автор: Куряткова Елена Валентиновна

Учитель начальных классов МАОУ “СОШ №24” г.Сыктывкар

Конспект урока русского языка в технологии системно-деятельностного подхода “№ склонение имен существительных” 4 класс

                                                                             

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема: «3 склонение имен существительных» 4 класс

Тип урока: открытие нового знания.

Урок в технологии системно-деятельностного подхода.

Формирование УУД:

Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из текста, работать с новой информацией; формирование умения на основе анализа делать выводы; формирование умения устанавливать аналогии; формирование обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: Формирование умения определять цель деятельности на уроке; формирование умения определять успешность выполнения своего задания; формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, строить речевые высказывания; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения договариваться, работать в паре, в группе, строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками; развивать навыки сотрудничества.

Личностные: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности; определение границ собственного знания и незнания.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация

к учебной деятельности

«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется»
-Сегодня я начала наш урок со слов песни из мультфильма «Крошка Енот». Улыбнитесь друг другу!Улыбайтесь чаще!От улыбки вашей

Станет жизнь светлей и слаще!

-Ребята, какой частью речи является слово «улыбка»? Докажите.

-О какой части речи мы ведём разговор на уроках русского языка?

-Сформулируйте правило об имени существительном.

-Что именно об имени существительном мы изучаем?

-Что такое склонение?

Послушайте стихотворение и подумайте, каким настроением оно пропитано….

Я учусь в 4 классе,

Свою школу я люблю.

Как приду, всем сразу «здрасте»

На весь класс я прокричу.

Я учу всегда уроки

И в кружки ещё хожу.

Свою школу очень милой

Я, ребята, нахожу.

И люблю я здесь учиться,

И пятёрки получать.

А ещё после каникул

Снова в школу вновь шагать.

-От чьего имени написано стихотворение?

-Какое настроение у ребёнка?

-Как вы об этом узнали?

-Предложите название этому стихотворению.

-С каким настроением вы ходите в школу?

Дети вспоминают части речи.

(Что?) улыбка – это существительное.

О существительном

Дети озвучивают правило о сущ.

Склонение.

Изменение по падежам.

Анализ произведения.

Ответы детей. Рефлексия.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Задание

на пробное действие

-Предлагаю собрать вам тематическую группу слов – имён существительных и объединить их темой «Школа».

-Проверим. Остальные ребята внимательно слушают отвечающих и проверяют, все ли перечисленные группой слова будут существительными.

-Как вы это проверяли?

-Ребята, я тоже подобрала группу имен сущ-ых по теме «Школа». Прочитайте!

Школа

Класс

Учитель

Урок

Перемена

Улыбка

Радость

Грусть

-Проверьте, все ли эти слова существительные.

-Они объединены темой «Школа».

-Можно ли в школе испытывать такие чувства, как радость? грусть?

-Что чаще вы испытываете: радость или грусть?

-Дети я тоже испытываю разные чувства: когда-то радостные, когда-то грустные…

Но всё же от общения с вами у меня в душе остаётся гораздо больше радостных чувств, чем грустных, потому что вы у меня – золотые дети. И в этом вы меня сегодня ещё раз убедите.

-Мы уже умеем находить в нашем богатом русском языке имена существительные 1 и 2 склонения.

-Какие имена сущ-ые относятся к 1 склонению? 2 склонению?

-Вернитесь к вашей тематической группе слов и определите склонение сущ-ых.

-У всех ли сущ-ых вы смогли определить склонение?

Работа в группах.

Самоконтроль.

Осуществление контроля за работой одноклассников.

Нам помогали вопросы Кто? Что?

Ребята читают про себя слова с доски.

Ребята работают в парах.

Ответы детей.

Дети называют правило

Работа в группе.

(Возможно, будут группы, которые  смогли определять склонение всех сущ., но могут быть группы, которые не смогли определить склонение некоторых сущ.)

Выявление причины затруднения -Почему?

-Сформулируйте цели урока.

-Вернёмся к моей группе существительных. Помогите мне определить склонение.

Запишем в тетрадь существительные 1 склонения.

-Теперь запишем сущ-ые 2 склонения.

-Какие слова остались?

-Почему мы не смогли отнести их к 1 или 2 склонению?

-Определим их род и выделим окончание.

-Что объединяет эти слова?

-Прочитайте ваши слова, склонение которых вы не смогли определить, работая в группах.

-Определите их род, выделите окончание.

-Какие у вас будут предположения.

Не соответствуют правилу.

Дети формулируют цели урока.

Дети комментируют письмо на доске и в тетрадях, объясняют, какие сущ. относятся к 1 склонению: школа, перемена, улыбка.

Пользуясь правилом, дети записывают: класс, учитель, урок.

Радость, грусть.

Запись слов: радость, грусть.

Ж.р. с нулевым окончанием.

Дети читают слова.

И у этих слов ж.р. с нулевым окончанием.

Дети высказывают своё мнение и предполагают, что это сущ. 3 склонения.

