автор: Лаврентьева Полина Олеговна
Преподаватель фортепиано
МАО ДО «Болгарская ДШИ» Спасского муниципального района Республики Татарстан

«Реформаторы XX века»

Реформаторы 20 века.

Влияние творчества Эрика Сати и Александра Скрябина на наше время.

Музыкальное искусство всегда было динамичным и изменчивым, и реформаторы играли ключевую роль в его развитии. но XX же век  стал эпохой беспрецедентных глобальных изменений, который оказал значительное влияние на практически все аспекты жизни человечества и сформировал уже современное общество. Развитие технологий, изменение ценностей и общественных норм, многочисленные политические изменения, развитие науки в многих областях – все это повлияло на наше будущее. Культура конечно же тоже не осталась в стороне и одна из первых начала приобретать такую форму, какой её еще не видели до этого.  

Искусство, литература  и музыка отражали изменения в обществе, экспериментируя с новыми формами и стилями. После Первой мировой войны люди пытались найти новые, особенные краски и техники для своих произведений, которые в полной бы мере передали их эмоции и чувства. Изобретение новых инструментов и технологий записи изменило подход к композиции и исполнению музыки.

Эрик Сати – французский композитор и пианист. Является необычной фигурой среди композиторов. Часто высмеивал композиторов символистов и импрессионистов, считал, что музыка не должна нести в себе какие- то грандиозные смыслы, а быть простой, комфортной и не привлекать к себе излишнего внимания. Он  был любителем смешных названий для своих произведений. Например: «Вальс шоколадных миндалин», «Пять ухмылок, или Усы Моны Лизы», «Вещи, увиденные справа и слева без очков», Настоящие вялые прелюдии для собаки», «Три пьесы в форме груши». Также у него есть произведение «Раздражение», которое состоит из небольшой темы, которую нужно повторить 840 раз. Желающие сыграть это произведение нашлись в 1960-х, с приходом эпохи минимализма. Впервые «Досады» публично исполнили в 1963 году на концерте в Нью-Йорке, организованном пианистом Джоном Кейджем. Он и еще 11 пианистов играли это произведение больше 18 часов, сменяя друг друга. Тогда этот концерт стал самым продолжительным в истории.

Одна из самых известных и необычных концепций Эрика Сати это Меблировочная музыка. Она отражает практически в полной мере его уникальный подход к музыке и жизненной философии.

Одна из главных революционных заслуг Эрика Сати — создание так называемой «меблировочной музыки». Композитор подразумевал, что сочинения в этом жанре должны, словно мебель, быть повсюду и сопровождать человека за обедом, работой, во время появления на свет и даже перед смертью.

Опробовать свою идею Сати в 1916 предложил кутюрье Жермен Бонгар. Он считал, что ненавязчивая мелодия, звучащая в салонах моды, может побуждать клиентов к покупкам. Бонгар размышляла два года, но в итоге заказала Сати написать соответствующую музыку, но этот эксперимент так и не был поставлен, как задумывалось.

Впервые «меблировочная музыка» была исполнена в 1919 году в антракте симфонической драмы «Сократ», оказавшей значительное влияние на творчество композитора Игоря Стравинского. Когда зрители отправились в буфет, Сати рассадил музыкантов в разных концах фойе и попросил играть. Однако публика, решив, что концерт продолжается, сразу же потянулась на звук инструментов. Композитор был вынужден бегать по фойе и призывать всех не отвлекаться от перекуса.

Идея Сати была развита позже, когда начало развиваться такое движение, как минимализм. Меблировочная музыка часто используются в фильмах и театральных постановках для создания определенной атмосферы. Это помогает подчеркнуть эмоциональный контекст сцен или установить уникальное настроение. Во многих общественных заведениях используется как фон для создания уютной и непринужденной атмосферы. 

