автор: Кузнецова Ирина Григорьевна
Музыкальный руководитель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Интегрированное музыкально-валеологическое занятие (старшая группа) “Путешествие Гномов Мажора и Минора по временам года”
Интегрированное музыкально – валеологическое занятие «Путешествие Гномов Мажора и Минора по временам года»
Интегрированное музыкально – валеологическое занятие «Путешествие Гномов Мажора и Минора по временам года»
Цель: Формировать представления о благотворном влиянии различных видов музыкальной деятельности на настроение человека, на выработку привычек к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Обогащать эмоциональный опыт детей новыми впечатлениями, создавать радостное настроение.
- Закреплять знакомые танцевальные движения в различном темпе.
- Формировать слуховое внимание, певческие навыки.
- Развивать чувство ритма, координацию движений, способность к спонтанному творческому поведению.
- Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, память, речь.
- Обогащать содержание музыкального образования различными видами здоровьесберегающих технологий, повышающих адаптивные возможности детского организма.
- Воспитывать в детях любовь к окружающим, дружеское отношение к сверстникам.
- Поддерживать позитивную социализацию и индивидуализацию развития личности детей в рамках ФГОС дошкольного образования.
Интеграция с образовательными областями: речевая, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, физкультурная.
Ход занятия:
Презентация: «Времена года в «мажоре» и времена года в «миноре»
Музыкальный руководитель:
Разные события нашей жизни создают нам настроение. Добрые события – весёлое радостное настроение, а грустные, возможно даже злые делают нас печальными, а иногда и рассерженными. Всем известно, что грустное, ворчливое, плохое настроение может приводить даже к болезни, а хорошее настроение – наоборот, помогает справиться с любыми недугами.
Помни истину простую,
Что от зла добра не ждут,
Только добрые поступки
Тебя к здоровью приведут.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Валеологическая распевка «Доброе утро» с элементами пальчиковой гимнастики и самомассажа
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, “фонарики”)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Музыкальный руководитель:
Ребята, правда эта веселая песенка подняла нам настроение, улучшила наше самочувствие. Мы сегодня с вами совершим прогулку во все времена года.
Целый год – круговорот;
За осенью зима идет,
За зимой бежит весна,
Зверям, птицам не до сна.
За весной примчится лето,
В яркие цветы одето.
А за летом – осень снова,
В красно-золотой обнове.
(Стук в дверь) Слышите к нам кто-то идет?
В зал веселой походкой с дирижерской палочкой заходит Гном – Мажор.
Мажор: Я, Мажор – веселый лад,
Меня видеть каждый рад.
Я веселый, озорной,
Слышать рад меня любой!
Здравствуйте, ребята!
Я слышал, вы отправляетесь на прогулку? А возьмите меня с собой, со мной не соскучитесь.
Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, возьмем Гнома-Мажора с собой? Ведь веселая музыка нам пойдет только на здоровье.
Слышится слабый стук в дверь. Медленно, не спеша входит Гном Минор.
Минор: Я, Минор – печальный лад,
Встрече с вами очень рад.
Не смеюсь я, не шучу,
А все больше я грущу.
Музыкальный руководитель: Что же, гномы, проходите
И с прогулкой помогите.
Дети:
1.Музыкант и дирижёр
Радуются с нами:
Про минор и про мажор
Мы расскажем сами.
2.Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.
Гномы:
Мажор: Я – Мажор, бегу, кричу,
Минор: Я – Минор, иду, грущу,
Мажор: Я – Мажор, смеюсь, шумлю,
Минор: Я – Минор, шепчу и сплю,
Мажор: Я – Мажор, весёлый гном,
Я не плачу под дождем,
Минор: Я – Минор, печальный гном,
Грустный прихожу я в дом.
Вместе: Интересный разговор,
Стали мы друзьями,
Про минор и про мажор
Рассказали сами.
Музыкальный руководитель: Ну вот, мы с вами очень хорошо познакомились. А сейчас мы отправляемся на осеннюю прогулку.
Минор: Вот и осень наступает,
Дождь холодный поливает,
Птички больше не поют,
Унеслось тепло на юг.
В луже ноги промочил
И сижу: «Апчхи! Апчхи!»
