автор: Логанина Марина Александровна
Учитель
МОУ «СОШ № 3 им. В.Н. Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

«Музейная педагогика в работе учителя русского языка и литературы»

М.А. Логанина

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Роль музеев в сохранении культурно-исторического наследия человечества огромна. Невозможно не согласиться с утверждением о том, что «музеи – это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее» [1, с. 76]. В последние годы на уровне государственной политики в сфере образования заметно возрос интерес к школьному музею как к важнейшему образовательному ресурсу: в конце 2023 года состоялся Всероссийский съезд школьных музеев, на форуме Общественной палаты РФ «Сообщество» прошло обсуждение законопроекта о регламентации статуса и расширении поддержки музеев образовательных учреждений. В настоящее время для стимулирования развития школьных музеев выделяются необходимые для этого финансовые средства. Музей в школе сегодня всё более становится не только историко-краеведческим, но и образовательным пространством, позволяющим успешно решать задачи воспитания, образования и социализации учащихся.

Что же такое музейная педагогика? Каковы её педагогические приёмы и возможности? Как их можно интегрировать в образовательный процесс? Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология [1, с. 77]. 

Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием и духовным воспитание личности современных школьников. Школьный музей, как и любой другой музей, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного края в истории страны. Внедрение инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» в образовательный процесс является актуальным и своевременным шагом, так как позволяет, во-первых, эффективно использовать богатый потенциал музея, его экспонатов, материалов в процессе воспитания, образования и развития учащихся, во-вторых, перевести посещение школьниками музея из эпизодического и бессистемного в системную практико-ориентированную урочную и внеурочную деятельность.

Активные методы обучения с использованием средств музейной педагогики в школе таковы: поисковая деятельность, исследовательская деятельность, оформительское направление, экскурсионное направление.

В МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова» городского округа ЗАТО Светлый  Саратовской области на протяжении ряда лет сложился свой ценный опыт организации воспитательной работы на базе музея «История школы», открытого в 2008 году, и музейной комнаты «Русская старина», оборудованной в 2010 году. Традиционными стали экскурсионные программы, подготовленные школьниками для проведения акции «Мы приглашаем вас в музей…»: «Летопись выпускников», «Все мы родом из детства», «Улицы нашего детства», «Школьные традиции и символы», «История школьной пионерской организации – дружины имени Олега Кошевого», «Своих героев помним…». Особый интерес у посетителей музея неизменно вызывают экскурсии, посвящённые выпускникам школы – А.В. Судницыну, Кавалеру ордена Красной Звезды, погибшему при исполнении воинского долга в Афганистане, и Е.В. Миронову, Народному артисту России, художественному руководителю Московского Театра Наций. Экскурсионные программы «Наш земляк – Евгений Миронов», «Он долгу воинскому свято остался верен до конца…» также были представлены в формате видеоэкскурсий. В последние годы тематика экскурсий школьного музея была расширена за счёт оформления новых экспозиций, посвящённых первому директору школы В.А. Коновалову, Заслуженному учителю школы РСФСР, и выпускникам школы, выбравшим профессиональный путь артистов театра и кино («Это имя носит наша школа…», «Театр не мода: вечен всегда…»).

Все перечисленные выше экскурсионные программы были подготовлены творческой группой учащихся, увлечённых общественной жизнью школы, заинтересованных командной работой единомышленников под руководством педагога. Результаты совместного с учащимися творчества неоднократно были представлены на конкурсах различного уровня и отмечены дипломами победителей и призёров:  на муниципальном конкурсе юных экскурсоводов, региональным конкурсе «Я – лидер», региональном конкурсе видеороликов «Креативный мир», региональном конкурсе «Саратовский край глазами детей» среди музеев и музейных комнат образовательных организаций Саратовской области, в областной краеведческой конференции «Отечество. Саратовский край в истории России», Всероссийском конкурсе «ТЕЛЕКЛАСС», Всероссийском конкурсе сочинений «Моя семейная реликвия».

Такая педагогическая практика организовывалась в условиях музейного пространства, основывалась на изучении тематических экспозиций и отдельных экспонатов, реализовывалась в многочисленных очных экскурсиях, а также в видеосюжетах с привлечением ресурсов школьных СМИ. Использованные виды деятельности были направлены на формирование навыков поисковой и исследовательской работы, развитие творческих способностей школьников, их коммуникативной культуры и умения работать в команде, освоение новых социальных ролей – экскурсовода, интервьюера, сценариста, оператора видеосъёмки и монтажа. 

Накопленный в течение более десяти лет опыт сотрудничества с учащимися в русле музейной педагогики получил своё продолжение и развитие в учебной деятельности учащихся под руководством учителя-предметника. В 2021-2022 учебном году учащиеся 11а класса представили к публичной защите индивидуальные проекты, темы которых были связаны с деятельностью школьного музея и историей «малой родины». Проекты отличались разноплановым социально значимым содержанием, высоким уровнем репрезентативности, практической направленностью, о чём свидетельствуют приведённые в таблице данные:

Тема проекта Параметры проекта Содержательная структура Информационный продукт
«История моей школы в судьбах и лицах людей» Объект – летопись истории школы. Предмет – биографии педагогов и выпускников школы. Глава 1. Коновалов В.А. – первый директор Татищевской средней школы №2

Глава 2. «Он долгу воинскому свято остался верен до конца…» (Судницын А.В. – выпускник школы 1975 года)

Глава 3. «Театр не мода, вечен всегда…» (Миронов Е.В. и другие выпускники школы, выбравшие профессию актёра.

