автор: Кушнерук Татьяна Николаевна

Воспитатель Детский сад №1 комбинированного вида городского округа Власиха Московской области

Сохранить родной свой дом можем я, и ты, и он!

МЫ МОЖЕМ СОХРАНИТЬ СВОЙ ДОМ!

 

Целью моей работы в детском саду является воспитание младшего поколения: вырастить достойного гражданина своей страны, а не равнодушного обывателя, для которого наша планета нечто абстрактное. Донести до детей, что именно мы в ответе за наш общий дом, и от каждого из нас зависит, будет ли завтра светить солнце, играть своими красками радуга, а снег будет белым. Журчание ручьев, пение птиц, шелест листьев на деревьях от ветерка – это великий дар человечеству, который у нас могут забрать лень, безответственность, отсутствие правильного воспитания.

Век интернета, век информации, космические скорости – нет времени остановиться, посмотреть по сторонам. Вот грустная действительность сегодняшнего дня! Остановись, человек, осмотрись. Помнишь, недалеко в парке протекал прозрачный ручей, теперь осталось только маленькое болотце. Не слышно пения птиц, белки не прыгают с ветки на ветку, не звенит детский смех. И вот уже в природоохранных зонах как грибы после дождя вырастают современные дворцы, а в некогда чистую речку стекают продукты жизнедеятельности «хозяина жизни». Разве такого будущего хотим мы для наших детей?! Вот молодая мама, покормив малыша, бросила грязную салфетку мимо урны, а вот папа – атлет сломал ветку дерева, показывая сыну свою спортивную удаль. Родители, задумывались ли вы что дети ваше зеркальное отражение? Вы сами порождаете в них равнодушие, жестокость, бездушие к окружающему миру. Что значит в мировом масштабе сломанное дерево, затоптанный цветок, высохший ручей?! Уверенность в том, что природа сама о себе будет заботиться, так прочно вошла в нашу жизнь, что многие предпочитают не замечать таких мелочей.

На сегодняшний день проблемы экологии и нравственного воспитания встает перед нами так ясно, что современное общество не может закрывать на это глаза. Сохранение внешней среды от беспечных действий человека, негативное воздействие промышленности ставят перед всем человечеством вопрос: как предотвратить это спонтанное влияние людей на природу? Только формируя с младшего дошкольного возраста экологическое и нравственное сознание в маленьком человечке до нужного уровня, продолжая воспитывать себя в течение всей жизни, осуществляется важное взаимодействие между человеком и средой обитания. Бездумное потребление природных ресурсов, беспечность по отношению к окружающему миру приводит к непредсказуемым последствиям. Проблемы экологии являются всеобщими для различных слоев населения Земли. Разрушение озонового слоя, глобальное потепление климата, уменьшение запасов питьевой воды, рост народонаселения на планете, частые аварии на производстве, гонка вооружений и беспрерывные войны – страшная действительность, касающаяся всех стран. Все это приводят к регрессу нашей среды обитания. Возвращение болезней, уже ушедших в прошлое, возникновение новых – предсказуемый итог варварского взаимодействия человека с природой. К таким факторам как загрязнение воды, воздуха, продуктам питания в зоне риска оказываются дети.  В нашей стране дети находятся в очень неблагоприятных условиях. Экологическое положение России в отдельных аспектах гораздо серьезней, чем в странах Западной Европы и Америки. Усугубление экологической обстановки в мире, России, конкретно в Подмосковье, требует от нас, педагогов, необходимости проведения огромной просветительской деятельности, генерирования основных идей экологической культуры, воспитанию бережного отношения к природе, разумному освоению земельных недр как у подрастающего поколения, так и у зрелого населения. Все это привело к необходимости принятия государственных законов по защите окружающей природной среды, а экологическое образование поставлено в разряд важнейших проблем для подрастающего поколения.  Прошли десятилетия, когда академик В. И. Вернадский предостерегал от бесхозяйственного отношения к природе и её богатствам. Крылатая фраза «нужен как воздух», возникла не на пустом месте, ведь без пищи мы можем обходиться недели, без воды – дни, а без воздуха, к сожалению, несколько минут.

