автор: Ларева Наталья Сергеевна
Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №5 г.Можайска
тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ, как условие формирования желания учиться у дошкольников».
МДОУ ЦРР детский сад №5 г. Можайска Доклад на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ, как условие формирования желания учиться у дошкольников». Подготовила: воспитатель Ларева Н.С. |
Ларева Наталья Сергеевна – воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №5 г. Можайска. Уважаемые коллеги, тема моего доклада: «Познавательно — исследовательская деятельность в ДОУ, как условие формирования желания учиться у дошкольников. Стандарт новой системы образования предполагает использование в образовательном процессе новых технологий. В современном образовании возникает насущная потребность в активных формах обучения. Сегодня многие дошкольники, так же как и школьники, свободно пользуются компьютером, без труда осваивают новые модели различных технических устройств. Вместе с тем, современная ситуация отличается парадоксальностью – детям предлагают все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес. Все чаще в детском саду и школе мы сталкиваемся с тем, что у многих детей не возникает естественного желания узнать, как устроен, какой либо предмет, почему возникает то или иное явление. У детей нет удивления от сделанного открытия, понимания тайны. Конечно, возникает вопрос, почему? Мне кажется, причина в том, что современный ребёнок чаще всего всё получает в готовом виде, без труда и без понимания. А ведь каждый ребёнок рождается любознательным и это естественное свойство. Но чтобы любознательность была созидательной, её надо развивать, нужно поощрять активность ребёнка. Бельгийский учёный психолог Жозеф Реми Нюттен провёл такой эксперимент: В экспериментальной комнате было установлено два автомата – «А» и «Б». автомат «А» был весь блестящий, с разноцветными лампочками, яркими ручками. Автомат «Б» выглядел значительно проще, в нём не было ничего ни разноцветного, ни яркого, но зато в этом автомате ручки можно было двигать и в зависимости от этого самому включать и выключать лампочки. Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату, то, конечно, они, прежде всего, обращали внимание на красивый автомат «А». Поиграв с ним, они обнаруживали автомат «Б», и он – то оказывался для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали лампочки – словом, исследовали. Можно сделать вывод: познавательная потребность характеризуется, прежде всего, активностью! В свете внедрения Стандарта в школе и в детском саду мы много говорим о преемственности. Мы много над этим думали и думаем… И нам, педагогам-дошкольникам хочется, чтобы в школу от нас приходили дети самостоятельные, думающие; мы стараемся развивать в детях качества, обеспечивающие социальную успешность, развивать умение адаптироваться к новым условиям и находить выход из трудных жизненных ситуаций. Конечно, мы с вами знаем, что дети дошкольного возраста – это прирождённые исследователи. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх, легко запоминаются детьми. Важно помнить то, что самые ценные прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя как учёный, т. е. проводя исследования, ставя эксперименты, чем получать добытые кем- то знания в готовом виде. При помощи познавательно – исследовательской деятельности мы приводим детей к мысли насколько интересно и увлекательно учиться! Хочется сказать о том, что темы экспериментов и опытов подсказывают наши дети. Есть замечательное высказывание «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Для меня важно, чтобы дети сами поняли, почему происходят те или иные явления. Например, на прогулке ребята мне задали вопрос – почему после дождя на земле так много дождевых червяков? В связи с этим я решила провести вместе с ними опыт с почвой и водой. В ёмкость с почвой мы налили воду, дети увидели выходящие из почвы пузырьки воздуха. Это означало, что воздух вытесняется водой и сделали вывод: червяки покидают свои норки, потому, что им нечем дышать. Еще один из моментов. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Ведь будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка. Огромная роль в речевом развитии детей отводится воспитателю. Именно он в ходе познавательно-исследовательской деятельности стимулирует ребёнка говорить, рассуждать, задавать вопросы, отвечать распространёнными предложениями на поставленные вопросы, проговаривать все свои действия, все происходящие изменения в ходе эксперимента. Также воспитатель прививает детям навыки межличностного общения и сотрудничества: умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. И так, мы можем с уверенностью говорить о том, что познавательно-исследовательская деятельность неразрывно связана с речевым развитием ребенка-дошкольника. Только в ходе исследования речь детей развивается и совершенствуется и в то же время, только оценивая все происходящее вокруг него, рассказывая обо всем новом, что он узнает, рассуждая, сравнивая, анализируя, задавая вопросы и отвечая них, ребенок может полностью познавать окружающий его мир. Познавательно-исследовательская деятельность является врождённой потребностью, но нам педагогам совместно с родителями надо ее развивать, чтоб наши воспитанники, придя в школу, учились с большим желанием и стремились получать все новые знания! Литература:
Пример: Архип К. любит играть в ЛЕГО, он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог): «Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины». Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. |
Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно
не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка.
С. Гин.
Возможности умственного и эмоционального развития детей в дошкольном возрасте значительно выше, чем в школьном. В этом периоде дети успешно познают свойства окружающих их предметов и устанавливают связи и внутренние отношения. У них формируются способности к умению обобщать предметы, делать умозаключения. Обучение в основном происходит в наглядно – образной форме, в процессе обследования предмета или объекта. В ходе такой деятельности создаются проблемные ситуации, которые дошкольник разрешает путем «проб и ошибок»: проводит различные опыты, учится анализировать и делает выводы, умозаключения, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении, предмете.
В дошкольном учреждении исследовательская деятельность является методом обучения, которая позволяет детям формировать в своем сознании картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у детей интерес к исследованию природы, развивают умение делать анализ, классификацию и обобщение предметов; стимулируют любознательность и познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т.д. В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. У детей дошкольников начинает формироваться словесно – логическое мышление, но с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.