Построение проекта выхода из затруднения. -Как мы можем это проверить?

-Откройте учебник на стр. 97. Прочитайте правило про себя.

– Итак, что вы можете сказать о существительных радость и грусть?

-Сформулируйте тему урока.

Наш главный помощник – это учебник.

Это существительные 3 склонения.

Имена существительные 3 склонения.

Первичное закрепление во внешней речи -Прочитайте правило вслух.

-Какие примеры существительных 3 склонения приведены в правиле?

-Сформулируйте вопрос одноклассникам так, чтобы на него можно было ответить правилом. Поработайте в парах. Один задаёт вопрос, а другой на него отвечает правилом.

-Кто готов продемонстрировать работу в паре всему классу?

Физминутка под песню «От улыбки хмурый день светлей»

Работа с правилом.

Работа в парах.

Звучит вопрос и проговаривание правила.

Самостоятельная работа с самопроверкой -Ребята, я предлагаю вам следующее задание для работы в группах.

– Возьмите листочек и прочитайте пары слов:

Тетрадка – тетрадь

Школа – школьник

Письмо – писатель

Ученик – ученица

Ученик – школьник

Учебник – учиться

Школа – в школе

Шалость – шалун

-Проверьте, все ли пары слов являются однокоренными. Лишние вычеркните.

-Сколько пар вы вычеркнули? Почему?

-Проверьте.

На слайде – правильный ответ.

Тетрадка – тетрадь

Школа – школьник

Письмо – писатель

Ученик – ученица

Ученик – школьник – разный корень

Учебник – учиться

Школа – в школе – форма слова

Шалость – шалун

-Из оставшихся пар выберите только те, в которых оба слова являются существительными. Лишние пары зачеркните.

-Сколько пар вы зачеркнули? Почему?

Проверим по образцу.

На слайде – правильный ответ.

Тетрадка – тетрадь

Школа – школьник

Письмо – писатель

Ученик – ученица

Учебник – учиться (в паре есть глагол)

Шалость – шалун

-Среди существительных найдите существительные 3 склонения.

-Сколько существительных 3 склонения вы нашли?

-Докажите.

-Запишем эти слова в тетрадь и докажем, что это сущ. 3 склонения.

Работа в группах

Дети работают в группах, задание выполняется на листах бумаги. Лишние пары слов вычеркиваются.

Объяснение учащимися.

Самоконтроль.

Работа в парах.

Самоконтроль.

Пользуясь знаниями, полученными на уроке и правилом, дети в группах обсуждают и находят сущ. 3 склонения.

У групп могут быть разные ответы.

Работа проводится фронтально. Дети с помощью учителя приходят к единому мнению.

Дети пишут: тетрадь – ж.р., шалость – ж.р., выделяют окончания.

Включение в систему знаний и повторение. -Прочитайте слова.

-В чем их сходство?

-Определите, какие из них относятся к 3 склонению.

-Что будете проверять?

Совесть, скромность, день, голубь, жизнь, дверь, писатель, медаль.

-Запишите в тетрадь только существительные 3 склонения.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу соседа.

-Верните тетради. Посмотрите, какие исправления в вашу работу внес сосед.

-Теперь проверьте свою работу ещё раз по образцу:

3 склонение: Совесть, скромность, жизнь, дверь,  медаль.

-У кого из вас в тетради 5 слов? Встаньте!

-Эти ребята нашли и выписали все слова. Молодцы!

-Оцените свою работу с эти заданием.

-Составьте предложение, употребив в нём сущ. 3 склонения. Запишите его в тетрадь.

Чтение слов.

В конце мягкий знак.

Род и окончание.

Запись слов в тетрадь.

Взаимопроверка.

Самоконтроль.

Самооценка в виде лесенки успеха.

Звучат варианты предложений. У кого из детей не получилось составить предложение, они имеют возможность послушать одноклассников.

Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, мы завершаем наш урок.

-Чему он был посвящен?

-Что новое вы узнали?

-Возьмите простой карандаш и знаками «+», «-» и «?» ответьте на мои вопросы:

1. Я знаю, какие существительные относятся к 3 склонению.

2. Я могу рассказать правило.

3. Я могу привести пример существительного 3 склонения.

-У кого все 3 «+»? Вы, ребята, большие молодцы!

-У кого 2 «+»? И вы – молодцы! Если вы понимаете, что еще чего-то не поняли на уроке, у вас будет возможность поправить эту ситуацию при выполнении д/з.

-Прочитайте предложения, которыми я хочу завершить урок.

Каждый ученик должен учиться на совесть.

Жизнь дана на добрые дела.

Скромность украшает человека.

-Есть ли в этих предложениях сущ. 3 склонения?

-Назовите их.

-Каким из этих предложений вам хочется следовать?

-Благодарю вас, ребята, за урок!

Рефлексия

Самооценка

Есть.

Совесть, жизнь, скромность.

Чтение вслух.

Конспект урока русского языка в технологии системно-деятельностного подхода “3 склонение имен существительных” 4 класс