы написания сочинения разных жанров»

для обучающихся 10-11 классов

(ФГОС СОО)

Автор-составитель: 

Криворученко А.А. 

‌ ‌

р.п. Ордынское, 2023 

 

РАЗДЕЛ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Практические основы написания сочинения разных жанров»для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);
  2. ООП СОО (ФГОС) МКОУ ОСОШ№2

в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсовмуниципального казенного общеобразовательного учреждения – Ордынская средняя общеобразовательная школа №2.

Объем часов: – В неделю – 1 час

– Общий объем – 34 часа (10 класс)

– Общий объем – 34 часа (11 класс).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Основная цель курса: завершить у обучающихся формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями; подготовить одиннадцатиклассников к написанию итогового сочинения по литературе и сочинения ЕГЭ (задание 27).

Задачи курса:

-формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;интеллектуального и личностного развития ученика;

-закрепление умения связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение элективного курса в 10-11 классе в учебном плане отводится по 34 часа (1 час в неделю.

РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАНИЕ

элективного курса «Практические основы написания сочинения разных жанров»

Итоговое сочинение и его особенности (12 ч.) Итоговое сочинение: особенности и подготовка к написанию. Направления и темы итоговых сочинений. Особенности тем.

Требования к итоговому сочинению. Критерии проверки итогового сочинения.

Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Композиция и логика рассуждения. Качество письменной речи и грамотность.

Вступление в сочинении. Отражение в нем будущей идеи. Виды вступлений.

Основная часть сочинения: тезисы, доказательства, микровыводы, логические переходы.

Заключение в сочинении. Практикум по написанию сочинений. Анализ работ.

Сочинения в формате заданий ЕГЭ по литературе (5 ч.)

Аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему.

Сопоставление литературных произведений в сочинении.

Теоретико-литературные понятия в сочинениях.

Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.

Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.

Сочинение в формате задания ЕГЭ по русскому языку. Рецензирование и редактирование текстов сочинений (17 ч.)

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения.

Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.

Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование.

Практическая работа с текстами сочинений различных жанров. Выявление авторской позиции в творческой работе. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.

Зачетная работа. Итоговое занятие. Анализ работы.

РАЗДЕЛ 3

Планируемые результаты освоения элективного курса

 Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • воспитание чувства долга перед Родиной;

-проявлять стремление к речевому самосовершенствованию;

-оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);

  • проявлять готовность к самообразованию.

-использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;

-применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Метапредметные результаты:

– сформированность целеполагания учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;

– умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои  действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность

  или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

– строить логическое рассуждение, включая установление причинно- следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;

-овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая’! умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, идею; текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

– овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;

умение работать в группе,

– умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

– умение эффективно использовать речевые обороты для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

– владение устной и письменной речью;

-умение строить монологическое контекстное высказывание;

-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

– понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную

и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

-передавать содержание прочитанного текста публицистического, художественного в форме плана, тезисов;

-понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов;

– использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

– использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

– отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

– создавать тексты различной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;

– соблюдать в практике письма основные языковые нормы;

– осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов;

– создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

-писать сочинения текстам публицистического стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

Учащийся получит возможность научиться

– понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной и письменной форме (сочинение—рассуждение в формате ЕГЭ);

– понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

– извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;

-составлять тезисы выступления.

РАЗДЕЛ 4

Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела и тeм Количество часов
1 Итоговое сочинение и его особенности 12
2 Сочинения в формате заданий ЕГЭ по литературе 5
3 Сочинение в формате задания ЕГЭ по русскому языку. Рецензирование и редактирование текстов сочинений. 18
Итого 34

Поурочное планирование

№ п/п Тема занятия Примечание
1 Итоговое сочинение: особенности и подготовка к написанию. 2
2 Направления и темы итоговых сочинений. Особенности тем. 2
3 Требования к итоговому сочинению. 2
4 Критерии проверки итогового сочинения. 2
5 Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала. 2
6 Композиция и логика рассуждения. 2
7 Качество письменной речи и грамотность. 2
8 Вступление в сочинении. Отражение в нем будущей идеи. Виды вступлений 2
9 Основная часть сочинения: тезисы, доказательства, микровыводы, логические переходы. 2
10 Заключение в сочинении. 2
11 Сопоставление литературных произведений в сочинении.. 2
12 Аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему. Практикум по написанию сочинений. 2
13 Анализ работ. 2
14 Теоретико-литературные понятия в сочинениях. 2
15 Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе. 2
16 Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе. 2
17 Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе. 2
18 Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. 2
19 Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе. 2
20 Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. 2
21 Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. 2
22 Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. 2
23 Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. 2
24 Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. 2
25 Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. 2
26 Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. 2
27 Практическая работа с текстами сочинений различных жанров. 2
28 Выявление авторской позиции в творческой работе. 2
29 Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. 2
30 Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. 2
31 Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. 2
32 Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. 2
33 Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. 2
34 Зачетная работа. Итоговое занятие.

Анализ работы.

2
10 класс 34
11 класс 34
ИТОГО 68

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.- М.: Просвещение, 2020.

Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова, электронная версия).

Рабочая программа элективного курса «Практические основы написания сочинения разных жанров»