автор: Лысенко Светлана Ивановна

учитель истории и обществознания МОУ “Николаевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области”

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

«РОССИЯ  И  БЕЛАРУСЬ:  

ОБЩАЯ  ИСТОРИЯ,  ОБЩАЯ  СУДЬБА»

Лысенко С.И.

учитель истории

и обществознания

Содержание:

  1. День единения народов Беларуси и России
  2. Политико-правовые основы взаимодействия
  3. Историческая справка: вместе с Россией
  4. Социальные и культурные связи Беларуси и России
  5. Историческое наследие Переяславской Рады
  6. Русский вопрос- взгляд из Белоруссии

«РОССИЯ  И  БЕЛАРУСЬ:  

ОБЩАЯ  ИСТОРИЯ,  ОБЩАЯ  СУДЬБА»

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд.

Едины государства,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперёд.

2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, строящегося на принципах суверенитета и равенства.

Для граждан России и Беларуси 2 апреля – День единения народов – не просто дата в календаре. День единения – праздник особый, наполненный для каждого из нас своим, личностным смыслом. Совместная история народов России и Беларуси продолжается и сегодня. Мы строим единое Союзное государство. И пусть этот процесс проходит не без трудностей, налицо существенное продвижение вперед. Между нами нет границ, в то же время защиту общей границы на западе осуществляет Беларусь, второй государственный язык в республике – русский. Сохранены тесные торгово-экономические связи, которые продолжают развиваться и крепнуть, углубляется процесс интеграции в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре.

В 1997 году  по инициативе Президента Беларуси Александра Лукашенко лидеры двух государств подписали Договор о Союзе Беларуси и России, который дал новый импульс процессу всеобъемлющей интеграции двух государств.

25 декабря 1998 года в Москве были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, а также Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года был заключен Договор о создании Союзного государства Беларуси и России и одобрена Программа действий по его реализации.

День единения народов Белоруссии и России – праздник по возрасту молодой, но его истоки лежат в глубокой старине. Ведь еще в 1379 году между князем Андреем Полоцким и великим князем Дмитрием Ивановичем Московским был заключен договор о союзе, результатом которого стало участие западнорусской кованой рати (тяжелой конницы) в Куликовской битве в рядах общерусского войска. Затем были эпопея Великого княжества Русского со столицей в Полоцке (XV в.), драматические события, вошедшие в историю под именем «заговор русских князей» (1481 г.), восстания князей Глинских (нач. XVI в.) и казацкого атамана Северина Наливайко (конец XVI в.) и, наконец, национально-освободительная война середины XVII века. И все они проходили под знаменем борьбы за свободу и единство Руси.

В 2013 году исполнилось 400 лет с тех пор как на Земском Соборе на престол Царства Русского был избран Михаил Романов, и тем самым было положено начало 300-летнему правлению государей из Дома Романовых. Под их скипетром российское государство максимально раздвинуло свои пределы, знало времена блистательных триумфов и, увы, тяжких падений.  

29 апреля 2013 года исполнилось 195 лет со дня рождения выдающегося реформатора императора Александра II, вошедшего в историю как Царь-Освободитель. Александр II не только освободил 20 миллионов русских крестьян от крепостной зависимости и балканских славян от турецкого ига, но и защитил в 1863 году Белую Русь от мятежа польско-литовской шляхты и от угрозы нового национального и религиозного порабощения.

Назначенный Виленским, Гродненским и Минским генерал-губернатором выдающийся государственный и военный деятель граф Михаил Николаевич Муравьев не только разгромил кровавый мятеж польской шляхты, но и был деятельным защитником прав белорусских крестьян и народной культуры.

При полной поддержке Александра II Муравьев вернул край, как он сам говорил, на «древнерусскую дорогу», провел коренные преобразования, которые подорвали польское шляхетско-магнатское господство в тогдашней Белоруссии, по-сути вернул ее истинным хозяевам. Графом Муравьевым и его последователями были созданы условия для расцвета уже в XX веке белорусской культуры. Без неустанной деятельности М.Н. Муравьева не было бы и нынешней Белоруссии.

