автор: Куряткова Елена Валентиновна
Учитель начальных классов МАОУ “СОШ №24” г.Сыктывкар
Конспект урока русского языка в технологии системно-деятельностного подхода “№ склонение имен существительных” 4 класс
Конспект урока по предмету «Русский язык»
Тема: «3 склонение имен существительных» 4 класс
Тип урока: открытие нового знания.
Урок в технологии системно-деятельностного подхода.
Формирование УУД:
Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из текста, работать с новой информацией; формирование умения на основе анализа делать выводы; формирование умения устанавливать аналогии; формирование обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: Формирование умения определять цель деятельности на уроке; формирование умения определять успешность выполнения своего задания; формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, строить речевые высказывания; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения договариваться, работать в паре, в группе, строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками; развивать навыки сотрудничества.
Личностные: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности; определение границ собственного знания и незнания.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация
к учебной деятельности |
«От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется» -Сегодня я начала наш урок со слов песни из мультфильма «Крошка Енот». Улыбнитесь друг другу!Улыбайтесь чаще!От улыбки вашей Станет жизнь светлей и слаще! -Ребята, какой частью речи является слово «улыбка»? Докажите. -О какой части речи мы ведём разговор на уроках русского языка? -Сформулируйте правило об имени существительном. -Что именно об имени существительном мы изучаем? -Что такое склонение? Послушайте стихотворение и подумайте, каким настроением оно пропитано…. Я учусь в 4 классе, Свою школу я люблю. Как приду, всем сразу «здрасте» На весь класс я прокричу. Я учу всегда уроки И в кружки ещё хожу. Свою школу очень милой Я, ребята, нахожу. И люблю я здесь учиться, И пятёрки получать. А ещё после каникул Снова в школу вновь шагать. -От чьего имени написано стихотворение? -Какое настроение у ребёнка? -Как вы об этом узнали? -Предложите название этому стихотворению. -С каким настроением вы ходите в школу? |
Дети вспоминают части речи.
(Что?) улыбка – это существительное. О существительном Дети озвучивают правило о сущ. Склонение. Изменение по падежам. Анализ произведения. Ответы детей. Рефлексия. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Задание на пробное действие |
-Предлагаю собрать вам тематическую группу слов – имён существительных и объединить их темой «Школа».
-Проверим. Остальные ребята внимательно слушают отвечающих и проверяют, все ли перечисленные группой слова будут существительными. -Как вы это проверяли? -Ребята, я тоже подобрала группу имен сущ-ых по теме «Школа». Прочитайте! Школа Класс Учитель Урок Перемена Улыбка Радость Грусть -Проверьте, все ли эти слова существительные. -Они объединены темой «Школа». -Можно ли в школе испытывать такие чувства, как радость? грусть? -Что чаще вы испытываете: радость или грусть? -Дети я тоже испытываю разные чувства: когда-то радостные, когда-то грустные… Но всё же от общения с вами у меня в душе остаётся гораздо больше радостных чувств, чем грустных, потому что вы у меня – золотые дети. И в этом вы меня сегодня ещё раз убедите. -Мы уже умеем находить в нашем богатом русском языке имена существительные 1 и 2 склонения. -Какие имена сущ-ые относятся к 1 склонению? 2 склонению? -Вернитесь к вашей тематической группе слов и определите склонение сущ-ых. -У всех ли сущ-ых вы смогли определить склонение? |
Работа в группах.
Самоконтроль. Осуществление контроля за работой одноклассников. Нам помогали вопросы Кто? Что? Ребята читают про себя слова с доски. Ребята работают в парах. Ответы детей. Дети называют правило Работа в группе. (Возможно, будут группы, которые смогли определять склонение всех сущ., но могут быть группы, которые не смогли определить склонение некоторых сущ.) |
Выявление причины затруднения | -Почему?
-Сформулируйте цели урока. -Вернёмся к моей группе существительных. Помогите мне определить склонение. Запишем в тетрадь существительные 1 склонения. -Теперь запишем сущ-ые 2 склонения. -Какие слова остались? -Почему мы не смогли отнести их к 1 или 2 склонению? -Определим их род и выделим окончание. -Что объединяет эти слова? -Прочитайте ваши слова, склонение которых вы не смогли определить, работая в группах. -Определите их род, выделите окончание. -Какие у вас будут предположения. |
Не соответствуют правилу.
Дети формулируют цели урока. Дети комментируют письмо на доске и в тетрадях, объясняют, какие сущ. относятся к 1 склонению: школа, перемена, улыбка. Пользуясь правилом, дети записывают: класс, учитель, урок. Радость, грусть. Запись слов: радость, грусть. Ж.р. с нулевым окончанием. Дети читают слова. И у этих слов ж.р. с нулевым окончанием. Дети высказывают своё мнение и предполагают, что это сущ. 3 склонения. |
Построение проекта выхода из затруднения. | -Как мы можем это проверить?
