автор: Кривошеева Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 28” г.Кемерово

Литературно-музыкальная встреча, посвящённая завершению Недели филологии

Литературно-музыкальная встреча, посвящённая завершению Недели филологии

 

Цели мероприятия:

  • приобщение учащихся к литературному наследию;
  • формирование эстетического вкуса учащихся.

Задачи:

  • развивать у учащихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников;
  • формировать образное восприятие по средствам музыкального, изобразительного искусства, выразительного чтения, актерского мастерства;

-воспитывать любовь к чтению, уважение к культурному наследию прошлого  и настоящего.

 

Оборудование: экран, мультимедийная аппаратура, презентация в формате PowerPoint, газеты обучающихся, посвящённые творчеству писателей и поэтов: Ф.И.Тютчева, В.Г.Короленко, В.А.Жуковского, В.В.Маяковского, Р.Бёрнса, В.С.Высоцкого, Б.Гребенщикова.

Участники: учащиеся 5–11-х классов, учителя литературы и английского языка.

 

Ход встречи.

 

Вступительное слово-приветствие заместителя директора по НМР

Слайд 1

Ведущий: Много в России и далеко за её пределами талантов, удивительна щедра наша страна и мировая литература на яркие, необычайно душевно щедрые, широкие души. Сегодня, завершая Неделю филологии,  мы преклоним головы в честь замечательных поэтов и писателей, самобытных авторов-исполнителей прошлого и настоящего.

Звучит песня в исполнении Николая Емелина «Поэты – ангелы».

Ведущий:

Разжав младенческий кулак,

Гадалка говорила так:

– Мальчишка будет не дурак.

Пускай зовется Робин.

Немало ждет его обид,

Но сердцем всё он победит.

Парнишка будет знаменит,

Семью прославит Робин.

 

Гадалка не ошиблась: это был не обычный мальчик, а будущий писатель, получивший мировую известность и прославивший свою маленькую родину – Шотландию.

 

Звучит песня «Моей душе покоя нет…» (слова Р.Бёрнса, музыка А.Петрова, перевод С.Маршака) из кинофильма Э.Рязанова «Служебный роман» в исполнении А.Фрейндлих.

 

Ведущий: Узнали? Многим знаком и фильм, кадры из которого вы только что видели, и не менее замечательная песня в исполнении несравненной Алисы Фрейндлих, прозвучавший в нём впервые. Но вряд ли кто знает, что автором этой песни является поэт Роберт Бёрнс. Слайд № 2

Великий немецкий поэт Иоганн Гёте говорил о нём: «Не потому ли он велик, что старые песни его предков жили в устах народа, что ему пели их, тогда ещё, когда он был в колыбели, что мальчиком он вырастал среди них и сроднился с высоким совершенством этих образцов? И ещё, не потому ли он велик, что его собственные песни тотчас же находили восприимчивые уши среди его народа, что они затем звучали ему навстречу из уст жнецов и вязальщиц снопов, что ими приветствовали его весёлые товарищи в кабачке? Тут уж и впрямь могло что-то получиться».

 

Слайд № 3

На сцене – обучающиеся 5-х классов читают стихотворения Р.Бёрнса.

 

Ведущий: Не менее талантлив и другой западноевропейский поэт, Джон Китс, творчество которого представят учащиеся 8 класса.

 

Слайд № 4

На сцене – ученики 8 класса читают стихотворение Джона Китса на английском языке.

 

Ведущий: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое», – так в феврале 1848 года, подчёркивая особенность своего поэтического дарования, напишет Николаю Васильевичу Гоголю поэт, который сыграет заметную роль в становлении А.С.Пушкина и признает себя побеждённым учителем. 230 лет прошло с его дня рождения, но всё так же ярко и сильно звучат его лирические строки, не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый сказочный язык, не исчезла сила его таланта. Имя этого поэта – Василий Андреевич Жуковский. Слайды № 5-8

 

На сцене – обучающиеся 7-х классов. Чтение детьми лирических произведений В.А.Жуковского.