Таким образом, именно под скипетром российских государей белорусский народ не только сохранил свое национальное лицо, самобытность и свою веру, но и получил виды на будущее развитие.

После октябрьских событий 1917 года, когда завершился путь исторического российского государства собравшийся в Минске Всебелорусский съезд принял резолюцию о единстве с Российской демократической республикой.

В 1922 году Белорусская ССР (созданная в январе 1919 года) совместно с РСФСР и другими советскими республиками стояла у основания Союза ССР, что было характерной для той эпохи формой проявления стремления белорусов к единству с русским народом.

В Западной же Белоруссии, вновь оказавшейся в 1921 году под властью польских панов, развернулось широкое национально-освободительное движение во главе с Коммунистической партией Западной Белоруссии за воссоединение с Советской Белоруссией и Россией в рамках СССР.

В годы Великой Отечественной войны на знаменах частей Красной Армии и белорусских партизан были начертаны священные слова «За нашу Советскую Родину!», простиравшуюся от Бреста до Петропавловска-Камчатского.

И нынешнее Союзное государство продолжает извечное стремление Белой Руси быть вместе с Россией и являет собой современное воплощение, ипостась нерушимого общерусского цивилизационного единства.

История Руси и славян насчитывает тысячелетия. Славяне – одна из ветвей самой многочисленной группы человечества, индоевропейской. Как и каждый народ, славяне были обязаны уметь защищать себя и свою землю.

Наши предки буквально культивировали у себя бесстрашие. Уже в VI в.н.э. славянские воины считались одними из лучших в мире. Против них было трудно воевать не только из-за высокой физической подготовки, но и из-за особенностей их веры. О высоких боевых качествах славянских воинов свидетельствует и то обстоятельство, что их часто приглашали к себе на службу византийские императоры, сирийские халифы, правители других стран. Славян обычно включали в состав отборных войск, брали телохранителями или принимали на руководящие воинские должности.

Все это было бы невозможно без существования целостной системы физического и духовного воспитания.

В настоящее время идет возрождение славянских боевых искусств. Эта кропотливая работа проводится на основе накопленного опыта, знаний, навыков, полученных ранее.

В Гродно вот уже тринадцатый год проводится ежегодный Международный фестиваль славянских боевых искусств, на который съезжаются, чтобы померяться силами, показать свою удаль и умения, ратоборцы из Российской Федерации, Украины, Белоруссии и ближнего зарубежья.

Фестиваль, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, проводится с целью патриотического воспитания молодежи, возрождения славянских боевых искусств и традиций казачества, изучения культурно-исторических традиций славянских народов, пропаганды здорового образа жизни.

Инициатором и одним из организаторов фестиваля выступает Клуб славянских единоборств «Аридан» (создан в 2000 г.), который входит в состав Белорусского общественного объединения «Русь».

Успехи и достижения членов клуба «Аридан» лучше всяких слов свидетельствуют об эффективности славянских боевых искусств. В клубе подготовлено несколько мастеров спорта по контактным видам единоборств, воспитано спортсменов, являющихся призерами международных и республиканских турниров по контактным видам единоборств.

10 апреля 2013 в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Минске проходил очный тур для белорусских победителей заочного этапа Всемирного лингвокультурологического конкурса по русскому языку и литературе «Мой русский». Конкурс проводится в соответствии с федеральной программой «Русский язык» на 2011 – 2015 годы и организован Россотрудничеством совместно с Центром международного образования МГУ им.М.В.Ломоносова. В заочном туре конкурса (10 февраля – 25 марта 2013 г., http://vsemirkon.ru) приняли участие около 400 белорусских студентов филологических факультетов (I номинация), филологов-русистов (II номинация), а также других специалистов, использующих русский язык в профессиональной деятельности (III номинация).