«Три гимнопедии» Эрика Сати — это три фортепианные композиции, которые можно рассмотреть с разных сторон

С одной стороны, это три похожих варианта одного и того же материала, как взгляд на предмет с трёх сторон. При этом слушатель теряет ощущение времени, не зная, где начало, а где — конец

С другой стороны, каждая из трёх пьес рассматривает общую тему с разных точек зрения. Настроение произведений величественное и безмятежное, почти переходящее от одного момента к другому.

Первая пожалуй, самая известная из трёх гимнопедий. Она начинается с простого, но очень выразительного мелодического линий, которая создает атмосферу спокойствия и раздумий. Пьеса часто используется в кино и рекламе.

Таким образом, Эрик Сати предвосхитил множество аспектов музыки в нашей повседневной жизни. Его идеи о доступности, простоте остаются актуальными и влияют на разные жанры и направления в музыке, делая ее частью нашей повседневной реальности.  

 

Александр Николаевич Скрябин – выдающийся русский композитор и пианист. 

Взгляды Александра Скрябина на жизнь были абсолютно противоположны взглядам Эрика Сати. Они были основаны на убеждении, что ему уготована миссия Творца-пророка, который смог постичь смысл жизни и нашёл путь духовного обновления общества.

Композитор верил, что музыка обладает магической силой, способной воздействовать на сознание и дух человека. Он искал в своих произведениях не просто музыкальную гармонию, а особую связь между человеком и Вселенной. 

Главной задачей Скрябин считал пробуждение спящих в каждом человеке божественных сил, преображение человека в бессмертного повелителя материального мира. 

В основе мировоззрения композитора лежала вера в силу Нового Искусства преображать людей, звать их к вдохновенному труду и славным свершениям. Он хотел пробудить своим искусством спящие в каждом человеке искры экстаза, пламень Творческого Духа

Одна из самых интересных и уникальных идей русского композитора Александра Скрябина – это цветомузыка. Он стремился соединить музыку с визуальными эффектами, создавая синестезические переживания, когда зрительные и слуховые ощущения смешиваются. Скрябин придавал особое значение цветам, связывая их с определёнными звуками и аккордами. По его замыслу, каждая нота могла ассоциироваться с конкретным цветом, что позволяло создавать целые «цветные симфонии». В своём произведении «Прометей» (1908) Скрябин впервые использовал цветомузыку в практическом исполнении. В этом произведении музыканты играют партитуру, а в дополнение к музыке световые эффекты, создавая общий синестетический опыт для зрителей. 

 

Скрябин также разрабатывал специальные инструменты и сценарии, которые включали в себя световые установки, чтобы добиться желаемого эффекта. Хотя цветомузыка Скрябина не получила широкой популярности в его время, она оказала значительное влияние на дальнейшие эксперименты в области синестезии и различных направлениях в искусстве. 

Современные технологии позволяют создавать цветомузыку с использованием программного обеспечения, которое генерирует цветовую палитру на основе музыкальных частот. Такие проекты могут быть найдены в среде компьютерной музыки и мультимедийного искусства. Электронные музыканты и VJ (видеодизайнеры) часто создают синхронизированные визуальные эффекты, которые реагируют на музыку, создавая эффект цветомузыки во время выступлений. 

Также перечислю примеры, которые связаны больше с повседневной жизнью людей: 

1.Светомузыкальные фонтаны. В них разнообразие форм льющейся воды с напором, зависящим от громкости звука, «сливается» с музыкой и светом. 

2.Использование цветомузыкальных установок в спортивных учреждениях. Например, в комнатах отдыха спортсменов, в массажных, раздевалках. Оказывается, мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание разнообразных произведений. В большинстве случаев мажорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют. Kартина меняется, когда музыку слушает утомленный человек.

 

Эрик Сати и Александр Скрябин — два композитора, которые, несмотря на различные стилистические подходы, взгляды на жизнь и музыку, оказали значительное влияние на музыкальную культуру.  Даже те, кто и близко не знаком с академическим музыкальным искусством в какой-то мере сталкиваются с воплощенными идеями этих реформаторов. 

«Реформаторы XX века»