 

Слайд № 9 Ведущий: 5 декабря 2013 года исполнится 210 лет со дня рождения Ф.И.Тютчева, одного из лучших лирических поэтов мира. По словам Тургенева, «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Судьба Ф.И.Тютчева уникальна, ибо не было у нас в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество.

 

На сцене – обучающиеся 6-х классов с литературным коллажем о Тютчеве Ф.И. «Все во мне – и я во всем».

Слайд № 10 Марьина Виолетта: Ф.И.Тютчев был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых, родился в 1803 году 5 декабря, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Слайд № 11

Лыкова Маша:Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Но как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов.

Пестова Наташа: Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны».

Дидикова Марина:

Как ни гнет рука судьбину,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И  первой встречею весны!

Марьина Вилетта:  А разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки: «Люблю грозу в начале мая»?  Пейзажная лирика поэта великолепна.

 

Видеоклип на стихи Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…».

 

Дрейфельд Валера: «Зима недаром злится…» Слайд № 12

Пестова Наташа:  Весна. «Ещё в полях белеет снег…» Слайд № 13

Лыкова Мария: Любовная лирика отразила личную жизнь поэта, полную страстей, трагедий, разочарований. Слайд № 14

Шевелёв Владимир:

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне,-

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

 

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой люблю…

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне, как в раю.

 

Дрейфельд Валера:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

 

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

 

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

 

Слайд № 15 Пестова Наташа: «Жизнь сердца у Ф.И.Тютчева была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несет в своей крови «это ужасное свойство, – не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…».

Романс «Я встретил Вас….» в исполнении Б.Штоколова (видеоклип).

 

Слайд № 16 Ведущий: Более 160 лет осваивается, изучается и разглядывается русский писатель В.Г.Короленко. Что современный читатель знает о жизни и творчестве выдающегося русского писателя-гуманиста Владимира Галактионовича Короленко? К сожалению, не много. В основном мы знакомы с его творчеством только по рассказу «Дети подземелья», который вы не найдете ни в одном собрании сочинений писателя, потому что такого рассказа Короленко не писал. У него есть повесть «В дурном обществе». Для того, чтобы познакомить детей с этим произведением, повесть сократили до размера небольшого рассказа. Сокращение было сделано без участия писателя, и этот рассказ ему не нравился. К счастью, современная школьная программа по литературе знакомит вас именно с повесть. «В дурном обществе», и, думаю, этому Владимир Галактионович был бы очень рад.

 

На сцене – обучающиеся 5 класса В с инсценированием эпизода из повести В.Короленко «В дурном обществе».

 

Ведущий: Осенней ночью 1912 года на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет тридцати и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.

– Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт. Слайд № 17

Утром следующего дня молодой человек – Владимир Маяковский – был публично объявлен гениальным. “Пришлось писать”, – скажет позднее Маяковский. И тогда появилось “первое профессиональное” стихотворение “Ночь”, потом – “Утро”. Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.

А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось первое публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.

Давайте заглянем в этот артистический подвал, где уже не в первый раз шокирует своими стихами поэт Владимир Маяковский.

 

На сцене – обучающиеся 11 класса с чтением лирических произведений В.Маяковского.

 

Ведущий: Он любил концерты и встречи с публикой. Несмотря на то, что поэтом его не признавали официально. Его стихи не печатали. Зато они использовались в кино. Он пел перед студентами, рабочими – перед самой разной аудиторией. Он пел на сцене и на экране. «Мои песни – это почти крик души», «Я не люблю лёгких песен», – говорил он.

«Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт. Но потом почувствовал, что мне это…невмоготу. С большим трудом поступил в студию МХАТ. Считалось, что мой голос не приспособлен для сцены, и даже пытались отчислить за профнепригодность из-за голоса. Но закончил студию в числе лучших учеников». Я думаю, вы уже  готовы назвать имя этого ученика.

Слайд № 18 Да, это Владимир Семёнович Высоцкий. 75-летний юбилей поэта страна встречала 25 января 2013 года.