15-19 апреля 2013 года в Минске прошли дни культуры Санкт-Петербурга.

Культурный Санкт-Петербург направил в Белоруссию много интересного – выставки, концертную и театральную программу. В свою очередь Минск предоставил им самые лучшие концертные и демонстрационные залы. Такой культурный обмен стал традиционным: в 2012  в Санкт-Петербурге прошли Дни культуры Белоруссии. Основой для этого являются межправительственные и межведомственные договоренности о развитии сотрудничества. Сейчас, как отметил первый заместитель министра культуры Республики Беларусь Владимир Карачевский, предстоит наладить прямые связи между учреждениями культуры.

Ежегодно 24 мая в славянском мире торжественно отмечается День славянской письменности и культуры, который приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и

Мефодия. Солунские братья (они были родом из Солуни-Солоник, Византия) являются создателями церковнославянского языка, реформаторамиславянской азбуки. Канонизированы церковью и

почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские».

В 2013  году отмечалась важнейшая дата в истории Руси и славян – 1150-летие зарождения славянской письменности, в ознаменование которой Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь совместно с Президентской библиотекой имени Б.Н.Ельцина проводило тематическую Интернет-олимпиаду среди учащихся школ и студентов средних специальных и высших учебных заведений Белоруссии.

4 апреля 2013 г. в Российском центре науки и культуры в Минске прошел заключительный этап поэтического конкурса «Славянский калейдоскоп», который проходил с 6 по 18 марта среди студентов Белорусского государственного университета и был посвящен Дню единения народов Белоруссии и России.

27 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

Подвиг Ленинграда не имеет аналога в мировой истории. Он превосходит все примеры стойкости городов, мужества их жителей и защитников. Окруженный вражескими войсками Ленинград жил, трудился и боролся 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Несмотря на то, что блокадное кольцо было прорвано

18 января 1943 года, город оставался в осаде ещё целый год. Северную столицу полностью освободили в ходе знаменитой операции «Январский гром», благодаря которой войска Ленинградского и Волховского фронтов нанесли тяжёлое поражение 18-й немецкой армии и продвинулись вперед на 70 — 100 километров. Для всех ныне живущих, и для всех последующих поколений блокада Ленинграда навсегда останется одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны, она всегда будет олицетворением несокрушимой силы духа и воли к победе.

27 января 2014 года в Минске состоялось торжественное мероприятие, посвященное 70-летней годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На встречу, организованную Посольством России в Беларуси и Представительством «Дом Москвы в Минске», были приглашены проживающие в республике ветераны войны – участники боевых действий и жители блокадного города, представители общественных организаций, объединений соотечественников, а также Министерства обороны Республики Беларусь.

В тот же день в Витебске торжества прошли у памятника Детям войны в сквере имени 70-летия Витебской области.

В Бресте 24 января 2014 года при поддержке Брестского горисполкома Брестским отделением Представительства Россотрудничества и Генконсульством России были

проведены такие же торжественные мероприятия с участием ветеранов Великой Отечественной войны, кадетов, учащихся школ, колледжей, студентов высших учебных

заведений, представителей общественности области.

В Могилёве 31 января в Городском центре культуры и досуга состоялось торжественное вручение медалей. Советник-посланник Посольства России в Беларуси О.Р.Егоров поздравил ветеранов и вручил им юбилейные медали. Обращаясь к ветеранам, председатель Могилевского горисполкома В. Цумарев отметил: “Люди, завоевавшие победу, навсегда останутся в народной памяти”.

быть!

360 лет назад в древнем Переяславле Русском произошло событие, которое навсегда вошло в историю нашего народа. 18 января 1654 года весь русский народ устами Войска Запорожского и посланников Царства Русского на знаменитой Переяславской Раде произнёс: «Единству Руси быть!».