Приложение 1. Буклет, посвящённый Коновалову В.А.

Приложение 2. Буклет, посвящённый Судницыну А.В.

Приложение 3. Фотовыставка «Театр не мода, вечен всегда…» 

«Мы здесь живём, 

и край нам этот дорог…»

Объект – улицы и достопримечательности 

г. Саратова и 

п. Светлый.

Предмет – связь названий улиц 

г. Саратова и 

п. Светлый  

с судьбами героев-земляков.

Глава 1. Актуальность виртуальной экскурсии                                                  

Глава 2. Чернышевский и Саратов                                                                       

Глава 3. Улицы нашего детства                                                                           

Приложение 1. Фоторепортаж «Прогулки 

с Чернышевским 

по Саратову» 

Приложение 2. Фоторепортаж «Улицы нашего детства» 

Приложение 3. Материалы 

для заочных экскурсий

«Мы здесь живём, 

и край нам этот дорог…»

Объект – памятники воинской славы п. Светлый, тематические экспозиции музея «История школы»

Предмет – история создания памятников воинской славы п. Светлый и 

их связь 

с судьбами героев-земляков, история жизни и подвига А.В. Судницына.

Глава 1. Актуальность виртуальной экскурсии                                          Глава 2. Виртуальная экскурсия «Маршрут памяти п. Светлый»              Глава 3. Виртуальная экскурсия «Своих героев помним!» Приложение 1. Фоторепортаж «Маршрут памяти п. Светлый»

Приложение 2. Видеосюжет «Своих героев помним!» 

 

Ещё одна возможность интеграции музейной педагогики в образовательный процесс – это использование её приёмов на уроках русского языка и литературы. Так, например, на уроках русского языка общеметодологический направленности можно  организовать изучение и повторение учебного материала при помощи технологического приёма «Музей одного слова». Урок по конкретным темам из  раздела «Морфология» или «Культура речи» становится нестандартным и увлекательным, если в центре его оказывается одно ключевое слово, которое становится объектом комплексного лингвистического исследования. Обязательным условием такого урока является работа учащихся в группах, каждая из которых оформляет отдельный лингвистический экспонат для импровизированной музейной экспозиции, создаваемой общими усилиями. Примеры ключевых слов, таящих в себе множество открытий: «хлеб», «родина», «семья», «сказка», «глагол», «причастие», «наречие», «предлог», «союз», «письмо». В качестве «экспонатов» на доске размещаются эстетично оформленные результаты различных видов языкового анализа данного слова: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, этимологического. Следующие «рубрики» музейной экспозиции: «Гнездо однокоренных слов», составляемое на основе работы со словообразовательным словарём, «Пословицы и поговорки», включающие примеры употребления слова в малых жанрах фольклора, «Мини-галерея», на которой представлены иллюстрации картин художников, посвящённых семантическому полю конкретного слова. Для того чтобы урок получился ярким, запоминающимся, содержательным, динамичным и результативным, учителю необходимо тщательно продумать все его этапы и их связь с содержанием учебного материала, иметь под рукой заранее подготовленные элементы для эстетического оформления мобильной музейной экспозиции, создаваемой в течение урока, что обеспечивает наглядность полученных знаний и реализованных умений. Практическая значимость такого урока становится очевидной, когда учащиеся далее готовят устные выступления экскурсоводов, комментируя результаты работы своей группы и демонстрируя их на выставочном пространстве. Каждый этап работы на уроке становится актуальным и значимым, так как направлен на формирование навыков функциональной грамотности школьников.

Такое совмещение привычных форм работы и выход за рамки учебного материала можно использовать и на уроках литературы метапредметной направленности: «Музей одной книги», «Музей одного экспоната». Использование технологии музейной педагогики предоставляет учителю неограниченные возможности для проведения нестандартных уроков. Это урок – виртуальная экскурсия, урок – описание музейного экспоната, урок – защита проекта, урок – презентация поискового материала, урок – исследование. Новизной использования технологического приёма «музей одного слова» или «музей одной книги» является то, что объектом изучения становится не привычный предсказуемый музейный предмет, а само слово или книга, которые осмысляются учащимися как объект культурной реальности, создаваемой самими школьниками – носителями языка, читателями, исследователями. Это ещё раз подтверждает справедливость утверждения о том, что «культурно-исторический  контекст музейных предметов позволяет создавать в сознании образы, адекватные исторической реальности, возбуждать ценностные переживания, создавать атмосферу «подлинной встречи» [4, с. 128].

