автор: Кулакова Светлана Юрьевна
Воспитатель
ФКДОУ Детский сад комбинированного вида «Росинка»
Методическое объединение по мелкой моторике «Ловкие пальчики»
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида “Росинка”
Мет. объединение для педагогов.
Тема: “Ловкие пальчики”
Подготовила:
Кулакова С.Ю.
Мет. объединение по мелкой моторике ” Ловкие пальчики”
Цель работы: развивать пальчиковую моторику руку используя традиционные и нетрадиционные методы.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”- писал Н. Кант.
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
«Комканье платка»
Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот!»
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
- 1. Игры с прищепками.
Поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
“Гусь”
Гусь стоит,
И всё гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет.
Га – га – га!
Берут в руки бельевую прищепку.
Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).
На каждый ударный слог.
От большого пальца к мизинцу.
Очень интересно для детей «приделывать» недостающие части, к вырезанным из картона игрушкам, животным.
Аналогично со скрепками.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Пособие «Веселые прищепки»
Пособие «Разноцветная полянка»(с крабиками)
Ребенок закрепляет на полянке цветочки, бабочки («крабики»).
2.Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
- Наматывание ленточек
Пособие «Корзинка»
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера.
4.Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (гречка, горох, фасоль).
Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
“Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи”.
- В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
6.Рисование по крупе. На поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку) и пальчиком провести по крупе. Попробовать нарисовать забор , дождик, волны, буквы и т.д.
- Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки, кладем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» –
«Мы едим на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
8.Выкладывание фигур из счетных палочек.
- 9. Игры с бусинами, макаронами, трубочками.
- Пальчиковый театр.
11.Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, камушками, зубными щётками и т. д.)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Хочу закончить словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание.