автор: Леоненко Любовь Николаевна
музыкальный руководитель г. Абакан МБДОУ”ЦРР-д/с “Мечта”
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
Леоненко Любовь Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР- детский сад «Мечта» г. Абакан
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности. На протяжении ряда лет в нашем детском саду реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения: как в ходе организованной образовательной деятельности, так и других видов детской деятельности. Начиная работу по патриотическому воспитанию, прежде всего, сами изучаем природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Продумываем, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показываем связь родного города (села) со всей страной. [2,с.36-39].
С детьми старшего дошкольного возраста так строим работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, могли лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, даем им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны. А также рассказываем о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Формируем у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и даем возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируем положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. В этом нам помогают такие праздники, как «День Матери», «Восьмое марта». [4, с.12-17 ].
Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. На музыкальных занятиях используем пословицы о природе, которые способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай». В работе с детьми используем такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Мы считаем, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания.
Результативным средством нравственно-патриотического воспитания является проведение нами общих мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, в результате которых развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируются навыки сотрудничества детей, педагогов, родителей.
Организаторами выступают музыкальный руководитель и воспитатель. Они становятся для детей не только источником информации, консультантами, но и партнерами, помощниками в его саморазвитии. Главным условием выбора тематики мероприятий является интерес детей. Именно это и обеспечивает мотивацию к успешному обучению, отбору материала, который позволяет сформировать у дошкольников представление об историческом наследии родного края. Педагоги знакомят детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы, мультфильмы, песни о подвигах русских солдат, а также совместно с родителями принимают участие в акции «Бессмертный полк». Увлекательно проходят экскурсии в библиотеку, работники которой рассказывают о подвигах земляков. [1, с.67-71 ].
После каждой экскурсии, просмотра фильма, слушания песни дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Великой Отечественной войне. Лучшие рисунки были отправлены на Всероссийский конкурс, посвященный 75летию Победы, где дети заняли призовые места.
Дети самостоятельно приступили к опросу родителей о войне и судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Дети, приходя в детский сад, на музыкальных занятиях делились друг с другом тем, что они узнали. [3, с.45-51 ].
Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.
Список литературы
- Аникин В. «Жизнь человека в русском фольклоре» – М, 1991-19942.
- Гризик Т.И. Дошкольное воспитание – Москва: ООО Издательский дом, 2007г. – 127с.
- Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя –Волгоград: Учитель, 2014г. -123с.
- Шамина Л. «Музыкальный фольклор и дети» – М, 2002