А что из его песен знала публика в своё время? 100 песен были известны. По 200 песен, может быть, имели коллекционеры и любители Высоцкого. Но он написал 800 текстов! А какое разнообразие тем! Любовь, спорт, сказки, война, дружба, Россия..

Высоцкий родился с обнажённой душой. Его песни могут нравиться. Могут раздражать. Но в них всегда звучит беспощадный вопрос: «Как жить по совести?»

 

На сцене – обучающиеся 10 класса с исполнением песен В.Высоцкого.

 

Ведущий: Рок – культура долгие годы была в России под запретом, она жила в подполье, в самиздате, за кадром официальной жизни. Это была своего рода эмиграция внутри страны: Молодые таланты, писатели, поэты, барды, как правило, работали в сфере коммунального хозяйства дворниками и сторожами, чтобы заработать себе на элементарное пропитание. Сейчас на дворе новый век, новое тысячелетие. Издаются большими тиражами сборники стихов Высоцкого, Цоя, Макаревича, Гребенщикова. Внешние и внутренние эмигранты получили право на жизнь. Правда, иных уж нет, а те далече…

Слайд № 19 Из всех «живых легенд» русского рока по – прежнему активен, пожалуй, лишь Борис Борисович Гребенщиков. Он концертирует, пишет новые песни, выпускает аудио – альбомы, ведет свой сайт в Интернете. Вышла в свет антология песен группы «Аквариум» под названием «Тексты XX века».

Я думаю, это все не случайно происходит. Планка духовного и интеллектуального уровня Гребенщикова всегда была и остается очень высокой. Его поклонники и слушатели отличаются не тем, что принадлежат одной возрастной или социальной группе, нет! Они объединяются по более «тонким» параметрам. Интересно, что Гребенщикова упрекали и продолжают упрекать за то, что он несет «заумь». Наверное, если бы он был просто поэтом, печатался в периодических изданиях, издавал сборнички стихов, никому бы и в голову не пришло выдавать такое обвинение. Сейчас даже школьная программа включает в себя изучение поэтов серебряного века, образный строй и язык которой не менее сложен. Но Борису Борисовичу не могут простить прежде всего того, что он позволил себе привнести высокую материю в мир массовой культуры, где установились свои законы и правила игры. Но вот уже тридцать лет БГ идет своей дорогой, даже не думая сворачивать на тропу шлягера. И это вызывает большое уважение к его личности.

Как же все началось? Когда, с чего?.. В одном из интервью БГ ответил на этот вопрос так: «Был серый будничный мир взрослых людей. Я уже был школьником. В этом мире ничего не происходило, кроме свар, ссор, получек, зарплат, быта, мытья тарелок… Я в школе еще пытался написать рассказ: мальчик долго едет из школы домой, засыпает в автобусе и пропускает свою остановку. И ему снится, как он выходит из автобуса на последней остановке. А там светит солнце, и какие – то поляны, и лес. И вообще кайф… И водитель, под которым явно подразумевался Джордж Харрисон, говорит: «Ну, вот и приехали!» Этот рассказ я так и не написал, слава Богу. Но он точно выражает мое настроение тогда, в детстве и юности».

Свой рассказ о Борисе Гребенщикове мне хотелось бы закончить одной его строфой, загадочной и очень плотной по содержанию своему:

Итак, он поет, но это не нужно им.

А что им нужно — не знает никто.

Но он окно, в котором прекрасен мир.

И кто здесь мир и кто здесь окно?

 

На сцене – обучающиеся 9-х классов с исполнением песни «Под небом голубым…».

 

Ведущий:

Блажен, кому судьба вложила

В уста высокий дар речей,

Кому она сердца людей

Волшебной силой покорила…

“Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры» – так сказал однажды замечательный поэт Константин Бальмонт.

Мне же остаётся пожелать: пусть каждый из вас после сегодняшней встречи сохранит золотые и серебряные нити  творчества наших классиков и поэтов современности, чтобы соткать в своей душе неповторимый ковёр добра, любви к Родине, к своим друзьям и семье.

 

До новых встреч!

 

Литературно-музыкальная встреча, посвящённая завершению Недели филологии