Мерзнут руки, грустно очень
Кто придумал эту осень?
Музыкальный руководитель: Ребята, неужели осень – грустное время года? (Нет)
Надо спеть для Минора веселую песенку. Быть может, она сможем его развеселить?
Исполняется песня: «Веселая осень» Е.И. Антошиной.
Мажор: Ах, какая красота!
Блещет золотом листва!
Тьма в лесу грибов душистых,
Воздух свежий, воздух чистый!
Можно песни распевать
И с листочками плясать!
Танец – импровизация «Разноцветные листья».
Мажор и Минор: Отгадайте-ка, ребятки, наши осенние загадки!
Минор: Осенью он часто нужен –
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
Мажор: В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
Музыкальный руководитель:
Наши ребята дождя не боятся.
Дружно они под дождем веселятся!
Физкультминутка «Лужи»
Шлёп, шлёп, шлёп- ритмично постукивают ладонями по ногам
Иду по лужам
Хлюп-хлюп-хлюп- ритмично притопывают ногами
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап- поднимают руки вверх и ритмично щёлкают
Мне зонтик нужен, пальцами, плавно опускают
Оп-оп-оп- скрещивают руки и похлопывают по пред-
Вода на спинке, плечьям
Буль-буль-буль- выполняют ритмичную пружинку
Упала шапка.
Ой-ой-ой- качают головой, руки к голове
Кругом вода.
Да-да-да- ритмично кивают головой
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда! грозят пальцем.
Игра – эстафета «Галоши и зонтики».
Минор: Хорошо вам веселиться – у вас дождь теплый. А если холодный пойдет? Да еще с ветром? Пойдете на улицу гулять и играть?
Музыкальный руководитель: Когда на улице непогода, можно читать книжки и рассказывать добрые музыкальные сказки. Ребята, хотите помузицировать?
Осенняя сказка ( речевая игра с музыкальными инструментами).
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию Мажора-дирижера.
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошкой по барабану
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло – Ксилофон
Будет белке в нем тепло.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов
Тучи собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчик
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – Все инструменты
Осень яркая идет!
Минор: Да-а-а! Осень – и правда отличная пора!
Но вот зима, точно самая ужасная: мороз, вьюга! Бр-р-р!
Мажор: Что ты, братец, зима – чудесное время года! А какие интересные игры зимой! Ребята, в какие игры вы любите играть зимой?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка – зима!
Зимушка колючая,
Кружит снежной тучею,
Снегом природу наряжает,
Песню игриво запевает.
Морозко скачет, всех пугает
Да весело подпевает.
Все скорее в круг вставайте,
Громко песню запевайте!
Исполняется песня – хоровод: «Что нам нравится зимой?»
В начале каждого куплета Мажор поет первую фразу: «Что вам нравится зимой?»
Минор: Ох! Мороза я боюсь!
В шарф и шубу завернусь!
А еще зимою грипп.
Ох, ко мне б он не прилип!
Вот уже горячий лоб,
Все спасайтесь! Грипп идет!
Музыкальный руководитель: А почему ты так странно одет?
Минор: Вы песню о зиме спели, и я замерз!
Музыкальный руководитель: А почему в тапочках, а не в валенках?
Минор: Пока всю одежду на себя надевал – ноги вспотели!
Музыкальный руководитель: А зонт тебе зачем?
Минор: Как же зимой без зонта? Вдруг снег пойдет – засыплет всего!
Музыкальный руководитель: Ребята, правильно Гном-Минор рассуждает? Как надо одеваться на прогулку?
Дети: По погоде.
Мажор: Что б простуды не бояться, надо….
1-й ребенок: Спортом заниматься!
2-й ребенок: По погоде одеваться!
3-й ребенок: И, конечно, закаляться!
Музыкальный руководитель: В холодное время года очень полезно делать веселый самомассаж. Повторяйте за мной!
«Мороз» (самомассаж биологически активных точек)
На дворе опять мороз. Поглаживают ладонями шею.
Чтобы носик не замерз,
Мы его сейчас потрем, Указательными пальцами легко потирают переносицу.