-Откройте учебник на стр. 97. Прочитайте правило про себя. – Итак, что вы можете сказать о существительных радость и грусть? -Сформулируйте тему урока. |
Наш главный помощник – это учебник.
Это существительные 3 склонения. Имена существительные 3 склонения. |
Первичное закрепление во внешней речи | -Прочитайте правило вслух.
-Какие примеры существительных 3 склонения приведены в правиле? -Сформулируйте вопрос одноклассникам так, чтобы на него можно было ответить правилом. Поработайте в парах. Один задаёт вопрос, а другой на него отвечает правилом. -Кто готов продемонстрировать работу в паре всему классу? Физминутка под песню «От улыбки хмурый день светлей» |
Работа с правилом.
Работа в парах. Звучит вопрос и проговаривание правила. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | -Ребята, я предлагаю вам следующее задание для работы в группах.
– Возьмите листочек и прочитайте пары слов: Тетрадка – тетрадь Школа – школьник Письмо – писатель Ученик – ученица Ученик – школьник Учебник – учиться Школа – в школе Шалость – шалун -Проверьте, все ли пары слов являются однокоренными. Лишние вычеркните. -Сколько пар вы вычеркнули? Почему? -Проверьте. На слайде – правильный ответ. Тетрадка – тетрадь Школа – школьник Письмо – писатель Ученик – ученица Ученик – школьник – разный корень Учебник – учиться Школа – в школе – форма слова Шалость – шалун -Из оставшихся пар выберите только те, в которых оба слова являются существительными. Лишние пары зачеркните. -Сколько пар вы зачеркнули? Почему? Проверим по образцу. На слайде – правильный ответ. Тетрадка – тетрадь Школа – школьник Письмо – писатель Ученик – ученица Учебник – учиться (в паре есть глагол) Шалость – шалун -Среди существительных найдите существительные 3 склонения. -Сколько существительных 3 склонения вы нашли? -Докажите. -Запишем эти слова в тетрадь и докажем, что это сущ. 3 склонения. |
Работа в группах
Дети работают в группах, задание выполняется на листах бумаги. Лишние пары слов вычеркиваются. Объяснение учащимися. Самоконтроль. Работа в парах. Самоконтроль. Пользуясь знаниями, полученными на уроке и правилом, дети в группах обсуждают и находят сущ. 3 склонения. У групп могут быть разные ответы. Работа проводится фронтально. Дети с помощью учителя приходят к единому мнению. Дети пишут: тетрадь – ж.р., шалость – ж.р., выделяют окончания. |
Включение в систему знаний и повторение. | -Прочитайте слова.
-В чем их сходство? -Определите, какие из них относятся к 3 склонению. -Что будете проверять? Совесть, скромность, день, голубь, жизнь, дверь, писатель, медаль. -Запишите в тетрадь только существительные 3 склонения. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу соседа. -Верните тетради. Посмотрите, какие исправления в вашу работу внес сосед. -Теперь проверьте свою работу ещё раз по образцу: 3 склонение: Совесть, скромность, жизнь, дверь, медаль. -У кого из вас в тетради 5 слов? Встаньте! -Эти ребята нашли и выписали все слова. Молодцы! -Оцените свою работу с эти заданием. -Составьте предложение, употребив в нём сущ. 3 склонения. Запишите его в тетрадь. |
Чтение слов.
В конце мягкий знак. Род и окончание. Запись слов в тетрадь. Взаимопроверка. Самоконтроль. Самооценка в виде лесенки успеха. Звучат варианты предложений. У кого из детей не получилось составить предложение, они имеют возможность послушать одноклассников. |
Рефлексия деятельности на уроке | -Ребята, мы завершаем наш урок.
-Чему он был посвящен? -Что новое вы узнали? -Возьмите простой карандаш и знаками «+», «-» и «?» ответьте на мои вопросы: 1. Я знаю, какие существительные относятся к 3 склонению. 2. Я могу рассказать правило. 3. Я могу привести пример существительного 3 склонения. -У кого все 3 «+»? Вы, ребята, большие молодцы! -У кого 2 «+»? И вы – молодцы! Если вы понимаете, что еще чего-то не поняли на уроке, у вас будет возможность поправить эту ситуацию при выполнении д/з. -Прочитайте предложения, которыми я хочу завершить урок. Каждый ученик должен учиться на совесть. Жизнь дана на добрые дела. Скромность украшает человека. -Есть ли в этих предложениях сущ. 3 склонения? -Назовите их. -Каким из этих предложений вам хочется следовать? -Благодарю вас, ребята, за урок! |
Рефлексия
Самооценка Есть. Совесть, жизнь, скромность. Чтение вслух. |