Государственный стандарт предполагает обучение экологической культуре с младшего возраста, предоставляя педагогам использовать обучающие материалы во всех образовательных областях интегрированно. Развитие мышления, речи, расширение кругозора, эмоциональной сферы формируют гармоничную личность, способную осознавать причинно-следственные связи в природе, трепетно относиться ко всему живому на Земле. В образовании детей дошкольного возраста в перспективе экология должна занять доминирующее место, т.к. только экологически правильное воспитание формирует у подрастающего поколения истинно гуманное отношение к природе, позволяет разумно заниматься ее преобразованием, что не приведет к краху человечество, а будет возможно его дальнейшее существование и развитие. К семи годам ребенок осознанно выделяет себя из предметного мира, начинает осознавать свое место среди близких ему людей, ориентируется в окружающем мире, выделяет его ценности. Рыжова Н.А. дает характеристику экологической культуре детей дошкольного возраста – это «определенный уровень восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения по отношению к природе и окружающему миру» [5, с. 12]. Задача воспитателя состоит в формировании у воспитанников экологических норм и правил поведения в природе, способствующих безопасным взаимоотношениям ребенка с природной естественной средой в месте его проживания.  В теории и методике экологическая культура представлена как системное образование.  Получаемые знания, поведенческая ориентированность, нравственное отношение к окружающему миру должны являться взаимосвязанными компонентами. ( Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцова, Л.Я. Мусатова и др.). Каждый дошкольный педагог знает, что дети мыслят особенно. Волшебство для них не сказочное понятие, а определенные действия, в которые верит ребенок. Так природа для них живое существо, а они, являясь частью природы, становятся и «капелькой дождя», и «радугой», и «злым ветром». Такие игры целесообразно использовать в образовательной деятельности. Идентифицируя себя с природными объектами ребенок получает информацию и запоминает ее.

Для педагога предоставлено такое поле деятельности, что быть равнодушным просто недопустимо. Применяя на практике различные подходы в образовании нужно помнить о возрастных особенностях детей.  Разумно использовать подходы, приемы в своей деятельности, решая главную задачу: вырастить достойного гражданина своей страны.

К решению проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников недостаточным является только  информационный подход. Беседы, просмотр иллюстраций, презентаций, объяснение материала дают детям в основном не практические, а представленческие  знания. Однако экскурсии на природу, составление экологических маршрутов, наблюдения позволяют систематизировать знания и мотивировать детей на положительное отношение к природе, порождает желание стать активным участником в экологическом процессе. Достаточно эффективным является ценностный подход. В подготовительной группе мы используем театрализованные представления («Как Колобок лисичку спас», «Аленький цветочек» и др). Совместно мы сочиняем сценарии, готовим костюмы, каждый ребенок – участник представления. Различные экологические викторины, КВНы, создание эколого – дидактических  игр, лэпбуков, участие в конкурсах, выставках укрепляет и пополняет знания детей. Благодаря созданию различных ситуативных моментов у детей формируется личностное отношение к природе, самостоятельность. Практический подход в воспитании является наиболее значимым. Труд детей в природе, опыты и исследования, продуктивная деятельность с природным материалом, сюжетно – ролевые игры приобщают детей к прямому взаимодействию с природой. С удовольствием дети дежурят в уголке природы, выполняют трудовые поручения в огороде, в течение года участвуют в различных акциях («Накорми птиц», «Сделай свой город чище» и др.) Но чтобы добиться положительных результатов воспитатель должен использовать любые направления в своей работе комплексно и систематизировано. Проблему экологического воспитания детей не решить без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. Информационные стенды, индивидуальные беседы и родительские собрания, встречи за круглым столом дают положительный результат в понимании родителями сути проблемы. Мотивируют их быть примером для своих детей, становиться экологически грамотными людьми. Совместные посещения краеведческих музеев, экскурсии на природу, в библиотеку, создание проектов («Экологический рассказ», «Мы – семья экологов»), дает хороший результат в воспитании подрастающего поколения.

«Формирование у детей дошкольного возраста систематизированных, экологических знаний и представлений с учетом возрастных особенностей, привлечение детей для участия в посильной, трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, а также охрана и защита природы, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам экологического воспитания детей, стимулирование развития творческих способностей детей через участие в конкурсах на экологическую тему на уровне дошкольного учреждения, муниципальном, всероссийском и международном уровнях, посещение библиотеки, краеведческого музея» – вот небольшой перечень задач, с которым по силам справиться педагогу.

Естественно, что ребенок дошкольного возраста, зависит от своего наставника, воспитателя. Именно поэтому мы должны сформировать нормы экологической культуры до поступления его в школу. В этом и заключается основная проблема педагогической деятельности: если ребенок внутренне готов к самоконтролю за своими действиями, требователен к себе, то в нем формируется новое отношение к окружающему миру, он принимает правила поведения и вносит в мир нравственные идеи. Экологическое поведение должно формироваться осознанно, и ребенок должен четко представлять нужность и преимущества экологически оправданного поведения. Природа – неиссякаемый родник духовного богатства, любви. Прикасаясь к тайнам природы мы открываем мир единения с ней, наши сердца открываются для любви. Это наш дом, и, входя в него, будь искренним, добрым, не навреди. Благодаря комплексному и системному подходу в образовании и воспитании будущих поколений, правильному сочетанию их между собой, не покидает уверенность, что наш общий дом мы сохраним!

 

Библиографический список:

  1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.
  2. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
  3. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
  4. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. — 156 с.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
  6. Николаева С.Н., Комарова И.А Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников : Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : Гном и Д, 2005. – 336 с.
  7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
  8. Стрекаловская М.М., Дарханова Т.М. Педагогические подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 64-72.
  9. Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др.. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 321 с.
  10. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2005. — 186 с.

Сохранить родной свой дом можем я, и ты, и он!