И погладим, Большими пальцами гладят нос с боков.
И помнем. Легко пощипывают крылья носа.
Растираем наши щечки Ладошками растирают щечки.
Пусть алеют как цветочки!
Проведем по бровкам, глазкам Указательными пальцами проводим по бровям, глазам
Будут глазки словно в сказке!
А про ушки не забыли?
Утром ушки все помыли?
Вот сейчас потреплем ушки Легко треплют уши.
Ах, какие непослушки!
Прыгнем! Руки на поясе, высокий прыжок.
Хлопнем Хлопают в ладоши.
Прыгнем снова! Прыжок.
Будем мы всегда здоровы! Хлопки.
Минор: Оказывается, зимой очень весело! Я теперь тоже буду зиму любить! Зима – это здорово! Но вот весна – снег тает, повсюду лужи, погода непонятная – то дождь, то солнце. Сижу дома и не знаю, что одеть на улицу.
Мажор: После зимней стужи к нам пришла весна,
На дорогах лужи, птицам не до сна.
Солнце растопило всех снеговиков.
Наконец дождались солнечных деньков.
Исполняется песня: «Дождь пойдет по улице» муз.В.Шаинского.
Из домика доносится рычание, выходит Медведь (ребенок).
Медведь: Кто шумит? Кто поет?
Кто поспать мне не дает?
Минор: Ох, ребята, помогите!
От медведя нас спасите!
Мажор: Медвежонок, хватит спать,
Уже весна – пора вставать!
Медведь: Превращу сейчас ребят
В развеселых медвежат.
Будем весело играть,
Будем правильно дышать.
Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»
Вот весна уж на пороге,
Мишки спят в своей берлоге.
Дети лежат свободно на ковре, вдыхают носом, на выдохе произносят: «Хр-р-р!».
Лапки сжали, повернулись.
Прижали руки и ноги к груди, повернулись на бок, вдох носом, выдох (долгий) – ртом.
После – сладко потянулись.
Зевают со звуком «А-а-а» на выдохе.
И совсем проснулись.
Садятся по-турецки.
Подышали – вдох, другой.
Пахнет все вокруг весной!
Вдох сопровождается сжиманием пальцев рук в кулак, выдох – разжиманием.
Справа – талым снегом.
Вдох с поворотом головы вправо, выдох – свободный.
Слева – свежим следом.
Вдох с поворотом головы влево, выдох – свободный.
Молодой листвой вверху,
Вдох с поднятием головы, выдох – свободный.
Сочной травушкой – внизу.
Вдох с опусканием головы, выдох – свободный.
Вытянули лапки, сделали зарядку.
Выполнение руками упражнения «ножницы».
Дружно сели, дружно встали,
А потом захохотали!
Мажор: Мишка, ты всегда так рад весне?
Медведь: Конечно! Ведь весной так красиво и тепло.
Мажор: Ребята, а чем вам нравится весна?
Ответы детей.
Минор: Ладно, тут я с вами согласен. А вот летом мне по-настоящему плохо! Жара, пыль, комары и мухи, все жужжат, кусаются! Не хочу лето!
Мажор: Как же так, братец? Ведь лето самое веселое, солнечное время года. У ребят каникулы. Все купаются и загорают!
Исполняется песня: «Песенка о лете» Е.Крылатова.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, наша песенка разбудила жителей сказочной поляны: прекрасные цветочки проснулись. Ребята, давайте вместе покажем, как просыпаются цветочки.
Пальчиковая гимнастика «Цветок» выполняется вместе с детьми.
Вырос цветок на поляне руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы
и слегка округлить их, как «бутон».
Утром прекрасным раскрыл лепестки развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье выполнять ритмичные движения
пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки ладони опустить вниз и тыльной
стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими.
Дети:
- Летом хорошо играть
Бегать, прыгать и скакать
Можно в озере купаться
И на пляже загорать.
- Летом ягоды, цветы,
Летом солнечные дни.
Лето любят все ребята,
Птички, бабочки, зайчата.
Минор и Мажор: Летом всюду звонкий смех,
Это время лучше всех!
Общий хоровод под песню «Самая счастливая» Ю.Чичкова.