автор: Кутилина Наталья Николаевна

учитель-логопед МАУ ДО ДДЮТ

Хочу учиться на 5! Нейропсихологические приёмы в логопедической практике.

 

Нейропсихологические приемы в логопедической практике.

Автор: Кутилина Наталья Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного учреждения «Дворец детско-юношеского творчества» г. Кстово 

Не правда ли, счастливы те родители, которые слышат от детей: «Хочу учиться на пять!» Кто-то даже скажет, что таких детей сейчас днем с огнем не сыщешь. Только в гаджетах «хотят сидеть». А почему складывается такая ситуация? Как специалист, занимающийся в том числе и коррекцией нарушений письменной речи у школьников, могу ответить, что сегодня очень многим детям тяжело учиться из-за нарушений чтения и письма – дислексии и дисграфии. Откуда берутся эти нарушения? Из детства – дошкольного периода, когда вовремя не была сформирована психологическая готовность к школе, не уделено достаточное внимание развитию внимания, мышления, памяти, а также речевому развитию. Как мы знаем болезнь лучше предупредить, чем лечить. Поэтому в данной статье я как логопед поделюсь опытом коррекции тяжелых нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, опытом применения нейропсихологических приемов в логопедической практике.

С каждым годом все больше становится детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с речевыми нарушениями. Среди моих учеников: дети  с общим недоразвития речи (ОНР), дети с системным недоразвитием речи (СНР). Обучаются и дети-инвалиды. Все эти дошкольники и школьники имеют общие черты: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, незрелость эмоциально-волевой сферы, неразвитость высших психических функций.

Скорректировать нарушения речевого развития, когда у ребенка не развиты все компоненты языковой системы, бывает очень непросто, особенно в запущенных случаях, когда до школы год или меньше. На помощь приходят  инновационные методы и приемы нейропедагогики.  Суть этих методов – в непрямой нейростимуляции каналов восприятия информации, что ведет к повышению обучаемости и дает возможность регулировать поведение детей. Благодаря их применению работа с детьми становится более качественной и эффективной. Какие методы нейростимуляции используются мой в коррекционной деятельности? 

Первый метод – биоэнергоплатика. Это взаимодействие артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения рук при выполнении артикуляционной гимнастики имитируют движения языка, челюстей. Необходимость применения этого метода у детей с ОНР или с СНР обусловлена нарушением  у них мелкой моторики. К примеру,  такие дети не способны правильно ощущать положение языка во рту, где он находится – вверху за зубами или внизу.

Биоэнергопластика используется мной только на индивидуальных занятиях с детьми по постановке звуков, так как требует максимального внимания для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

Приведу пример. Так, для постановки звука Л выполняется упражнение «Качели». К традиционным движениям языка добавляем движения кистей рук. Язык, натянутый, как парус лодки», то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. И ладони ребенка то поднимаются, то опускаются вниз. Для детей, не ощущающих положение языка во рту (где верх, а где низ), руки являются наглядным инструментом. Также незаменимой биоэнергоплатика становится при постановке звука Ш, когда предварительно отрабатывается упражнение «Чашечка» . Понять, как надо поднять края языка при выполнении этого упражнения, тоже помогают руки, которые вместе с языком синхронно приобретают форму чашки.

Второй метод – кинезиотерапия. Развитие головного мозга через движения – тоже активно применяется  в моей логопедической  практике. Различные логопедические задачи решаются  через специальные упражнения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие у детей. Данные упражнения помогают детям с недостатком  внимания лучше концентрироваться, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Я использую кинезиотерапию в качестве физкульминуток и в качестве самостоятельных коррекционных методов.

Люблю использовать в работе кинезиологические мячи.  Суть упражнений в одновременном выполнении ребенком того или иного логопедического упражнения и заданной программы движений. Например, с помощью мячиков можно заниматься дифференциацией звуков С и Ш. Поскольку звук Ш верхнего подъема, то ребенок, когда его услышит, должен подкинуть мяч вверх. И наоборот: при произнесении логопедом звука С, ребенок должен бросить мяч вниз, так как звук нижнего подъема. 

Активно использую ортопедические коврики. Пример одного из упражнений, направленного на коррекцию слоговой структуры слова. Раскладываем коврики  так, чтобы получились ряды из одного, двух и трех ковриков. Ребенку дается задание: услышав слово, подумать, сколько в нем слогов, выбрать нужный ряд и «отшагать» это слово. Кроме того, незаменимые ортоковрики  в работе с заикающимися детьми. Ребята ходят по коврикам, рассказывают стихи, используя жест руки. Это очень благоприятно сказывается на нормализации темпа и ритма речи.

Третий метод – мозжечковая стимуляция

По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции детей можно улучшить через упражнения на равновесие.    Для этого я применяю  специальные приспособления –  балансиры. Стоя на них ребенок, концентрируя внимание на удержании  равновесия, одновременно выполняет логопедические упражнения. Пока ребенок стоит на балансире логопед может поиграть с ним в мяч. Например, бросаем ребенку мяч и произносим слово с каким-то автоматизируемым звуком. Ребенок ловит мяч, повторяет слово и кидает мяч педагогу. Так, можно решать абсолютно разные задачи: дифференциация звуков, формирование лексико-грамматических категории, развивать связную речь и др. 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: чтобы ребенок, у которого в заключении ПМПК было написано «тяжелое нарушение речи» – смог успешно учиться в школе, необходимо, чтобы с ним была проведена своевременная качественная логопедическая работа, в том числе и с применением современных методов нейростимуляции, позволяющих добиться максимального эффекта от коррекционного процесса. 

 

Хочу учиться на 5! Нейропсихологические приёмы в логопедической практике.