автор: Ларина Александра Сергеевна
педагог-психолог
ОКУ ЦППМСП
Деятельность педагога-психолога по предотвращению буллинга в образовательных организациях СПО.
Деятельность педагога-психолога по предотвращению буллинга в образовательных организациях СПО.
В современном обществе количество детей, подвергающееся насилию значительно выросло и, к сожалению, продолжает расти. Самое ужасное, что последствия этого воздействия могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в личной жизни до самоубийства ребенка, который подвергается буллингу.
В соответствии с этим, необходимо в обязательном порядке проводить работу по предупреждению образования данного феномена в ОО. Конечно, основная работа ложится на плечи педагогических работников этой организации, в том числе и педагога-психолога. Вся деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в ОО должна строиться по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами,работа с родителями.
Работа по профилактике буллинга в СПО проводится по трем направлениям, которые отражены в таблице.
Направление | Вид деятельности | Мероприятия |
Работа с детьми | Диагностическая деятельность | -Определение психологического климата в группе;
-определение уровня тревоги и тревожности; -выявление причин личностной тревожности; -определение типа темперамента; -определение уровня эмпатии; -определение детей группы риска; -определение склонности к агрессии. |
Просветительская деятельность | Классные часы, направленные на ознакомление с проблемой, профилактику буллинга. | |
Профилактическая деятельность | Занятия с элементами тренинга на сплочение коллектива.
Включение детей группы риска во внеурочную деятельность: |
|
Коррекционная работа | Индивидуальные занятия про преодолению психологических проблем личности (агрессия, тревожность, неуверенность в себе, заниженная\завышенная самооценка) | |
Создание в каждой учебной группе, волонтерского психологического отряда (1-3 человека). | ||
Закрепление наставника за каждой группой. | ||
Работа с педагогами | Профилактическая деятельность | Составление рекомендаций по выстраиванию отношений с детьми группы риска. |
Проведение совместных классных часов, направленных на: формирование позитивного мышления у обучающихся, информирование обучающихся о последствиях буллинга, на повышение уровня эмпатии. | ||
Составление психологического портрета группы, для дальнейшего использования педагогами при организации работы с обучающимися
индивидуальные консультации педагогов. |
||
Работа с родителями | Просветительская деятельность | Проведение родительских собраний, направленных на освещение проблемы буллинга.
Составление рекомендаций и памяток для родителей по обозначенной проблеме. |
Профилактическая
деятельность |
Анкетирование родителей по выявлению трудностей обучающихся. | |
Коррекционная работа | Проведение занятий с элементами тренинга, направленных на улучшение детского-родительских отношений. |
Алгоритм действий педагога-психолога в случае выявления буллинга в СПО
1.Выявление случая буллинга в ОО.
2.Информирование всех участников образовательного процесса, в том числе администрации о выявленном случае буллинга в ОО.
3.Беседа с обучающимся, который подвергся буллингу.
4.Беседа с обучающимся/щимися, которые являются инициаторами травли.
5. Беседа с остальными участниками (свидетелями) конфликтной ситуации.
6. Информирование родителей/лиц их заменяющих жертвы и агрессора о ситуации буллинга. Последующая беседа с родителями обеих сторон конфликта.
7. Совместное ( психолог- родитель- классный руководитель) оставление планов работы со всеми участниками ситуации.
8. Индивидуальная коррекционная работа с жертвой.
9. Индивидуальная коррекционная работа с агрессором.
10. Групповая работа с остальными участниками ( свидетелями) буллинга.
11. Контроль психологической атмосферы в группе.
12. Контроль за эмоциональным состоянием жертвы.
13. Регулярные консультации с педагогами и классным руководителем группы.
14. Регулярные консультации с родителями жертвы и агрессора.