автор: Левина Нина Александровна

преподаватель МБУ ДО “ДШИ”ЦКИ” г. Городец

Методический доклад на тему: «Формирование исполнительской техники в классе фортепиано ДШИ»

 

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств «Центр культуры и искусства»

Методический доклад на тему:

«Формирование исполнительской техники в классе фортепиано ДШИ»

Подготовила: 

преподаватель Н. А. Левина

г. Городец

2024

Музыка требует от исполнителя не только таланта, но и специальных знаний и умений. Одним из таких умений является исполнительская техника. Она включает в себя координацию рук, точность интонации, ритмическую четкость, динамическую выразительность, артикуляцию звуков и другие аспекты.

Развитие исполнительской техники начинается с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте. На начальном этапе ученик знакомится с инструментом, учится правильно сидеть за ним, ставить руки, координировать движения. Затем он начинает играть простые мелодии одной рукой, затем двумя руками.

В дальнейшем ученик продолжает работать над координацией движений, расширяет свой технический потенциал, осваивает различные виды штрихов, динамики, фразировки. Он играет более сложные произведения, требующие большей технической подготовки.

Хорошая исполнительская техника позволяет музыканту свободно выражать свои эмоции через музыку и достигать высокого уровня мастерства в исполнении произведений различных жанров и стилей.

Этапы формирования исполнительской техники в классе фортепиано могут быть следующими:

  1. Начальный этап (1–2 классы). На этом этапе ученик знакомится с инструментом, учится правильно сидеть за фортепиано, ставить руки, координировать движения рук и ног. Ученик начинает играть простые мелодии одной рукой, затем двумя руками. Осваивает различные виды штрихов (нон легато, легато, стаккато). Знакомится с динамическими оттенками. 
  2. Средний этап (3–5 классы). Учащийся продолжает работать над координацией движений, расширяет свой технический потенциал. Ученик играет более сложные произведения, требующие большей технической подготовки.
  3. Старший этап (6–8 классы). На этом этапе ученик уже обладает достаточным уровнем исполнительской техники для того, чтобы исполнять сложные произведения различных жанров и стилей. Он продолжает совершенствовать свою технику, работает над точностью интонации, ритма, динамики, артикуляции.

Основные принципы работы над техникой в классе фортепиано 

включают в себя следующие моменты:

  1. Технические навыки должны развиваться постепенно, начиная с простых упражнений и постепенно усложняя.
  2. Каждый ученик уникален и имеет свои особенности в развитии технических навыков. Педагог должен учитывать эти особенности и строить работу таким образом, чтобы максимально эффективно развивать технические навыки ученика.
  3. Педагог должен следить за правильностью выполнения технических упражнений, корректировать ошибки и помогать ученику исправлять их.
  4. Для развития исполнительской техники рекомендуется различные упражнения, такие как гаммы, арпеджио, аккорды, этюды и др.
  5. Только регулярная и систематическая работа над техникой позволит добиться хороших результатов.
  6. Важно поддерживать интерес ученика к работе над техникой, давать ему возможность видеть прогресс и получать удовольствие от своих достижений.

Методы развития музыкально – исполнительской техники в классе фортепиано могут включать в себя следующие упражнения:

Игра гамм помогает развивать координацию движений, скорость и точность. Гаммы играют также разными интервалами (в терцию, сексту, нону) и в разных темпах. Арпеджио помогает развивать независимость пальцев и координацию движений обеих рук. Игра аккордов помогает развивать силу удара, координацию движений и контроль над звуком.

Этюды помогают развивать технические навыки, такие как скорость, точность, динамика и др.

Чтение с листа помогает развивать скорость чтения нотного текста и быстрого освоения музыкального материала.

Подбор по слуху помогает развивать слуховые навыки и способность воспроизводить услышанную музыку.

Игра в ансамбле помогает развивать чувство ритма, координацию движений и взаимодействие между участниками ансамбля.

Транспонирование помогает развивать способность переносить музыкальный материал в другую тональность.

Импровизация помогает развивать творческие способности и свободу выражения в музыке.

Практические упражнения для развития исполнительской техники в классе фортепиано могут включать в себя следующие задания:

  • игра гамм и арпеджио в различных темпах и интервалах.
  • игра аккордов различной сложности (три и четыре звука).
  • игра этюдов, направленных на развитие различных технических навыков.
  • чтение с листа простых и сложных музыкальных произведений.
  • подбор по слуху простых и сложных мелодий.
  • игра в ансамбле с другими учениками или преподавателем.
  • транспонирование музыкальных произведений в разные тональности.
  • импровизация на основе заданных аккордов или мелодий.
  • игра сложных пассажей и трелей с высокой скоростью и точностью.
  • игра сложных произведений с использованием различных штрихов, динамики и артикуляции.

В заключение хочется подчеркнуть, что исполнительская техника является неотъемлемой частью музыкального искусства. Ее формирование начинается с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте и продолжается на протяжении всего периода обучения. Развитие исполнительской техники способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, координации движений, а также помогает ученику лучше понимать музыку и передавать ее эмоциональное содержание.

Методический доклад на тему: «Формирование исполнительской техники в классе фортепиано ДШИ»