автор: Ларина Марина Николаевна

учитель начальных классов МАОУ “СОШ № 11” Кемеровская область, г.Гурьевск

 

Содержание проекта

Паспорт проекта………………………………………………………………………………………2

  1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы………6
  2. Новизна материала………………………………………………………………………….7
  3. Цели и задачи проекта……………………………………………………………………..7
  4. Краткое описание проекта по этапам и ожидаемые результаты……….10
  5. Промежуточные результаты……………………………………………………………11
  6. Целевые группы проекта…………………………………………………………………14
  7. Объем и содержание работ ……………………………………………………………..15
  8. Формы представления результатов…………………………………………………..16
  9. Список литературы………………………………………………………………18

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках окружающего мира
Основные разработчики проекта Группа педагогов школы
Цели и задачи проекта Цель:

создание условий для совершенствования преподавания уроков окружающего мира с помощью информационных технологий

Задачи:

1. Переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным

2.Подобрать материал и составить  из него урок в зависимости от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучающихся

3.Применить информационные технологии в качестве основного средства обучения

4.Отследить уровень усвоения  учебного материала и  своевременно осуществить коррекцию пробелов в знаниях обучающихся

Сроки и этапы реализации проекта Первый этап () подготовительный

Второй этап () опытно-экспериментальный

Третий этап () заключительный

Перечень основных мероприятий 1. Проведение теоретического и педагогического анализа научной литературы по проблеме формирования ключевых компетенций младшего школьника на уроках окружающего мира при использовании информационно коммуникативных технологий.

2. Разработка методического и дидактического материалов  по предмету «Окружающий мир» с применением информационно коммуникативных технологий.

4. Разработка мониторинга по изучению влияния информационно коммуникативных технологий на развитие познавательных интересов младших школьников.

5. Проведение уроков  окружающего мира с использованием информационно коммуникативных технологий.

Исполнители проекта и основных мероприятий Учителя начальных классов, младшие школьники,  родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Создание учебно-методического комплекса по окружающему миру (методические рекомендации по использованию информационно коммуникативных технологий на уроке, электронная библиотека, презентации уроков по окружающему миру и т.д.)

критерии качества образования: утомляемость, тревожность, мотивация, работоспособность, познавательные процессы.

Целевая группа проекта Учителя начальных классов, младшие школьники,  родители.

 

  1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы.

 

Для того, чтобы школа была конкурентной на рынке образовательных услуг, она должна производить «продукт», нужный родителям учеников. Таким продуктом может стать информационная культура и коммуникативность обучающихся.

В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компетентностного подхода. Для подготовки таких учащихся  нужно реализовывать проект информатизации школы. Необходимо понимать, что использование информационных технологий приводит к достижению новых образовательных результатов. Одним из основных источников информации является компьютеризация школы, которая непосредственно влияет на выбор образов стратегии, ориентированной не на запоминание, а на творческое осмысление, совместное обучение. Информатизация школы так же вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности школы с одной стороны и невозможностью формирования  и обработки информации с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и  как следствие – переход в область обмена информацией приводит к необходимости создания информационных систем. Одной из важных задач является развитие умений обучающихся в области информационных технологий.

Цель проекта – процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации.

Одним из направлений реализации проекта является разработка и реализация инновационных образовательных программ, касающихся использования информационно коммуникативных технологий в процессе обучения.

 

  1. Новизна проекта

 

    Научная новизна проекта состоит в том, что будут определены пути повышения качества образования, описана методика использования информационно коммуникативных технологий на уроках по окружающему миру, разработаны презентации к этим урокам.

 

    Теоретическая значимость проекта состоит в том, что в нем уточнены способы и методы повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника, которые складываются из повышения интереса к предмету, умения искать информацию по заданию, умения ставить цели и находить пути решения проблемных задач.

 

    Практическая значимость проекта определяется тем, что предложен один из способов формирования положительной мотивации учебной деятельности, что приведет к повышению работоспособности, снижению стрессовых ситуаций и утомляемости, т.к. задания, которые используются на уроках, представлены в форме клипов-игры, снабжены ярким иллюстративным материалом, анимацией, что соответствует потребностям данного возраста.

 

3.Цели и задачи проекта

 

    Проект исходит из потребностей  информатизации образования,  которая предполагает сущностное изменение содержания методов и организации форм обучения.

При реализации проекта должна быть так же решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений обучающихся, учителя и образовательной среды.

В данном проекте информационные  технологии рассматриваются как средства обучения стимулирующие учебный процесс.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей обучения: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными информационными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую  очередь использование информационно коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование информационно коммуникативных технологий  на уроках в начальной школе позволяет

развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

овладевать практическими способами работы с информацией;

развивать умения, позволяющие обучающимся получать информацию с помощью современных технических средств.

Таким образом целью проекта является: создание условий для совершенствования преподавания уроков окружающего мира с помощью информационных технологий

основная педагогическая цель: интегрирование обычного урока с информационными технологиями.