А 18 января нынешнего года в Переяславе-Хмельницком (так ныне называется этот город) в честь знаменательного юбилея состоялось торжественное заседание Совета Собора славянских народов Белоруссии, России, Украины. В этот небольшой город, расположенный в Киевской области, прибыли делегации (всего около трёхсот человек) из России, Белоруссии и украинских городов, а также представители российского и белорусского дипломатического корпуса на Украине.

В начале торжеств на центральной городской площади перед памятником в честь воссоединения Малороссии с Царством Русским под флагами России, Белоруссии и Украины, стягами Войска Запорожского и Верного казачества состоялся митинг,

участники которого выразили поддержку идее единения Украины с Россией и Белоруссией и вступлению Украины в Таможенный союз.Затем в городском дворце культуры состоялось торжественное заседание Собора, в котором приняли участие депутаты различных уровней, де ятели науки и культуры, представители казачества

и общественности из Российской Федерации, Украины и Белоруссии.

Приветствие участникам собора направил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который указал на необходимость «сохранения мира и согласия на землях исторической Руси». В приветствии собору от премьер-министра Украины Николая Азарова подчеркивалось, что Переяславская Рада «на века определила историю Украины, России и Белоруссии».

В 2014 году,  силами общественности был организован общевосточнославянский форум – Собора славянских народов.

В своём приветственном слове советник Президента Российской Федерации, академик Российской и Украинской академий наук С.Ю. Глазьев отметил, что «с воссоединения России и Украины началось становление нашей великой страны в качестве великой державы, основанной на православно-славянском единстве и братстве».

Директор Института стран СНГ К.Ф.Затулин, выступая перед собравшимися, в частности, сказал: «360 лет назад состоялось великое историческое событие: «гетман русского народа Богдан

Хмельницкий, полковники и старшина вместе со всем Войском Запорожским приняли присягу на верность царю русскому, православному Алексею Михайловичу. В этот зимний день совершился акт, положивший начало долгожданному воссоединению земель Руси, потерянных в усобицах и

отторгнутых от единой Родины внешними врагами.

Историческое наследие Переяславской Рады актуально, как никогда, ибо ненавистники восточного славянства вновь пытаются навязать свою волю всей Украине, история которой определенно свидетельствует: предательство всегда ведёт к Руине».

Представитель белорусской делегации политолог, заместитель председателя Белорусского общественного объединения «Русь» Н.М.Сергеев отметил, что Белоруссия не мыслит себя без единства с Россией-Великороссией и Украиной-Малороссией. Рассказал о более чем 600-летней практически беспрерывной борьбе Западной (Белой) Руси за общерусское единство. Ведь союзный договор между князем Андреем Полоцким и Великим князем Московским Дмитрием Ивановичем был заключен в 1378 году, результатом чего

стало участие западнорусской кованой рати в Ку ликовской битве под стягом общерусского войска. И стой поры, как говорил уроженец Витебщины выдающийся русский философ Николай Лосский «вся история белорусов была их борьбой за свою

русскость». Н.М.Сергеев подчеркнул, что формы единства современных России, Белоруссии и Украины могут быть разными, главное чтобы это была Соборная Русь-цивилизация.

В последние два десятилетия одним из ключевых в обществе стал русский вопрос. При этом определенные круги на постсоветском пространстве стремятся не допустить самой постановки этого вопроса, вывести его на окраины общественного сознания, а если это не удается, то представить его в гротесковой или совсем уж  причудливой форме.

Происходящие на Украине драматические события, помимо других причин, являются результатом чудовищного искажения национального самосознания у значительной части населения западных украинских областей, ставших основным поставщиком «живой силы» для самых оголтелых русофобских организаций.

И необходимо признать, что это прямое следствие игнорирования в течение уже почти ста лет русского, точнее (с учетом Белоруссии и Украины) общерусского вопроса, который требует не просто внимания, а тщательного и, самое главное, добросовестного

рассмотрения.