Эксперимент, который ребенок проводит реально, намного большую составляет ценность, чем эксперимент проводимый мысленно. В реальном эксперименте обнаруживаются все стороны наблюдаемого объекта или явления. В ходе этой работы у дошкольника развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально – исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.
В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти себе дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидение способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.
Основным для познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности являются противоречия между полученными знаниями, умениями, навыками, усвоенными в ходе достижений результатов опыта и новыми задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и их достижения.
Детское экспериментирование состоит из системы, содержащей: демонстрационные опыты, осуществляемые воспитателем в специально организованных видах деятельности, наблюдения за окружающим миром, лабораторные работы, (выполняемые детьми самостоятельно). Каждое понятие в исследовательской деятельности, с которым детям предлагается познакомиться, экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в ходе наблюдений и опытов. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы познаются ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части, наблюдают за листком бумаги (полетит или нет) и т.д. В домашнем экспериментировании существует всегда опасность, т.к. дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных воспитателем видах деятельности, затем вносятся необходимые материалы и оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья. В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и получаемость результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Усвоение системы в исследовательской деятельности: научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Статья.DOC «Влияние познавательно – исследовательской деятельности
на развитие связной речи».
(из опыта работы)
Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание ( собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом), повествование ( вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника (см. приложение). Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. ( По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).
Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Пример: Белочка – лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т.д.
Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Мы, воспитатели, не только расширяем словарь ребенка, но и включаем углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты), смысловыми отношениями слов (синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход). Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). Игорь П. любит играть в ЛЕГО, он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог): «Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины».
Особую роль в развитии речи отвожу на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, пользоваться распространенными предложениями, высказывать свои мысли («У кошки было два белых котенка, а серых на одного меньше. Сколько серых котят было у кошки?»).
Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия («Чудо – пуговка», «Наши цветущие растения», «Мирные профессии в Армии нужны»), занятия с простейшими опытами («Стекло и керамика», «Откуда взялся ветер?», «Ходит капелька по кругу», «Для кого дерево дом?», «Хлеб – всему голова» и др.) Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие «Земля – кормилица наша». В ходе занятия ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря), закрепляет знания об условиях роста растений (мнемотаблица), проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю), делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством ( земля – землица – земледелец – землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом , содержательном рассказе, используя опорную схему. Так на занятиях формирую у детей представление о структуре рассказа: начало – середина – конец.
Рассказы детей могут быть в форме «радиопередачи», «телепередачи», «детского журнала», «телефонного разговора», из личного опыта и т.п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание сочетаю с коллективным (прием моделирования), когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т.к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе.
Аня: – Ель – растение. Это высокое дерево с иголками вместо листьев. Она очень красивая.
Сева: – Иголки мелкие и колючие. Осенью они не опадают. Они вообще редко опадают.
Данил: – Ель служит домом для птиц и животных. Ее семечками питаются птицы. Она украшает наш детский сад.
Чтобы у ребенка появилось желание высказываться, я создаю речеактивирующую ситуацию
( это внесение игрушки, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, загадывание загадки и т.д.) и привлекаю слушателей, которые будут воспринимать его высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками. Активизирую связную речь играми «живое – неживое», «Чудесный мешочек», «Да – нет», «Отгадай предмет», «Что сначала, что потом», «Что лишнее».
Уточнению значений слов служит работа над обобщающими наименованиями (клест, синица, ворона – птицы, капуста, свекла, морковь – овощи и т.д.)
Учу детей подбирать точные определения, образные выражения и использую эти умения в играх «Угадай и назови», «Что в пакете?», при составлении загадок, описании картин, проведенных опытов, в интеллектуальных играх «Эрудиты», «Зов джунглей», «Самый умный», КВН.
Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать о чем говорит. Побуждаю детей к рассуждению вопросами:
– Может ли человек прожить без воды, пищи?
– Почему зимой идет снег, а не дождь?
– Чем бабочки отличаются от птицы?
Для чего? Да чтобы ребенок высказывал свою мысль, приводил доказательства правильности или неправильности своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), рассуждая, обобщая общее мнение. Здесь уместны игры «Перевертывание», «Путаница», загадки, пословицы о природе, окружающем, познавательные беседы, наблюдения и совместное обсуждение интересующего вопроса. В ходе этого дети учатся высказываться, слушать собеседника, соблюдать очередность высказываний, выбирать свою тему беседы:
– Я хочу знать, почему идет снег.
– А я – какие бывают звезды.
– Почему самолеты летают?
А также анализируют и обобщают свои представления об окружающем:
– Я люблю собак, потому что они умные. Охраняют дом и могут выступать в цирке.
– А также служат в милиции и Армии, потому что у них хорошо развит нюх.
– Собаки бывают разные – пастушьи, служебные, охотничьи.
В ходе беседы дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями, обсуждать разные проблемы («Есть ли в космосе инопланетяне?», «Далеко ли до звезд?») и, если раньше дети затруднялись и давали однозначный ответ «да» или «нет», то теперь могут составить обстоятельный ответ на вопрос.
Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т.е., перефразируя пословицу, можно сказать «Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека».
Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.
Используемая литература:
1. А.В. Паклина «Формирование речевой готовности дошкольников».
2. Н.Г.Василевская « Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: проблемы преемственности».
3. Журнал «Детский сад от А до Я», №5/ 2007 год.