Задачи проекта:

переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным;

подобрать  материал и составить из него урок в зависимости от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки учащихся;

применить информационные технологии в качестве основного средства обучения;

отследить уровень усвоения  учебного материала и  своевременно осуществить коррекцию пробелов в знаниях учащихся.

Образовательные:

формировать и развивать умения и навыки обучающихся (познавательные интересы, мировоззрение, творческие и интеллектуальные качества личности);

формировать и развивать умения обучающихся в области информационных технологий;

формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

формировать интерес к познанию самого себя и окружающего мира

Воспитательные:

    воспитывать эстетический  вкус ;

воспитывать  любовь своему городу, к своей Родине

Для работы взят курс «Окружающий мир» (1-4 кл.). Он   занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Целью курса является  воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является «формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной, экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность». Предполагается изучение курса с опорой на информационно-коммуникативные технологии.

 

Содержание проекта

Педагогическая сфера реализации проекта – предметно-урочная (уроки курса «Окружающий мир» в 1-4 классах). Возможно использование созданных методических материалов во внеклассной работе природно-экологической направленности.

Организационные формы реализации проекта:

Созданные материалы можно использовать при изучении различных тем как нетрадиционную форму организации учебного процесса (она вызывает  интерес и  повышает эффективность урока), для индивидуальной или коллективной творческой работы с учащимися (проектная деятельность),  с обучающимися на дому, при проведении предметных олимпиад.

В процессе работы создаются информационные  продукты, которые впоследствии можно использовать для отслеживания результативности учебно-воспитательного процесса.

  1. Краткое описание проекта по этапам
Название этапов Краткое содержание Результат
1 Подготовительный (аналитико-проблемный) Провести анализ формирования учебной деятельности с 1 по 4 класс. Сформулировать проблему проекта, определить цели и задачи работы.
2 Опытно-эксперимен

тальный

Изучить материалы и опыт работы по данной теме.

Определить место информационно коммуникативных технологий в структуре учебной деятельности младших школьников

Разработать методический и дидактический материал .
3 Заключитель

ный

Обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов реализации проекта. Создание учебно-методического комплекса (электронная библиотека по начальным классам, методические рекомендации, разработки уроков и презентаций к ним и т.д.)

 

Предполагаемые результаты от реализации проекта

В результате реализации проекта должно

появиться большое количество качественных образовательных ресурсов и возможностей их эффективного использования;

произойти повышение качества знаний учащихся;

сократиться  время для подготовки к урокам (создание демонстрационно-методической базы процесса обучения в области  информационно коммуникативных технологий).

  1. Промежуточные результаты

 

Были определены диагностики, анализ которых может стать критерием и показателем результативности проекта.

Младшим школьникам трудно ставить перед собой  дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, карьера, изучение опыта поколений  и т.п. для 7-летнего ребенка не являются актуальными. Поэтому чаще для мотивации используются близкие цели – не огорчать маму,  выполнить задание лучше, чем сосед по парте,  получить хорошую отметку и т.д..  Как показала практика,  использование информационно коммуникативных технологий на уроках окружающего мира позволили повысить интерес к предмету.(рис.1)

Рис.1. Анализ методики «Мотивы учебной деятельности»

(Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога»)

 

Опросы обучающихся и родителей показали, что дети испытывали чувство утомляемости уже к 4 уроку.

В период, когда на уроках были использованы информационно коммуникативных технологий, чувство утомляемости снижалось с 60% до 30%, у детей повышался интерес к предмету, дети не замечали, как проходил урок и всегда спрашивали: “У нас завтра так же будет?”

Контрольные срезы по этим темам показали высокий уровень усвоения изученного материала.

 

Например, при изучении темы «Пустыни», ребята вызвались в свободное время найти материал о животных этой природной зоны. Результатом  работы стала созданная совместно с учащимися презентация к следующему уроку окружающего мира и как следствие 100% положительные результаты тестирования по этой теме.

Диаграмма проявления тревожности на уроках окружающего мира, при проведении которых использовались информационно-коммуникативные технологии, позволяет отметить устойчивую положительную динамику, что говорит о наличии комфортной психологической атмосферы на уроке. (рис.2)

Рис.2.Анализ диагностики личностной тревожности по типу шкалы Кондаша

 

Применение новых технологий на уроках окружающего мира позволило добиться формирования активной позиции обучающихся.(рис.3)

При изучении темы  «Наш край» ребятам захотелось побольше узнать о городе, в котором они живут. К работе подключились и родители. В результате почти все ребята подготовили материал и выступили с интересными сообщениями.  Итогом этой работы стало создание презентации «Мой город» и участие ребят в  конференции.

Рис.3

Рис.3.Динамика участия школьников в конкурсах и конференциях

 

Большинство младших школьников имеют наглядно-образное мышление. Новые технологии дают возможность удивлять, привлекать внимание к тому, что необходимо запомнить на уроке, позволяют пробудить желание узнать больше.

 

  1. Целевые группы проекта

 

Основными участниками проекта являются  учителя начальной школы, младшие школьники, родители

Что же получают целевые группы  в ходе реализации проекта?

    Учителя начальной школы – повышение профессиональной компетенции, компетенций по использованию ИКТ, приобретение средств и методов  по формированию мотивации учебной деятельности обучающихся

    Младшие школьники – условия, способствующие  развитию познавательных интересов, повышение самооценки на уроке, уверенности в себе.

    Родители – рычаги управления по повышению интереса детей к учебе; использование Интернета как варианта прохождения учебного материала в домашних условиях в связи с карантином или болезнью ребенка, а так же контроля домашней работы, возможность организации самостоятельных занятий по предмету и объективного  оценивания знаний ребенка.

 

  1. Объем и содержание работ
Направления деятельнос

ти

Содержание деятельности Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
Теоретичес

кое обоснование моделей уроков

1.Проведение теоретическо

го и педагогического анализа научной литературы, нормативных документов, Интернет-ресурсов.

2.Разработка основных идей и положений по теме проекта.

Трудозатраты – 24 ч

компьютер, доступ в интернет, канцелярские товары, принтер.

Ф.и.-учителя начальных классов, – учитель информатики
Разработка проектов уроков 3.Разработка презентаций к урокам

4.Разработка дидактического материала

5.Определение результативности проекта

Трудозатраты – 24ч

компьютер,  проектор,  доступ в Интернет, канцелярские товары

Ф.и.-учителя начальных классов,

обучающиеся

Апробация моделей уроков  с использованием ИКТ 6. Проведение уроков на основе компьютерной презентации

7. Диагностика мотивации учебной деятельности, уровня утомляемости и тревожности обучающихся и удовлетворенности родителей качеством обучения  детей

Трудозатраты–24ч

компьютер,  проектор,  экран, канцелярские товары

Ф.и.-учителя начальных классов,

обучающиеся, родители, психолог

Обобщение результатов 8.Разработка и презентация  методических рекомендаций по использованию ИКТ Трудозатраты–24ч

доступ в Интернет,

компьютер,  проектор,  экран, канцелярские товары

Ф.и. учитель начальных классов, ф.и. –учитель информатики

 

  1. Формы представления результатов

 

    1. Создание медиатеки ()
    2. Создание электронной библиотеки ()
    3. Открытые уроки с использованием информационно- коммуникативных технологий ()
    4. Создание обучающимися (4 класс) мультимедийной презентации «Мой город»  и ее представление на научно-практической конференции «Первые шаги» ()
    5. Творческий отчет на школьном методическом объединении по теме «Использование медиауроков для развития мышления младших школьников» ()
    6. Творческий отчет на районном методическом объединении по теме « Мультимедийные технологии в начальной школе» ()
    7. Выступление на районной научно практической конференции в рамках Дней науки с опытом работы по теме «Использование в образовании информационных технологий как фактор развития познавательных интересов младшего школьника» ()

 

Список литературы

1.Артемьева В.В. Использование компьютерных технологий в учебном процессе [Текст]/В.В.Артемьева//Управление начальной школой.-2009.-№2.-с. 23-26.

2.Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК.Радуга в компьютере/ Материалы XI Международной конференции “ Применение новых технологий в образовании”. Троицк::”Байтик”,2000. http://festival.1september.ru/

    3.Данилова Ирина Владимировна, Чащухина Ольга Владимировна. Использование новых информационных технологий в начальной школе. http://festival.1september.ru/

4.Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников [Текст]/О.А. Завьялова// – Начальная школа.- 2005.-№11

5.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст]/ Захарова Н.И.//– Начальная школа.-  2008.- №1

6.Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.

    7.Калашник Татьяна Анатольевна. Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении школьников.http://festival.1september.ru/

 

    8.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Официальные документы в образовании. – 2002 г. – № 4. – с.3-31.

    9.Костромина Елена Валерьевна.Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы.http://festival.1september.ru/

10.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии –  2004г. № 5. – с.3-12.

11.Леонтьева Наталья Егоровна,Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.http://festival.1september.ru/

    12.Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. -№4. -с. 110-112.

    13.Маскин В.В., Петренко А.А. Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие/ Под ред. Маскина В.В. – М.: Аркти, 2008г. – 64 с.

    14.Папшева Л.В.  Технологическая культура учителя начальных классов[Текст]/Л.В. Папшева// -Начальная школа. -2003.-№10

    15.Плотникова Антонина Анатольевна.Использование компьютерных технологий в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения.http://festival.1september.ru/

16.Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса [Текст]/Н.Г.Попова// – Начальная    школа.- 2000.-№11

17.Романова Наталья Николаевна.Использование информационных технологий на уроках в начальной школе17.Ряписов Н.А. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании.//Сибирский учитель. – № 6 (54) ноябрь-декабрь 2007г.

 

18.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления       младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных   классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.

    19.Федосова Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных стандартов второго поколения [Текст]/Н.А.Федосова// Управление начальной школой.-2008.-№0.-с. 4-10.

   

20.Школа России. Концепция и программы для нач. кл.Ш67В 2ч. Ч.1/[М.А.Бантова и др.].4-е изд.-М.:Просвещение,2009.-с. 127-149.

 

   

 

   

 

   

 

   

 

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках окружающего мира