У современного русского вопроса есть и западнорусская

составляющая, касающаяся непосредственно Белоруссии и

белорусского народа, которая призвана дать ясные ответы на

вопросы: кто такие белорусы и кем им приходятся великороссы,

малорусы-украинцы и закарпатские русины, и как Белоруссия

соотносится с Русским миром?

А ведь от содержания ответов на эти вопросы непосредственно зависит будущее Республики Беларусь, верность ее политического курса.

Чрезвычайно важна и социальная составляющая русского вопроса. В чем состоит общественный идеал русского народа, каким ему видится справедливое устройство общества? От ответов на эти вопросы непосредственно зависит отношение нашего народа к государству: будет ли оно для русских людей «общим делом» или

чуждым и порой даже враждебным аппаратом насилия. Об этом и некоторых иных сторонах

русского вопроса шла речь на общественно-научном круглом столе «Русский вопрос: в поисках ответа», который прошел в Минске по инициативе Белорусского общественного объединения

«Русь» и Молодежного социально-культурного общественного объединения «Русь молодая». В мероприятии приняли участие белорусские учёные-обществоведы, политологи и общественные

деятели.

Ведущим круглого стола был политолог, заместитель председателя БОО «Русь» Н.М.Сергеев, который в своем вводном слове сказал следующее: «XX век был самым драматичным в истории русского народа. Две мировые войны, две государственные катастрофы и два разделения, выпавшие на долю русских в прошедшем столетии,

способны были поставить точку в истории любого народа.

В период с 1917 по 1922 год в результате известных революционных потрясений и ожесточенной Гражданской войны русский народ

утратил собственную тысячелетнюю государственность и претерпел первое национальное разделение, когда в соответствии с догматами

троцкистской «национальной политики» и идеи нескончаемой революции от русского народа были принудительно оторваны его белорусская и малорусская (украинская) ветви. Это была национальная катастрофа. И все же в советское время

общерусский (восточнославянский) этнос жил в едином советском государстве.

В 1991 году произошла геополитическая катастрофа – распад Советского Союза и второе разделение русского народа, уже его великорусского ядра, когда 25 миллионов великороссов

внезапно оказались вне государства, которое они считали своим.

Нынешняя Российская Федерация в правовом отношении выступает правопреемницей досоветского Российского государства, но у

значительной части современного российского общества (не говоря уже о Белоруссии и Украине) нет ясного представления о том, кто такие русские и что собой представляет русский народ.

При этом нередко происходит смешение гражданско-политического (россияне, т.е. граждане РФ) и национально-культурного (русские и другие народы) понятий».

Заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, доктор философ ских наук, профессор Л.Е.Криштапович выделил несколько возможных тем для обсуждения.

«Во-первых, русский вопрос непосредственно связан с подлинным содержанием нашей общерусской истории и попытками ее искажения со стороны антинациональных сил, стремящихся противопоставить общерусской истории историю белорусов и украинцев, что является антинаучной и политически предвзятой тенденцией.

Во-вторых, вызывает обеспокоенность, что на официальном уровне говорится только об экономической стороне объединительных процессов в рамках Союзного государства

и других интеграционных проектов. К сожалению, и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь, не говоря уже об Украине, в обществе едва ли не преобладает потребительское стремление «жить как в Европе».

Совершенно очевидно, что разжигание потребительских инстинктов в корне противоречит интеграционным целям, которые

ставят наши государственные лидеры. Сущность восточнославянской и шире – интеграционной модели должна отражаться в следующих показателях: достижение социальной справедливости, производительный труд как необходимые условия для всестороннего развития личности, четкие нравственные ориентиры, уважение к общерусским духовным ценностям».

При всех особенностях у Великой и Белой Руси единое происхождение, одно миропонимание и общая история.

«РОССИЯ И БЕЛАРУСЬ: ОБЩАЯ ИСТОРИЯ, ОБЩАЯ СУДЬБА»