автор: Лихачева Алина Юрьевна

канд.философ.наук, учитель обществознания  МБОУ «Гимназии им. академика Н.Г.Басова» Г.Воронеж, РФ

Инновационные методы подготовки одаренных старшеклассников к ЕГЭ

А.Ю.Лихачева

канд.философ.наук,  учитель обществознания

МБОУ «Гимназии им. академика Н.Г.Басова»

Г.Воронеж, РФ

E-mail: lihacheva_alina@mail.ru

 

Инновационные методы подготовки

одаренных старшеклассников к ЕГЭ

Аннотация

Актуальность представленной статьи определяется потребностью современной школы в нахождении и реализации инновационных методов работы с одаренными старшеклассниками при подготовки их к ЕГЭ.  Цель статьи – рассмотреть возможность организации и проведения научного общества учащихся как эффективного метода и формы подготовки одаренных старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию. В результате в статье представлены цель и задачи НОУ, формы проведения и критерии оценивания научно-исследовательских работ старшеклассников.

Ключевые слова:

Научное общество учащихся, подготовка к ЕГЭ по обществознанию одаренных старшеклассников, научно-исследовательская конференция, научная деятельность.

 

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности современной школы. С одаренными детьми в школе существует определенная система, которая включает в себя  не только создание профильных учебных программ, но и работу факультативов, элективных курсов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад, работу научного общества учащихся (НОУ).

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в НОУ является  неотъемлемым звеном в процессе подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ.

В педагогу очень важно выявить одаренных детей и актуализировать их творческие способности, обеспечить ученикам возможность к самореализации  в различных областях, в том числе в научно-исследовательской деятельности по обществознанию.

Работа с одарёнными  и способными учащимися, их научно-исследовательский поиск один из важнейших аспектов их подготовки к ЕГЭ. Создание НОУ предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися 10-11 классов, где каждый учащийся может проявить свои возможности в самых разных темах и проблемах обществознания.

Согласно нормативно-правовым документам гимназии: «Научное общество учащихся (НОУ) является добровольным объединением обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, в том числе и обществознанию, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы» [1].

Существуют следующие задачи научного общества учащихся:

  1. содействовать увеличению престижа и популяризации научных знаний по обществознанию;
  2. развивать у школьников познавательную активность и индивидуальные творческие способности и склонности;
  3. знакомить старшеклассников с методами и приемами научного поиска;
  4. учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию;
  5. выявлять и формулировать актуальность научной проблемы;
  6. способствовать приобретению школьниками навыка ораторского искусства;
  7. способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников.

В гимназии разработаны: «Содержание и формы работы научного общества учащихся:

  • составление программ, разработка проектов и тем исследований;
  • удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;
  • знакомство с методами и технологией научных исследований: а) умение работать с научной литературой; б) отбирать, систематизировать и анализировать материал, решать рационализаторско-изобретательские задачи; в) умение грамотно оформлять научные работы;
  • участие в научных экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках и др.;
  • проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций, дебатов, круглых столов;
  • выступления с лекциями, докладами, творческими отчетами;
  • встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
  • участие в конференциях НОУ разного уровня, в том числе и университетских;
  • подготовка творческих работ и их публикация в сборниках» [1].

Участники НОУ  выбирают тему работы и режим ее выполнения в пределах необходимой целесообразности и в соответствии со своими интересами. Могут использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения. Одаренные школьники получают регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов ученической исследовательской работы.  

Организация и проведение НОУ в гимназии осуществляется в форме научно-исследовательской конференции учащихся.

Конференция проводится с целью демонстрации приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков научного исследования, развития познавательных интересов и творчества обучающихся, развития кругозора в различных областях знаний по обществознанию.

Кроме того участие в конференции прививает старшеклассникам навыки самостоятельной работы, вовлекает обучающихся в научный поиск, стимулирует активность участия в научно-исследовательской жизни своей страны и общества, позволяет расширить спектр профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.

На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами, презентациями.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную  информацию, которая существенно помогает им при освоении предмета не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в учебных заведениях.

Деятельность НОУ осуществляется на основе Положения  и Устава гимназии: «Вступление в НОУ гимназии производится по желанию обучающихся и рекомендации учителей, согласно успеваемости школьников.  За активную деятельность в НОУ и выполнение конкретных работ обучающиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами, поощряются экскурсионными путевками» [1].

При оценивании работы учитываются следующие критерии:

  • использование знаний, выходящих за рамки школьной программы,
  • научное и практическое значение результатов работы,
  • новизна работы,
  • получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент,
  • имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы,
  • эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы,
  • объем библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей в данной области),
  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления,
  • продуманность структуры работы.

Научная деятельность по обществознанию – важная часть учебной деятельности старшеклассника, она влияет на уровень подготовки к сдаче ЕГЭ.  Организация работы НОУ позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся и педагогов гимназии и дает возможность применить его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе гимназии.

 

Список использованной литературы:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. академика Н.Г. Басова при воронежском государственном университете   http://bas.vrn.ru/ .
Инновационные методы подготовки одаренных старшеклассников к ЕГЭ