автор: Луганская Ирина Ивановна
Воспитатель ДОО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 31»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша дружная семья»
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №31»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
«Наша дружная семья»
подготовила воспитатель
Луганская И. И.
Луганск 2024
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наша дружная семья»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о семье, расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей понятие «Семья»; закрепить умение определять и называть родственные отношения между близкими членами семьи. Побуждать детей называть Ф. И. ребенка и членов семьи. Продолжать учить детей называть уменьшительно – ласкательные слова имен существительных. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
Развивающие:
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание; умение рассуждать делать выводы. Побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию; развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Воспитывающие:
-Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них; любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, оформление фотовыставки семейные традиции. Чтение стихотворений и рассказов о семье. Беседы с детьми «Расскажи о своей семье».
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Картинки членов семьи, иллюстрации разных семей, картинка домика с окошками.
Раздаточный материал: мяч 1 шт., картинки членов семьи на каждого ребенка
Ход занятия
- Организационный момент
Дети стоят на коврике.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я так рада вас видеть. Какое у вас настроение? (Ответы) Давайте с вами сейчас поздороваемся и пожелаем хорошего настроения на весь день.
Приветствие «Семья»
Вместе мы одна семья (показ руками на всех детей),
Ты, вы, мы и я (показ руками на 1 ребенка, на 2х детей и на себя),
Здравствуй друг, который слева (повернуться к ребенку слева, поздороваться за руку),
Здравствуй друг, который справа (повернуться к ребенку справа, поздороваться за руку),
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя.
Воспитатель: Какие все молодцы! Мы с вами в детском саду являемся маленькой дружной семьёй.
- Основная часть
Дидактическая игра «Назови свое имя ласково»
Дети, стоя на коврике передавая друг другу мяч называют свое имя ласково и фамилию.
На доску по очереди крепятся картинки членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
– Кто это? (воспитатель показывает на картинку мамы) Если дети затрудняются ответить, то воспитатель наводящими вопросами помогает.
– Кто это? (папа) и тд.
Воспитатель: Скажите, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка как их можно назвать одним словом? (Семья).
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы будем говорить о семье. Что же такое семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Это самые близкие и родные люди.
Семьи бывают разные: большие и маленькие. (Рассматривание иллюстраций).
Маленькая семья – это папа, мама и ребенок. Может быть большая семья, где папа, мама и несколько детей. А еще может быть семья, где живут бабушки и дедушки, ваши родители и дети. Посмотрите на картинки. А теперь подумайте и скажите, кто в какой семье живет. (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут ваших членов семьи, с которыми вы живете. (Дети называют имя и фамилию членов семьи).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Ребята я вам буду называть слова, а вы должны определить что здесь лишнее и почему.
Папа, мама, соседка, брат;
Брат, сестра, бабушка, подруга и тд.
Воспитатель: Какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)
Дидактическая игра «Ласковые слова»
Мама (какая?)
Дети: добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа (какой?)
Дети: строгий, умный, сильный.
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка – старый, мудрый, седой.
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.
Воспитатель: У каждого члена семьи есть свои обязанности и дела, которые они выполняют по дому. Давайте сейчас с помощью картинок определим, кому что нужно для работы. (На доске члены семьи, а на столе лежат картинки. Детям нужно по очереди выбирать картинку и поместить на доску рядом с членом семьи кому это нужно).
Мама – кастрюля, сковорода, фартук, плита и тд.
Папа – молоток, пила, гвозди, полочка и тд.
Дети – пирамидка, погремушка, мягкая игрушка и тд.
Физминутка «Собери свою семью»
У детей в руках картинки членов семьи по сигналу ходят по ковру, по второму сигналу дети собирают свою семью из любого количества членов семьи, но потом объясняют, кто в них живет. Повторяется 2-3 раза игра. Картинки между детьми после каждого раза менять.
Дидактическое упражнение«Рассели членов семьи» (дети на силуэт дома раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Воспитатель: Нижний этаж дома самый прочный и крепкий так как на нем держатся все остальные этажи. Это основа всего дома – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.
Следующий этаж не такой крепкий, но все же на нем держится верхний этаж дома, поэтому второй этаж это продолжение дома – и это поколение мам и пап.
А вот верхний этаж никого не держит, на нем нет больше этажей – это поколение детей, то есть вас.
Кто располагается на нижнем этаже дома? – бабушка и дедушка
Кто располагается на втором этаже дома? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем этаже дома? – дети.
Воспитатель: Вы такие молодцы! Со всеми заданиями справились. А теперь каждый из вас подумает и расскажет, какая же ваша семья, и чем вы занимаетесь.
Пример: меня зовут Ира. Мою маму зовут Галина, а папу Иван. Мама работает в магазине продавцом, а папа строителем. Я помогаю мыть посуду. Мы очень любим гулять в парке.
(Дети по желанию рассказывают о своей семье)
- Итог занятия.
На этом наше занятие подошло к концу.
О чем мы сегодня говорили?
Как мы должны относиться ко всем членам семьи?