автор: Кулиш Елена Владимировна

МБДОУ “ЯСЛИ-САД № 355 ГОРОДА ДОНЕЦКА”

Доклад «Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников».

 

«Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников».

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.

Социально – коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
  • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

  • использование в практике работы здоровье сберегающих образовательных технологий;
  • реализация общеобразовательной программы;
  • обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму, являются:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» :

  1. Требования к основным компетенциям педагога:
  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • организация сотрудничества с родителями воспитанников.
  1. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.

Младший дошкольный возраст

  • вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
  • организация сюжетных игр;
  • организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
  • простейшие поисковые и проблемные ситуации;
  • игры с моделированием;
  • литература и игра (чтение).

Средний дошкольный возраст :

  • организация сюжетно-ролевых игр;
  • вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
  • введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
  • беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Старший дошкольный возраст :

  • ситуационные задачи, их широкая вариативность;
  • использование метода проектов;
  • использование метода коллекционирования;
  • использование театрализованной деятельности;
  • использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);
  • самостоятельная деятельность детей.
  1. Инновационные формы работы с родителями :
  • совместные образовательные проекты, а также семейные;
  • вечера вопросов и ответов;
  • родительские гостиные;
  • совместное творчество родителей, детей и педагогов;
  • творческие выставки и фотовыставки;
  • тематические вечера и викторины;
  • совместные досуги;
  • видеоинтервью и мультимедийные презентации;
  • совместное создание мини-музеев.

Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников необходимы следующие организационно-педагогические условия:

  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучение умению слушать и слышать другого;
  • развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;
  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
  • обучение детей умению владеть собой;
  • развитие умения анализировать ситуацию;
  • целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.

 

Доклад «Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников».