автор: Магда Ольга Борисовна
учитель
МБОУ Купинского района С(К) школа-интернат № 2
Игра как средство коррекции влияния эмоциональности и тревожности на письменную речь ребенка среднего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
Игра как средство коррекции влияния эмоциональности и тревожности на письменную речь ребенка среднего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
Игровая терапия – относительно молодая ветвь современной психологии, которая ориентирована, прежде всего, на работу с детьми.
А.А. Осипова предлагает следующее определение: «Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры». Л.М. Костина рассматривает игротерапию, как способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.
Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается при помощи установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Современная игровая терапия существует в разнообразных формах.
Метод недирективной игровой терапии базируется на применении естественных механизмов детской игры. Взаимоотношения психолога и ребёнка играют особую роль в процессе работы, поэтому данное направление иногда называют также терапией отношений.
Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, которая позволяет одновременно эффективно решить три главные коррекционные задачи:
- Расширение репертуара самовыражения ребенка.
- Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
- Коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».
В ненаправленной игротерапии основную роль играют идеи коррекции личности ребенка при помощи создания адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы коммуникации.
Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия используется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально-напряженных, подавляющих свои чувства.
Целью игры в недирективном подходе является помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
Ребенок в процессе игротерапии получает необходимый опыт аффективной сублимации в социально приемлемых формах по символическим каналам. Следовательно, введение ограничений в игру ребенка является важным условием достижения конечного коррекционного эффекта. В связи с этим большое значение в игротерапии отдается технике формулирования запрещений и ограничений в игре.
Основными принципами игрового терапевта, образующими базис терапевтических отношений и облегчающими реализацию внутренних источников роста ребёнка являются естественность, безусловное принятие, сенситивное понимание. Реализация принципа естественности предполагает, что позитивное развитие отношений будет возможно в случае признания психологом права ребёнка делать или не делать что-либо, а терапевтический процесс будет эффективным, если поведение психолога будет постепенным и ненавязчивым.
Суть принципа сенситивного понимания состоит в том, что терапевт должен установить высокий уровень эмоционального взаимодействия с ребёнком на основе возникновения чувства личностной идентификации. В процессе игровой терапии важно использование принципа, безусловного принятия, который характеризуется уважением к ребёнку как к личности, заслуживающей внимания. Безусловное принятие ребенка таким, какой он есть предоставляет ребенку свободу и позволяет ему быть самим собой в рамках игровой терапии.
Директивной игровой терапией называется форма, в которой психотерапевт является организатором, руководителем психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Директивная игровая терапия предполагает использование различных коррекционных игр и упражнений, когда ребенок научается какому-либо поведению путем подражания взрослому или сверстнику в игровой ситуации. Часто в игру взрослым вводится роль, образ или игрушка, которые помогают ребенку преодолевать сложные личностные проблемы.
Основная задача терапии данного типа – обучение ребёнка адекватному социальному поведению путём подражания (эталону, другим детям, психологу). При этом не уделяется большого внимания аффективной стороне детской игры.
При директивном поведении психолог структурирует ход психотерапии, определяет поведение ребёнка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации дает возможность ребёнку усвоить требуемые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.
К преимуществам директивной игровой терапии необходимо отнести то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у ребёнка, более структурировано и планомерно осуществлять и контролировать их, а также работать с ребёнком в более интенсивном и краткосрочном режиме.
Для коррекции тревожности у детей при помощи метода директивной игровой терапии проводится цикл занятий по программам, наполненным содержательными играми, предлагаемыми взрослым ребёнку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними.
Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, который базируется на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Смешанная игровая терапия может дополняться телесно-ориентированными техниками, методами арт-терапии, песочной терапии. Выполняя различные задания рекомендуется объединять тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это дает возможность неуверенному ребенку, с одной стороны, включиться в деловое общение со сверстником, с другой – сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу педагога и к себе, что, конечно, повышает внутреннюю самооценку.
Рассмотрим индивидуальную и групповую игротерапию. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, которая формулируется на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, главным образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая. Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, которая обеспечивает снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе группе.
Групповая игротерапия – это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом контактируют друг с другом, получают новые знания не только о других детях, но и о себе. Данный метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Работа с агрессивно-тревожными детьми особенно трудоемка и требует постоянного внимания педагога. Как и всех тревожных детей, их нужно часто хвалить, хотя их поведение обычно не дает для этого оснований, а отрицательные качества бросаются в глаза. Поэтому приходится специально создавать ситуации, в которых такой ребенок может положительно проявить себя. На занятиях для тревожных детей необходимо подбирать простые, посильные упражнения.
По мнению петербургского ученого, кандидата педагогических наук, доцента О.В. Солнцевой, цель взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. На начальном этапе педагог выступает как носитель игровых умений, затем – как партнер в игре двух-трех детей. Впоследствии он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, при необходимости помогая советом.
Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы детей среднего школьного возраста становится возможным при чётком отслеживании личностных новообразований и подвижек в поведении ребёнка. Способность психолога своевременно реагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игровой терапии,что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.
В настоящее время игровая терапия – ведущее средство профилактики и коррекции неконструктивного поведения. Сначала в игре, а потом и в обычной жизни для ребенка становится доступным определение конкретных целей своих поступков, выбор наиболее адекватных из множества средств и вариантов отношений, принятие на себя ответственности за свои поступки, эффективный эмоциональный отклик на чувства других людей, на различные события действительности.
Использование игровой терапии не только позволяет снизить уровень тревожности у детей через овладение некоторыми приемами саморегуляции, но и дает возможность формирования ребенком самоконтроля и установления им четких границ поведения. Это, в свою очередь, позволяет ребенку прогнозировать и реакцию окружающих, что снижает уровень общей тревожности.