Ещё одно интересное направление работы по использованию элементов музейной педагогики в учебном процессе открывают задания, составленные для проведения олимпиады по русскому языку и литературы. Материалы Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, представленные в методических рекомендациях 2023 года, включают в себя творческие задания, нацеливающие учащихся, имеющих повышенную учебную мотивацию, на моделирование музейного пространства в заданном тематическом ключе. Безусловно, эти задания имеют характер повышенной сложности, так как предполагают моделирование эстетической реальности, связанной и с текстом литературного произведения, и с читательской фантазией, и с личным опытом посещения учащимися музеев, и с речевой (коммуникативной) культурой школьников. Рассмотрим примеры таких олимпиадных заданий.

  1. Задание муниципального этап ВсОШ по русскому языку для учащихся 7, 8, 9 классов, 2023-2024 учебный год (максимальный балл – 12):

В 2023 году абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года» стал Олег Игоревич Янковский, наш земляк, учитель русского языка и литературы. На мастер-классе Олег Игоревич рассказывал детям о музее благодарности в Санкт-Петербурге и предлагал «наполнить» подобный музей своеобразными «экспонатами». Предлагаем и вам создать такой «экспонат» для зала в этом музее. Ваш экспонат – сочинение-благодарность языку (слову).

Помните, что в олимпиаде участвуют многие дети, каждый сейчас будет выполнять это задание, и, если не продумать форму и содержание вашего «экспоната», не насытить его конкретными, близкими вам, примерами-аргументами, ваша работа окажется похожа на сотни других. Помните, что вы создаёте уникальный экспонат, не выбирайте для сочинения клише. Создать текст-благодарность сложно, нужно его написать так, чтобы вам поверили, прониклись тем, что вы будете говорить, поэтому подбирайте лексику и грамматику для повествования. Сочинение может быть написано в поэтической и прозаической формах. Помните, что слово в поэзии, по мнению многих филологов, звучит пронзительнее, но выбрать то самое, единственно возможное в строке, слово бывает трудно. Объём сочинения – 10-15 предложений. Название «экспоната» сформулируйте самостоятельно.

  1. Пример задания муниципального этапа ВсОШ по русскому языку для учащихся  9-11 классов (максимальный балл – 10):

Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: 

«Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах». 

Далее автор книги предлагает открыть пункт приёма уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой выбор (5 слов с объяснением) [3, с. 38-37];

  1. Пример творческого задания для муниципального этапа ВсОШ по литературе в 10-11 классах «Аукцион литературных вещей» (максимальный балл – 25):

Для Аукциона литературных вещей вам поручили подготовить один лот и его описание для аукционного каталога. Для торгов выбираются предметы, принадлежащие литературным персонажам и имеющие для них особую ценность (а в произведении – значимую смысловую нагрузку).  

Вам предстоит собрать максимально полную информацию о выбранном предмете, которая должна включать: 

– сведения о его происхождении, времени появления; 

– историю приобретения его литературным персонажем (с объяснением того, на чём основаны эти сведения); 

– объяснение его роли в судьбе персонажа, связи с сюжетными событиями. 

Увеличить ставки поможет «биография» вещи: сведения о том, имела ли она иных владельцев, встречалась ли в других произведениях, каковы в них были её функции [2, с. 26-27]. 

В последнем из приведённых примеров заданий слово «аукцион» вполне возможно заменить на слово «музей», так  как описание «литературной вещи» соответствует описанию музейного экспоната.

Сотрудничество со школьным информационным центром также  предоставляет учителю-филологу возможности использования элементов музейной педагогики. Оно реализуется в такой форме совместной деятельности учителя и педагога-библиотекаря, как подготовка и проведение интерактивных экскурсий по тематическим книжным выставкам, посвящённым юбилеям русских писателей. Спецификой подобных экскурсий становится то, что они проводятся не в читальном зале библиотеки, а в школьной рекреации с воссозданием элементов музейного интерьера (камин, подсвечники, картины, портреты, книги, перо, чернильница, письменный стол, бюро, детали одежды: цилиндр, шаль, перчатки, бальное платье). Это формирует определённую эстетическую среду, в которой и развивается «действие» экскурсии: рассказ экскурсоводов о писателе, показ его книг и характерных предметов быта, инсценировка эпизодов из произведений, импровизированные «встречи» слушателей с литературными героями. В 2023-2024 учебном году учащиеся 10а класса МОУ «СОШ № 2 им. В.А. Коновалова» подготовили для учащихся 7-х классов интерактивные экскурсии, посвящённые юбилеям И.С. Тургенева (200 лет со дня рождения) и Ф.И. Тютчева (220 лет со дня рождения).

Главное преимущество уроков с использованием технологии музейной педагогики заключается в том, что они формируют ключевые компетенции, поэтому каждому обучающему предоставляется возможность стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Список литературы:

  1. Кетова Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры, 2012. – № 4. – С. 76-81.
  2. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2023/24 учебном году. – М., 2023. – 27 с.
  3. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2023/24 учебном году. – М., 2023. – 61 с.
  4. Шляхтина М.Л. Основы музейного дела. – М., 2009. – 150 с.
«Музейная педагогика в работе учителя русского языка и литературы»