автор: Логанина Марина Александровна
Учитель
МОУ «СОШ № 3 им. В.Н. Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
«Музейная педагогика в работе учителя русского языка и литературы»
М.А. Логанина
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Роль музеев в сохранении культурно-исторического наследия человечества огромна. Невозможно не согласиться с утверждением о том, что «музеи – это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее» [1, с. 76]. В последние годы на уровне государственной политики в сфере образования заметно возрос интерес к школьному музею как к важнейшему образовательному ресурсу: в конце 2023 года состоялся Всероссийский съезд школьных музеев, на форуме Общественной палаты РФ «Сообщество» прошло обсуждение законопроекта о регламентации статуса и расширении поддержки музеев образовательных учреждений. В настоящее время для стимулирования развития школьных музеев выделяются необходимые для этого финансовые средства. Музей в школе сегодня всё более становится не только историко-краеведческим, но и образовательным пространством, позволяющим успешно решать задачи воспитания, образования и социализации учащихся.
Что же такое музейная педагогика? Каковы её педагогические приёмы и возможности? Как их можно интегрировать в образовательный процесс? Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология [1, с. 77].
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием и духовным воспитание личности современных школьников. Школьный музей, как и любой другой музей, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного края в истории страны. Внедрение инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» в образовательный процесс является актуальным и своевременным шагом, так как позволяет, во-первых, эффективно использовать богатый потенциал музея, его экспонатов, материалов в процессе воспитания, образования и развития учащихся, во-вторых, перевести посещение школьниками музея из эпизодического и бессистемного в системную практико-ориентированную урочную и внеурочную деятельность.
Активные методы обучения с использованием средств музейной педагогики в школе таковы: поисковая деятельность, исследовательская деятельность, оформительское направление, экскурсионное направление.
В МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области на протяжении ряда лет сложился свой ценный опыт организации воспитательной работы на базе музея «История школы», открытого в 2008 году, и музейной комнаты «Русская старина», оборудованной в 2010 году. Традиционными стали экскурсионные программы, подготовленные школьниками для проведения акции «Мы приглашаем вас в музей…»: «Летопись выпускников», «Все мы родом из детства», «Улицы нашего детства», «Школьные традиции и символы», «История школьной пионерской организации – дружины имени Олега Кошевого», «Своих героев помним…». Особый интерес у посетителей музея неизменно вызывают экскурсии, посвящённые выпускникам школы – А.В. Судницыну, Кавалеру ордена Красной Звезды, погибшему при исполнении воинского долга в Афганистане, и Е.В. Миронову, Народному артисту России, художественному руководителю Московского Театра Наций. Экскурсионные программы «Наш земляк – Евгений Миронов», «Он долгу воинскому свято остался верен до конца…» также были представлены в формате видеоэкскурсий. В последние годы тематика экскурсий школьного музея была расширена за счёт оформления новых экспозиций, посвящённых первому директору школы В.А. Коновалову, Заслуженному учителю школы РСФСР, и выпускникам школы, выбравшим профессиональный путь артистов театра и кино («Это имя носит наша школа…», «Театр не мода: вечен всегда…»).
Все перечисленные выше экскурсионные программы были подготовлены творческой группой учащихся, увлечённых общественной жизнью школы, заинтересованных командной работой единомышленников под руководством педагога. Результаты совместного с учащимися творчества неоднократно были представлены на конкурсах различного уровня и отмечены дипломами победителей и призёров: на муниципальном конкурсе юных экскурсоводов, региональным конкурсе «Я – лидер», региональном конкурсе видеороликов «Креативный мир», региональном конкурсе «Саратовский край глазами детей» среди музеев и музейных комнат образовательных организаций Саратовской области, в областной краеведческой конференции «Отечество. Саратовский край в истории России», Всероссийском конкурсе «ТЕЛЕКЛАСС», Всероссийском конкурсе сочинений «Моя семейная реликвия».
Такая педагогическая практика организовывалась в условиях музейного пространства, основывалась на изучении тематических экспозиций и отдельных экспонатов, реализовывалась в многочисленных очных экскурсиях, а также в видеосюжетах с привлечением ресурсов школьных СМИ. Использованные виды деятельности были направлены на формирование навыков поисковой и исследовательской работы, развитие творческих способностей школьников, их коммуникативной культуры и умения работать в команде, освоение новых социальных ролей – экскурсовода, интервьюера, сценариста, оператора видеосъёмки и монтажа.
