автор: Лопатина Наталия Борисовна

учитель физики МБОУ “Школа №9” г.о. Балашиха Московская область

Метапредметный подход в преподавании физики

«Метапредметный подход в преподавании физики».

 

«Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать, обновлённое содержание образования». (Д.А.Медведев)

В этом и состоит главная идея новых образовательных стандартов.

ФГОС определил метапредметный подход в обучении как одно из приоритетных направлений в образовании. В соответствии с образовательными стандартами в результате освоения образовательной программы основного общего образования ученик должен уметь:

  • сравнивать;
  • доказывать;
  • анализировать;
  • делать обобщения на основе наблюдений;
  • формулировать гипотезы;
  • проверять гипотезы экспериментально.

Термины “метапредмет”, “метапредметность” пришли к нам далеко из истории. Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», но это название было введено не Аристотелем, а древнегреческим философом Андроником Родосским, который занимался издательством работ Аристотеля.

Метапредметный подход подразумевает, что ученик не просто усваивает систему знаний, а овладевает универсальными способами действий, благодаря которым самостоятельно сможет добывать необходимую информацию и намечать пути решения поставленной перед ним задачи.

Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Это урок, на котором дети учатся общим приёмам, схемам, образцам мыслительной деятельности, которые применяются при работе с материалом любого предмета, происходит включение школьника в разнообразные виды деятельности. Ученик как бы заново открывает важнейшие понятия, продумывает их происхождение, а затем анализирует проделанные действия. При этом обеспечивается целостность представлений ребёнка об окружающем мире, как закономерный результат его познания. И знания, полученные на таком уроке, являются универсальными, переходящими из категории «теория» в категорию «практика».

Преподавание физики, в рамках специфичности этого предмета, является благоприятной средой для применения различных методов, способов и учебно-методических средств формирования универсальных учебных действий школьников, то есть обращения к метапредметности.

Метапредменые связи могут иметь разные цели и выполнять различные задачи. А единство понятий и методов исследования объектов предметов естественно-научного цикла может способствовать более качественному и глубокому усвоению физики. Привлечение знаний учащихся по литературе, истории, связей с искусством и музыкой обеспечивают развитие образного мышления и делают урок более эмоциональным.

Прививая ученикам универсальные учебные действия, добавляя в конце урока элементы рефлексии, мы повышаем мотивацию обучения школьников.

Поделюсь своим опытом применения метапредметного подхода к преподаванию физики. Он включает в себя, например, интеграцию с другими предметами и смежными науками . Например с литературой

  1. вопрос: «Зачем вспотевшую лошадь накрывают попоной?» можно обыграть с разных сторон. Вспомнить строки «Покройте попоной, мохнатым ковром…», что это за произведение, кто автор, кто такой Вещий Олег? (литература, история)
  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Вопросы: Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала «на стекла хладные»? Почему стекло стало «отуманенным»

Отвечая на вопрос «Почему воз не двигается с места в басне Крылова «Лебедь, щука и рак» мы обращаемся и к литературе, и к математике – сложение векторов

Изучая тему «Звуковые волны» даю домашнее задание подготовить сообщение об ультразвуке в живой природе и звучании различных музыкальных инструментов. ( Тембр, громкость , высота звука). Это задание развивает навыки поиска информации, её переработки и представления в ином виде. Учащиеся творчески подходят к выполнению задания, сопровождают свои доклады презентациями и создают видеоролики.

Конечно же, аналогичное задание можно дать и по многим другим темам, связать физические явления и открытия с историей, техникой, космонавтикой. Работа над подобными проектами развивает креативные способности учащихся, ведёт к усвоению универсальных учебных действий.

В конце прохождения какой-либо темы даю задание «Нарисовать ребус с помощью компьютера». Данное задание развивает как творческие способности, так и познавательные УУД, а именно – умение выражать смысл термина различными средствами (рисунки, символы, знаки). Также учащиеся занимаются поиском информации. Здесь явно прослеживается связь с такими предметами, как информатика и русский язык.

Суть метапредметной технологии состоит в том, что учащиеся самостоятельно, и в то же время под руководством педагога ставят перед собой задачи и находят пути их решения (пусть даже методом проб и ошибок). Данная технология многократно увеличивает эффективность труда педагога и учащихся.

Применяя метапредметный подход в обучении физике, я заметила повышение креативности мышления в нестандартных ситуациях и интереса учащихся к предмету.

Я считаю, что метапредметный подход возможен не только при обучении физике, но и любого другого предмета. Каждый педагог знает свой предмет и уже, исходя из своего опыта, может решить, какими средствами он будет развивать УУД на конкретном уроке. Чтобы провести метапредметный урок необходимо:

  • сформулировать тему урока;
  • сформулировать цель урока и запланировать метапредметные и другие результаты, которых Вы хотите достичь;
  • перечислить какого рода способности предполагается задействовать;
  • продумать с какими образовательными объектами планируется деятельность учащихся;
  • перечислить какие способности предусматривается задействовать на уроке;
  • продумать, какие ключевые проблемы можно поставить перед учениками, и какие задания можно дать на каждом этапе урока;
  • решить, какой конкретно образовательный продукт должен быть создан учащимися на уроке;
  • продумать, какие аналоги из других предметов можно рассмотреть при изучении данной темы;
  • решить, как Вы будете осуществлять рефлексию учениками своей деятельности;
  • продумать, каким образом Вы предполагаете провести диагностику образовательных результатом учащихся.

В современном мире происходит быстрое устаревание информации, поэтому наша с Вами задача передать учащимся не информацию, а способы работы с ней, научить их мыслить и привить им отношение к учёбе, как к необходимости и жизненной потребности и метапредметный подход это один из способов.

Метапредметный подход в преподавании физики