автор: Леоненко Любовь Николаевна

музыкальный руководитель г. Абакан МБДОУ”ЦРР-д/с “Мечта”

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Леоненко Любовь Николаевна  

музыкальный руководитель

МБДОУ «ЦРР- детский сад «Мечта» г. Абакан

          В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.  

           Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности. На протяжении ряда лет в нашем детском саду реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения: как в ходе организованной образовательной деятельности, так и других видов детской деятельности. Начиная работу по патриотическому воспитанию,  прежде всего,   сами  изучаем природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Продумываем, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показываем связь родного города (села) со всей страной.  [2,с.36-39].

            С детьми старшего дошкольного возраста так строим работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, могли лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны,  даем им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны. А также рассказываем о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Формируем у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и даем возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируем положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. В этом нам помогают такие праздники, как «День Матери», «Восьмое марта». [4, с.12-17 ].

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. На музыкальных занятиях используем пословицы о природе, которые  способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай». В работе с детьми  используем такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Мы считаем, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания.

Результативным средством нравственно-патриотического воспитания является проведение нами общих мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, в результате которых  развивается  познавательный интерес к различным областям знаний, формируются навыки сотрудничества детей, педагогов, родителей.

 Организаторами выступают музыкальный руководитель и воспитатель. Они становятся для детей не только источником информации, консультантами, но и партнерами, помощниками в его саморазвитии. Главным условием выбора тематики мероприятий является интерес детей. Именно это и обеспечивает мотивацию к успешному обучению, отбору материала, который позволяет сформировать у дошкольников представление об историческом наследии родного края. Педагоги знакомят детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы, мультфильмы, песни о подвигах русских солдат, а также совместно с родителями принимают участие в акции «Бессмертный полк». Увлекательно проходят экскурсии в библиотеку, работники которой рассказывают о подвигах земляков. [1, с.67-71 ].

 После каждой экскурсии, просмотра фильма, слушания песни дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Великой Отечественной войне. Лучшие рисунки были отправлены на Всероссийский конкурс, посвященный 75летию Победы, где дети заняли призовые места.                    

 Дети самостоятельно приступили к опросу родителей о войне и судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось узнать о причастности членов семьи  к освобождению России от врага. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Дети, приходя в детский сад, на музыкальных занятиях делились друг с другом тем, что они узнали. [3, с.45-51 ].

Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

Список литературы

  1. Аникин В. «Жизнь человека в русском фольклоре» – М, 1991-19942.
  2. Гризик Т.И. Дошкольное воспитание  – Москва: ООО Издательский дом, 2007г. – 127с.
  3. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя –Волгоград: Учитель, 2014г. -123с.
  4. Шамина Л. «Музыкальный фольклор и дети» – М, 2002
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