Накопленный в течение более десяти лет опыт сотрудничества с учащимися в русле музейной педагогики получил своё продолжение и развитие в учебной деятельности учащихся под руководством учителя-предметника. В 2021-2022 учебном году учащиеся 11а класса представили к публичной защите индивидуальные проекты, темы которых были связаны с деятельностью школьного музея и историей «малой родины». Проекты отличались разноплановым социально значимым содержанием, высоким уровнем репрезентативности, практической направленностью, о чём свидетельствуют приведённые в таблице данные:
Тема проекта | Параметры проекта | Содержательная структура | Информационный продукт |
«История моей школы в судьбах и лицах людей» | Объект – летопись истории школы. Предмет – биографии педагогов и выпускников школы. | Глава 1. Коновалов В.А. – первый директор Татищевской средней школы №2
Глава 2. «Он долгу воинскому свято остался верен до конца…» (Судницын А.В. – выпускник школы 1975 года) Глава 3. «Театр не мода, вечен всегда…» (Миронов Е.В. и другие выпускники школы, выбравшие профессию актёра. |
Приложение 1. Буклет, посвящённый Коновалову В.А.
Приложение 2. Буклет, посвящённый Судницыну А.В. Приложение 3. Фотовыставка «Театр не мода, вечен всегда…» |
«Мы здесь живём,
и край нам этот дорог…» |
Объект – улицы и достопримечательности
г. Саратова и п. Светлый. Предмет – связь названий улиц г. Саратова и п. Светлый с судьбами героев-земляков. |
Глава 1. Актуальность виртуальной экскурсии
Глава 2. Чернышевский и Саратов Глава 3. Улицы нашего детства |
Приложение 1. Фоторепортаж «Прогулки
с Чернышевским по Саратову» Приложение 2. Фоторепортаж «Улицы нашего детства» Приложение 3. Материалы для заочных экскурсий |
«Мы здесь живём,
и край нам этот дорог…» |
Объект – памятники воинской славы п. Светлый, тематические экспозиции музея «История школы»
Предмет – история создания памятников воинской славы п. Светлый и их связь с судьбами героев-земляков, история жизни и подвига А.В. Судницына. |
Глава 1. Актуальность виртуальной экскурсии Глава 2. Виртуальная экскурсия «Маршрут памяти п. Светлый» Глава 3. Виртуальная экскурсия «Своих героев помним!» | Приложение 1. Фоторепортаж «Маршрут памяти п. Светлый»
Приложение 2. Видеосюжет «Своих героев помним!» |
Ещё одна возможность интеграции музейной педагогики в образовательный процесс – это использование её приёмов на уроках русского языка и литературы. Так, например, на уроках русского языка общеметодологический направленности можно организовать изучение и повторение учебного материала при помощи технологического приёма «Музей одного слова». Урок по конкретным темам из раздела «Морфология» или «Культура речи» становится нестандартным и увлекательным, если в центре его оказывается одно ключевое слово, которое становится объектом комплексного лингвистического исследования. Обязательным условием такого урока является работа учащихся в группах, каждая из которых оформляет отдельный лингвистический экспонат для импровизированной музейной экспозиции, создаваемой общими усилиями. Примеры ключевых слов, таящих в себе множество открытий: «хлеб», «родина», «семья», «сказка», «глагол», «причастие», «наречие», «предлог», «союз», «письмо». В качестве «экспонатов» на доске размещаются эстетично оформленные результаты различных видов языкового анализа данного слова: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, этимологического. Следующие «рубрики» музейной экспозиции: «Гнездо однокоренных слов», составляемое на основе работы со словообразовательным словарём, «Пословицы и поговорки», включающие примеры употребления слова в малых жанрах фольклора, «Мини-галерея», на которой представлены иллюстрации картин художников, посвящённых семантическому полю конкретного слова. Для того чтобы урок получился ярким, запоминающимся, содержательным, динамичным и результативным, учителю необходимо тщательно продумать все его этапы и их связь с содержанием учебного материала, иметь под рукой заранее подготовленные элементы для эстетического оформления мобильной музейной экспозиции, создаваемой в течение урока, что обеспечивает наглядность полученных знаний и реализованных умений. Практическая значимость такого урока становится очевидной, когда учащиеся далее готовят устные выступления экскурсоводов, комментируя результаты работы своей группы и демонстрируя их на выставочном пространстве. Каждый этап работы на уроке становится актуальным и значимым, так как направлен на формирование навыков функциональной грамотности школьников.
Такое совмещение привычных форм работы и выход за рамки учебного материала можно использовать и на уроках литературы метапредметной направленности: «Музей одной книги», «Музей одного экспоната». Использование технологии музейной педагогики предоставляет учителю неограниченные возможности для проведения нестандартных уроков. Это урок – виртуальная экскурсия, урок – описание музейного экспоната, урок – защита проекта, урок – презентация поискового материала, урок – исследование. Новизной использования технологического приёма «музей одного слова» или «музей одной книги» является то, что объектом изучения становится не привычный предсказуемый музейный предмет, а само слово или книга, которые осмысляются учащимися как объект культурной реальности, создаваемой самими школьниками – носителями языка, читателями, исследователями. Это ещё раз подтверждает справедливость утверждения о том, что «культурно-исторический контекст музейных предметов позволяет создавать в сознании образы, адекватные исторической реальности, возбуждать ценностные переживания, создавать атмосферу «подлинной встречи» [4, с. 128].
