автор: Лемайкина Елена Викторовна
Учитель английского языка МБОУ “Гимназия №7” город Чехов
«Проектная деятельность на уроках английского языка как средство формирования речевой компетенции».
«Проектная деятельность на уроках английского языка как средство формирования речевой компетенции».
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время актуальны технологии, в основе которых лежит индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Изменения, наблюдаемые в содержании образования, диктуют новые условия преподавания предмета, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Ученик, приобретая умения и навыки работы над проектами, оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, работать совместно в различных коллективах.
Концептуальность педагогического опыта заключается в слиянии двух идей: в активном использовании метода проектов (развитие творческих способностей, самостоятельности обучаемых, мобильности будущих специалистов) и индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию.
С большим интересом учащиеся второго класса работают над проектами на тему «The ABC», «Смешная закладка», «Книга на английском языке о своем друге», учащиеся 3-4 классов работают над такими темами: «Му family album», «My favourite toy», «My room», «Fairy farm».
Ребята красочно оформляют свои проекты. Учащихся по-настоящему привлекают эти темы, поэтому атмосфера во время защиты проектов живая, наполненная творческими идеями. Ребятам предлагается разработать проекты самостоятельно.
В результате проектной деятельности у ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.
Ведущей педагогической идеей опыта является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка через участие в проектах.
Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики, начиная уже с младшего звена.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема «Му реt» лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Дети рисуют своего домашнего питомца и рассказывают о нем. При этом они узнают правила оформления проекта: наличие заголовка, автор проекта, класс, аккуратное оформление. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получаются полноценные рассказы, которые можно оформить в небольшой альбом.
Я использую метод проектов в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. В своей практике я планирую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, составление различных коллажей ( «Я и мои родители», «Я и моя школа», «Мы и музыка», « Семейное дерево); игровые проекты (инсценировка сказок и песен), сценарные проекты и исследователь-ские проекты.
С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный ранее лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет ИЯ красочными работами детей.
Теоретическая база опыта
Мною разработаны поурочные планы, конспекты уроков, составлены рабочие программы для каждого класса.
В настоящее время обучение английскому языку веду по государственной программе:
– Авторская программа для общеобразовательных школ «Enjoy English» 2-11классы, М.З. Биболетова, Н.Н.Трубанева 2012 год.
Одним из важных направлений развивающего, практико-ориентированного обучения является проектная деятельность учащихся. Методологической основой опыта являются труды ведущих педагогов и психологов: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению); Е.И. Пассов, В.П.Кузовлев (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи), Тер-Минасова С.Г. (язык и межкультурная коммуникация); Соловова Е.Н. (методика обучения иностранным языкам).
Оптимальностью и эффективностью этого метода является то, что проект может выполняться индивидуально, но чаще всего в группе.
Я считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты. Это такие проекты как: «Мое любимое животное», «Мой любимый вид спорта», «Моя любимая музыкальная группа», «Капсула времени» и другие.
Исследовательский проект «День, когда я родилась» был представлен
на ΙΙΙ межшкольной научно-практической конференции « Первые шаги в науку» и стал лауреатом в номинации «Социально-значимый проект».
Результативность опыта
В результате использования вышеуказанных подходов в изучении английского языка удается: раскрыть всесторонние способности учащихся; повысить заинтересованность детей и увлеченность предметом; научить учащихся быть более уверенными в себе; научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях.
Мои воспитанники осознают, что знание иностранного языка повышает уровень коммуникативной культуры, активизирует их познавательный интерес к английскому языку не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, что дает возможность участия в конкурсах и олимпиадах разного уровня, таких как:
– Всероссийская олимпиада по английскому языку, подготовленная центром поддержки талантливой молодежи.
– «Британский Бульдог» (20010 – 2013 годы)
– Всероссийский конкурс творческих проектов «Моя новая школа».
– Мои ученики имеют публикации своих проектов в социальной сети работников народного образования nsportal.ru