автор: Лукьяненко Елена Анатольевна

учитель начальных классов МАОУ “Гимназия “Гармония”

Метод активного обучения «деловая игра» на занятиях внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 4 классе

 

Метод активного обучения «деловая игра» на занятиях внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 4 классе

      

     Сейчас приоритетной целью современного образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовые знания.  Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

 

      Активное обучение – организация и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В.Н.Кругликов, 1998) 

        Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

 

К активным методам обучения (АМО) относятся: деловая игра, мозговой штурм, «круглый стол», анализ конкретных ситуаций, проблемное обучение и другие. Подробнее о некоторых:

        Деловая игра – имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры.

        Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

        «Круглый стол» – одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

 

       Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. На занятиях внеурочной деятельности тоже можно применять АМО. 

      Расскажу о своём опыте применения метода «деловая игра» в 4 классе на занятии «Функциональная грамотность». 

      Для организации «деловой игры» взяты материалы из творческой тетради И.А.Сасовой, Е.Н.Землянской «Экономика» 4 класс.

   

Урок 17. Тема урока: «Если бы руководителем нашего хозяйства был я…»

Проблема: 

Поступило предложение поднять плату за проезд в городском транспорте. На полученные деньги предполагается обновить муниципальный транспортный парк.

Подготовь по предложенной роли выступление, отражающее твою точку зрения по проблеме.

Возможные роли:

Горожанин (работающий житель города, имеющий семью)

Пенсионер.

Директор школы.

Многодетная мать.

Автослесарь из автобусного парка.

Директор автобусного парка.

Диспетчер.

Контролёр в автобусе.

Директор одного из предприятий города.

Бизнесмен.

Мэр города. 

Руководитель профсоюза.

Представитель экологического комитета.

 

      Между детьми распределяются роли, дети готовятся к выступлению, затем по очереди высказываются по проблеме. Саму проблему озвучивает «мэр города». Он же доске отмечает «за» и «против» повышения цен. После выступления всех участников подсчитывается количество голосов и делается вывод по проблеме. 

      Вот с какими аргументами выступали дети:

 – Я – многодетная мать. И как вы себе представляете то, что вы поднимете цены на проезд. Мне надо одеть, накормить детей, дать им на образование. Так у меня тогда вообще денег не останется. Мы и так на одной воде сидим!

– Мы граждане этого города. Мы против повышения. Мы ездим туда-сюда на автобусе, а зарплата маленькая! У нас одна карточка на двоих!

– Я представитель профессии диспетчер, я против! Потому что если вы начнёте брать больше денег на проезд на автобусе, то станет больше автобусов, а я там, наверху, в этой каморке сижу, ору в эту трубку «Проезжает этот или тот автобус». Мне это уже надоело!

– Я – директор школы. Я против того, чтобы повышали плату за проезд. Так как мои дети больше тратят деньги на автобусы, а не на свою еду. Чуть ли не падают в обмороки!

– Я – пенсионер. Вы как это себе представляете, у меня и так пенсия маленькая, мне внуки, сыновья вообще не помогают, я скоро голодным останусь!

– Я – бизнесмен. Я – за! Мне на всё хватает.

– Я – водитель автобуса. Я – против! Если поднимут плату за проезд, то некоторым людям не будет хватать на проезд.

– Я – контролёр автобуса. Я – за! Ведь тогда у меня будет больше зарплата.

– Я – автослесарь. Я- За! У меня будет больше зарплата, автобусы будут новые, они будут меньше ломаться, поэтому – работы будет меньше, а зарплата больше. Это хорошо!

– Я – руководитель профсоюза. Я – против! Если мои люди будут много тратить денег проезд, то у них не останется денег на еду.

– Я – мэр города делаю вывод: «за» повышение платы за проезд – 3 человека, «против» – 7 человек. В нашем городе плата за проезд пока не повышается и новых автобусов не будет.

     

        Детей очень увлёк процесс этой «деловой игры». Выступления придумывали сами. Небольшое пояснение потребовалось к роли «руководитель профсоюза». Так же дети предложили с теми же ролями организовать такие «деловые игры» по решению проблем.  Так что играли в неё не один раз, в разных составах, меняясь ролями, решая городские проблемы. 

 

 

 

Метод активного обучения «деловая игра» на занятиях внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 4 классе