Ещё одно интересное направление работы по использованию элементов музейной педагогики в учебном процессе открывают задания, составленные для проведения олимпиады по русскому языку и литературы. Материалы Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, представленные в методических рекомендациях 2023 года, включают в себя творческие задания, нацеливающие учащихся, имеющих повышенную учебную мотивацию, на моделирование музейного пространства в заданном тематическом ключе. Безусловно, эти задания имеют характер повышенной сложности, так как предполагают моделирование эстетической реальности, связанной и с текстом литературного произведения, и с читательской фантазией, и с личным опытом посещения учащимися музеев, и с речевой (коммуникативной) культурой школьников. Рассмотрим примеры таких олимпиадных заданий.
- Задание муниципального этап ВсОШ по русскому языку для учащихся 7, 8, 9 классов, 2023-2024 учебный год (максимальный балл – 12):
В 2023 году абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года» стал Олег Игоревич Янковский, наш земляк, учитель русского языка и литературы. На мастер-классе Олег Игоревич рассказывал детям о музее благодарности в Санкт-Петербурге и предлагал «наполнить» подобный музей своеобразными «экспонатами». Предлагаем и вам создать такой «экспонат» для зала в этом музее. Ваш экспонат – сочинение-благодарность языку (слову).
Помните, что в олимпиаде участвуют многие дети, каждый сейчас будет выполнять это задание, и, если не продумать форму и содержание вашего «экспоната», не насытить его конкретными, близкими вам, примерами-аргументами, ваша работа окажется похожа на сотни других. Помните, что вы создаёте уникальный экспонат, не выбирайте для сочинения клише. Создать текст-благодарность сложно, нужно его написать так, чтобы вам поверили, прониклись тем, что вы будете говорить, поэтому подбирайте лексику и грамматику для повествования. Сочинение может быть написано в поэтической и прозаической формах. Помните, что слово в поэзии, по мнению многих филологов, звучит пронзительнее, но выбрать то самое, единственно возможное в строке, слово бывает трудно. Объём сочинения – 10-15 предложений. Название «экспоната» сформулируйте самостоятельно.
- Пример задания муниципального этапа ВсОШ по русскому языку для учащихся 9-11 классов (максимальный балл – 10):
Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:
«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приёма уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой выбор (5 слов с объяснением) [3, с. 38-37];
- Пример творческого задания для муниципального этапа ВсОШ по литературе в 10-11 классах «Аукцион литературных вещей» (максимальный балл – 25):
Для Аукциона литературных вещей вам поручили подготовить один лот и его описание для аукционного каталога. Для торгов выбираются предметы, принадлежащие литературным персонажам и имеющие для них особую ценность (а в произведении – значимую смысловую нагрузку).
Вам предстоит собрать максимально полную информацию о выбранном предмете, которая должна включать:
– сведения о его происхождении, времени появления;
– историю приобретения его литературным персонажем (с объяснением того, на чём основаны эти сведения);
– объяснение его роли в судьбе персонажа, связи с сюжетными событиями.
Увеличить ставки поможет «биография» вещи: сведения о том, имела ли она иных владельцев, встречалась ли в других произведениях, каковы в них были её функции [2, с. 26-27].
В последнем из приведённых примеров заданий слово «аукцион» вполне возможно заменить на слово «музей», так как описание «литературной вещи» соответствует описанию музейного экспоната.
Сотрудничество со школьным информационным центром также предоставляет учителю-филологу возможности использования элементов музейной педагогики. Оно реализуется в такой форме совместной деятельности учителя и педагога-библиотекаря, как подготовка и проведение интерактивных экскурсий по тематическим книжным выставкам, посвящённым юбилеям русских писателей. Спецификой подобных экскурсий становится то, что они проводятся не в читальном зале библиотеки, а в школьной рекреации с воссозданием элементов музейного интерьера (камин, подсвечники, картины, портреты, книги, перо, чернильница, письменный стол, бюро, детали одежды: цилиндр, шаль, перчатки, бальное платье). Это формирует определённую эстетическую среду, в которой и развивается «действие» экскурсии: рассказ экскурсоводов о писателе, показ его книг и характерных предметов быта, инсценировка эпизодов из произведений, импровизированные «встречи» слушателей с литературными героями. В 2023-2024 учебном году учащиеся 10а класса МОУ «СОШ № 2 им. В.А. Коновалова» подготовили для учащихся 7-х классов интерактивные экскурсии, посвящённые юбилеям И.С. Тургенева (200 лет со дня рождения) и Ф.И. Тютчева (220 лет со дня рождения).
Главное преимущество уроков с использованием технологии музейной педагогики заключается в том, что они формируют ключевые компетенции, поэтому каждому обучающему предоставляется возможность стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Список литературы:
- Кетова Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры, 2012. – № 4. – С. 76-81.
- Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2023/24 учебном году. – М., 2023. – 27 с.
- Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2023/24 учебном году. – М., 2023. – 61 с.
- Шляхтина М.Л. Основы музейного дела. – М., 2009. – 150 с.