автор: Кумакова Юлия Ивановна
учитель-логопед МБДОУ “Ласточка”
«Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей, имеющих алалию со сходными состояниями».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАСТОЧКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «ЛАСТОЧКА»)
« Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей,
имеющих алалию со сходными состояниями».
Подготовила:
Учитель-логопед
МБДОУ «Ласточка»
Кумакова Юлия Ивановна.
Вопрос диагностики алалии в раннем возрасте является довольно трудным. Моторная алалия сходна с рядом языковых и неязыковых расстройств, однако, отличать алалию от других расстройств принципиально важно. При диагностике, диффиренсация часто бывает затруднена, т.к. некоторые симптомы алалии идентичны симптомом других речевых расстройств. Алалия часто проявляется в структуре различных других нарушений (ДЦП, ММД и т.д.). Алалия может сосуществовать с другими речевыми нарушениями (дизартрия, заикание). Общее у перечисленных категорий детей то, что все они не говорят, или говорят очень плохо.
Задачи дифференциальной диагностики нарушений речи:
- Отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза;
- Выявления первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
- Изучение атипичного протекания дизонтогенеза;
- Определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонений;
- Выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждением мозговых структур) расстройствами;
- Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
- Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
- Определение и обоснование педагогического прогноза.
Алалия и глухонемота.
Глухонемота – состояние, при котором отсутствует способность к восприятию звуков (глухота) и возможность общения с окружающими с помощью речи (немота).
Ребенок-алалик и ребенок-глухонемой отличаются главным образом по слуху.
Алалия и умственная отсталость.
Умственная отсталость – стойкое выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими словами, отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития ребенка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не будучи олигофреном.
Общее при алалии и умственной отсталости:
– позднее появление речи: к трем, четырем, пяти годам,
– похожий лепет.
– очень малый запас слов.
Алалия и афазия.
Моторная афазия – нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата вследствие расстройства центральной регуляции произвольных речевых движений — речевой апраксии.
Общее при алалии и афазии:
– и алалия и афазия характеризуется полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществления основной функции речи – общение с окружающими;
– как вторичное явление в обоих случаях имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности и всего поведения человека; в результате сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;
– все исследователи выделяют две основные формы и алалии и афазии: моторную и сенсорную; хотя такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, все таки оно является оправданным, так как основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).
Алалия и анартрия (дизартрия).
Дизартрия (анартрия) -нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии − только одна из его подсистем, фонетическая.
Сенсомоторная алалия и аутизм.
Аутизм- болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.
Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и аутизма представляет известные трудности, особенно у детей раннего возраста. Проявления расстройств аутистического спектра разнообразны, симптомы, характерных для этих нарушений, могут встречаться при сенсорной алалии, что осложняет постановку диагноза. Например, наличие эхолалии (повторение за окружающими слов, словосочетаний, фраз) может одинаково проявляться при обоих нарушениях. Могут обнаруживаться очень похожие поведенческие реакции – отсутствие фиксации взгляда на лице говорящего, ограничение использования жестов. Количество страхов при сенсорной алалии и аутизме превышает показатели нормы и т.п. Однако при сенсорной алалии, в отличие от аутизма, эмоциональная сфера ребенка является более сохранной. Обращает на себя внимание широкий спектр проявления эмоций. Например, искренняя радость от полученного подарка или поощрения, смех в ответ на действия сказочных персонажей и кукол. Ребенок с сенсорной алалией, как правило, не избегает социальных контактов с другими детьми, взрослыми, но степень его участия определяется возможностями его коммуникации. Он не испытывает негативизма при прикосновениях, сам использует тактильный контакт для привлечения внимания (например, тянет за руку, пытаясь подвести к нужному предмету). Испытывая страх или стеснение, обнимает взрослого и прячется за него. Для ребенка с сенсорной алалией не характерны стереотипные (повторяющиеся) движения, нет болезненной чувствительности к изменению привычной окружающей обстановки, что часто можно увидеть при аутизме. В любом случае, дифференциальная диагностика требует от специалиста большой наблюдательности, умения моделировать ситуации, в которых эти поведенческие особенности ребенка хорошо проявляются, способности проводить анализ поведения с учетом внешних факторов, возраста и психофизиологического состояния ребенка.
В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребенка в процессе проведения с ним логопедических занятий. Важно, чтобы совместные усилия врачей (неврологов, сурдологов, психиатров, отоларингологов, врачей-реабилитологов, логопедов и др.), психологов, педагогов были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей.