автор: Лебедева Татьяна Юрьевна
Воспитатель МБДОУ “ДСОВ № 88” г.Братск, Иркутская обл.
Методы и средства формирования приобретения детьми опыта в области художественного творчества – аппликации.
Методы и средства формирования приобретения детьми опыта в области художественного творчества – аппликации.
Лебедева Т.Ю.
МБДОУ «ДСОВ №88» г.Братск.
Художественно-творческая деятельность — это деятельность, которая возникает у ребенка под влиянием литературного, музыкального или произведения изобразительного искусства. Эта же деятельность, в свою очередь, оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Аппликация – простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки. В процессе создания аппликации дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений: слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу, а также учатся правильно называть величинные понятия: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, больше – меньше, пополам, вдвое.
Одним из ведущих методов организации продуктивной деятельности по аппликации, по мнению Т.С. Комаровой, является рассматривание и анализ изображаемого предмета. Воспитатель показывает детям варианты передачи строения, цветового решения, различного расположения элементов на образцах. Выделяя вместе с детьми основные части, форму деталей, их расположение, педагог учит воспитанников определять исходные формы бумаги, из которых они будут вырезать. При рассматривании предметов используют приемы обведения рукой основных частей и выделения некоторых характерных признаков, доступных детям для изображения.
Нередко используется частичный показ приемов выполнения задания. Показ всего процесса изображения проводят в случае сложных заданий (наклеивании предмета из большого количества частей). Способы составления изображений воспитатель демонстрирует на фланелеграфе или на доске. В тех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.
На занятиях, там, где это необходимо, используется рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, изделий народного аппликационного искусства. Дети учатся самостоятельно анализировать воспринимаемое. Особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов. Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезывать (это особенно важно в силуэтном вырезывании). Сенсорному анализу помогает образное словесное пояснение. Например, при анализе контура петуха следует начинать со спинки; спинка у петуха дугой, шея высокая, сразу переходит в маленькую голову, а затем вновь высокая шея, грудь колесом, овальное туловище, округлый высокий хвост.
Целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях. Иногда следует рассаживать детей с учетом их навыков, чтобы ребенок, хорошо владеющий навыками вырезывания, помог рядом сидящему советом и действенным показом (в таком случае необходимо давать бумагу для тренировочных действий).
В индивидуальной работе воспитатель вместо прямых указаний должен чаще использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка.
В процессе рассматривания и анализа аппликаций нужно учить детей замечать образное, характерное, выразительное. Необходимо учить их самостоятельно находить ошибки и объяснять их причины. Следует развивать у детей способность к эстетической оценке, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на общее качество работы.
Детские работы не следует сразу убирать: нужно дать возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться аппликациями, обменяться впечатлениями.
Таким образом, использование разных приемов и методов при работе над созданием аппликации позволяет развивать у детей не только технические умения, но и творческие способности.