автор: Лопатина Наталия Борисовна
учитель физики МБОУ “Школа №9” г.о. Балашиха Московская область
Метапредметный подход в преподавании физики
«Метапредметный подход в преподавании физики».
«Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать, обновлённое содержание образования». (Д.А.Медведев)
В этом и состоит главная идея новых образовательных стандартов.
ФГОС определил метапредметный подход в обучении как одно из приоритетных направлений в образовании. В соответствии с образовательными стандартами в результате освоения образовательной программы основного общего образования ученик должен уметь:
- сравнивать;
- доказывать;
- анализировать;
- делать обобщения на основе наблюдений;
- формулировать гипотезы;
- проверять гипотезы экспериментально.
Термины “метапредмет”, “метапредметность” пришли к нам далеко из истории. Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», но это название было введено не Аристотелем, а древнегреческим философом Андроником Родосским, который занимался издательством работ Аристотеля.
Метапредметный подход подразумевает, что ученик не просто усваивает систему знаний, а овладевает универсальными способами действий, благодаря которым самостоятельно сможет добывать необходимую информацию и намечать пути решения поставленной перед ним задачи.
Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Это урок, на котором дети учатся общим приёмам, схемам, образцам мыслительной деятельности, которые применяются при работе с материалом любого предмета, происходит включение школьника в разнообразные виды деятельности. Ученик как бы заново открывает важнейшие понятия, продумывает их происхождение, а затем анализирует проделанные действия. При этом обеспечивается целостность представлений ребёнка об окружающем мире, как закономерный результат его познания. И знания, полученные на таком уроке, являются универсальными, переходящими из категории «теория» в категорию «практика».
Преподавание физики, в рамках специфичности этого предмета, является благоприятной средой для применения различных методов, способов и учебно-методических средств формирования универсальных учебных действий школьников, то есть обращения к метапредметности.
Метапредменые связи могут иметь разные цели и выполнять различные задачи. А единство понятий и методов исследования объектов предметов естественно-научного цикла может способствовать более качественному и глубокому усвоению физики. Привлечение знаний учащихся по литературе, истории, связей с искусством и музыкой обеспечивают развитие образного мышления и делают урок более эмоциональным.
Прививая ученикам универсальные учебные действия, добавляя в конце урока элементы рефлексии, мы повышаем мотивацию обучения школьников.
Поделюсь своим опытом применения метапредметного подхода к преподаванию физики. Он включает в себя, например, интеграцию с другими предметами и смежными науками . Например с литературой
- вопрос: «Зачем вспотевшую лошадь накрывают попоной?» можно обыграть с разных сторон. Вспомнить строки «Покройте попоной, мохнатым ковром…», что это за произведение, кто автор, кто такой Вещий Олег? (литература, история)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Вопросы: Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала «на стекла хладные»? Почему стекло стало «отуманенным»
Отвечая на вопрос «Почему воз не двигается с места в басне Крылова «Лебедь, щука и рак» мы обращаемся и к литературе, и к математике – сложение векторов
Изучая тему «Звуковые волны» даю домашнее задание подготовить сообщение об ультразвуке в живой природе и звучании различных музыкальных инструментов. ( Тембр, громкость , высота звука). Это задание развивает навыки поиска информации, её переработки и представления в ином виде. Учащиеся творчески подходят к выполнению задания, сопровождают свои доклады презентациями и создают видеоролики.
Конечно же, аналогичное задание можно дать и по многим другим темам, связать физические явления и открытия с историей, техникой, космонавтикой. Работа над подобными проектами развивает креативные способности учащихся, ведёт к усвоению универсальных учебных действий.
В конце прохождения какой-либо темы даю задание «Нарисовать ребус с помощью компьютера». Данное задание развивает как творческие способности, так и познавательные УУД, а именно – умение выражать смысл термина различными средствами (рисунки, символы, знаки). Также учащиеся занимаются поиском информации. Здесь явно прослеживается связь с такими предметами, как информатика и русский язык.
Суть метапредметной технологии состоит в том, что учащиеся самостоятельно, и в то же время под руководством педагога ставят перед собой задачи и находят пути их решения (пусть даже методом проб и ошибок). Данная технология многократно увеличивает эффективность труда педагога и учащихся.
Применяя метапредметный подход в обучении физике, я заметила повышение креативности мышления в нестандартных ситуациях и интереса учащихся к предмету.
Я считаю, что метапредметный подход возможен не только при обучении физике, но и любого другого предмета. Каждый педагог знает свой предмет и уже, исходя из своего опыта, может решить, какими средствами он будет развивать УУД на конкретном уроке. Чтобы провести метапредметный урок необходимо:
- сформулировать тему урока;
- сформулировать цель урока и запланировать метапредметные и другие результаты, которых Вы хотите достичь;
- перечислить какого рода способности предполагается задействовать;
- продумать с какими образовательными объектами планируется деятельность учащихся;
- перечислить какие способности предусматривается задействовать на уроке;
- продумать, какие ключевые проблемы можно поставить перед учениками, и какие задания можно дать на каждом этапе урока;
- решить, какой конкретно образовательный продукт должен быть создан учащимися на уроке;
- продумать, какие аналоги из других предметов можно рассмотреть при изучении данной темы;
- решить, как Вы будете осуществлять рефлексию учениками своей деятельности;
- продумать, каким образом Вы предполагаете провести диагностику образовательных результатом учащихся.
В современном мире происходит быстрое устаревание информации, поэтому наша с Вами задача передать учащимся не информацию, а способы работы с ней, научить их мыслить и привить им отношение к учёбе, как к необходимости и жизненной потребности и метапредметный подход это один из способов.