автор: Макарова Елена Григорьевна

Методист МАДОУ ЦРР детский сад №5 “Рябинка.”

Муратшина Танзиля Тимергазиевна

Воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №5 “Рябинка.”

Детско-взрослый проект по взаимодействию ДОУ и родителей по здоровьесбережению «Тропинки Здоровья»

Макарова Елена Григорьевна,

методист,

Муратшина  Танзиля Тимергазиевна,

воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»

ЯНАО  г. Салехард

ул. Матросова, дом 18

629008

muratshina70@mail.ru

Детско-взрослый проект по взаимодействию ДОУ и родителей по здоровьесбережению

«Тропинки Здоровья»

Проект по социальному партнерству семьи и детского сада при формировании у детей основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры  и основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего Государства. Именно в дошкольном детстве закладываются основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

Одно из направлений воспитательно – образовательной работы ДОУ является работа с семьей. Мы, как и многие дошкольные учреждения используем традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по  всем направлениям развития и воспитания ребенка. В связи с принятием нового Закона «Об образовании» в РФ и ФГОС дошкольного образования, мы пришли к выводу, что нужно начинать не с формальных собраний и информационных стендов, хотя и без них обойтись нельзя, а через душу и разум людей, сопричастных жизни ребенка. Мы знаем, что совершенно разные семьи по семейным ценностям и традициям, по-разному понимающие место ребенка в жизни общества, большинство их них хотят для своего малыша самого лучшего. Родители  готовы откликнуться на положительную инициативу детского сада и принять ее, а основой такого сближения является сам ребенок. Поэтому обращение к неформальному общению с семьями воспитанников в процессе развития и воспитания дошкольников, оптимизация форм и методов совместной работы с родителями продиктованы радом причин, особое место среди которых в настоящее время занимает осознание особой роли семьи в процессе социализации ребенка, а также его здоровье.

Под здоровьем мы понимаем не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Вследствие этого, организуя взаимодействие с семьями дошкольников, мы оказываем содействие сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов. Родителям нужно помочь понять, какую роль они играют в эмоционально – личностном развитии ребенка. Лишь в совместной деятельности, возможно, обеспечить восхождение ребенка к культуре здоровья и обеспечения его безопасности.

Тип проекта – практико-ориентированный. Вид – долгосрочный (1 год).

Идея проекта – приобретение родителями собственного опыта, социальной активности и практического осуществления проектов по ЗОЖ совместно с детьми и ДОУ.

Цель – создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором создана атмосфера сотрудничества и условие для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  • Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья

детей, а также активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

  • Развитие у детей дошкольного возраста представлений о здоровом и

безопасном образе жизни. Обогатить общие представления о здоровье, как ценности.

  • Развитие привычек здорового образа жизни у детей.

Практическая значимость результатов:

  • Становление и проявление у детей здоровье сберегающей

компетентности. Повышение уровня адаптации к окружающему миру.

  • Оптимизация воспитательно-образовательного процесса по

использованию новых форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.

  • Проявление активной воспитательной позиции по вопросу оздоровления

детей, освоения положительного опыта семейного воспитания, а также принятия помощи педагогов и специалистов.

По эффективности данного проекта будет проводиться оценка по трем направлениям:

  • Дети, повышение физической активности у детей и сохранение их эмоционального здоровья.
  • Родители (увеличение числа семей, заинтересованных в посещении и проведении мероприятий в детском саду, повышение педагогической культуры).
  • Педагоги (проведение семинаров, открытых занятий и собраний для

родителей и педагогов).

Критерии оценки – разработка технологии во взаимодействии ДОУ и семьи.

По окончанию проекта будет проведено:

  • Анкетирование детей, родителей и педагогов по оценке эффективности

проекта в целом;

  • Анализ анкет и отзывов;
  • Предполагается обобщение материалов в виде фото, видеоматериалов,

выпуск статей во всероссийских и муниципальных печатных изданиях.

  • Участие в городских и окружных семинарах по вопросам взаимодействия

ДОУ и семьи.

Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями  того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

Риск.

  • Снижение состояние здоровья вновь поступающих детей с первой группой здоровья в ДОУ.
  • Не принятие родителями новых форм взаимодействия в связи с загруженностью на рабочем месте.

I  Этап.  Подготовительный

Содержание
1 Накопление информационной базы по теме
2 Разработка анкет для родителей
3 Разработка проекта общего  консилиума
4 Организация редакции газеты «Здорово живем»
5 Создание  памяток для родителей, флеш семинары
6 Создание интернет страницы
7 Заключение договоров с социальными структурами города  
8 Создание информационных стендов
9 Создание условий предметно-развивающей среды
10 Пополнение материально-технической базы
11 Создание группового дневника здоровья  «Растем и развиваемся»
12 Разработка индивидуальной программы для малоподвижных детей
13 Создание мультимедийных  презентаций
14 Разработка плана мероприятий медицинского блока
15 Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы
16 Разработка цикла мероприятий  валеологического направления

 

II Этап.  Реализация проекта.

Содержание Практическая  деятельность
1 С целью выявления потребностей

родителей в формах и методах работы, а также знаний о  здоровье детей.

Анкетирование родителей  

«Отношение к здоровому образу жизни»

2 С целью установления партнерских отношений с семьями воспитанников. Сбор информации о том, в каких  мероприятиях родители хотели бы участвовать и какие могли провести сами.

Общее родительское собрание

3  С целью взаимодействия с родителями по данной теме. Выпуск газеты  «Здорово живем»  

(раз в два месяца)

4 С целью информирования родителей о формах и методах работы с детьми. Распространение памяток «Домашний спортзал», «Активизация двигательной активности»
5 С целью

Информирования родителей о проводимых мероприятиях по оздоровлению с детьми в детском саду.

Информационное обновление страницы сайта ds5.dou.shd.ru
6 С целью взаимодействия с родителями по данной теме. Экскурсии, мастер-классы ДЮСШОР, Ледовый дворец и др.
7 С целью просвещения родителей по  ЗОЖ Обновление информационных стендов (еженедельно)
8 С целью поли функциональности игрового материала и трансформируемого пространства групповой комнаты. Максимальное высвобождение площади групповых комнат для двигательной активности.
9 С целью повышения двигательной активности детей  в группе. Оснащение  физкультурных уголков  групповых комнат спортивным оборудованием (мячи, скакалки, обручи,  спортивного зала (тренажеры), БОС
10- С целью привлечения родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду и дома. Работа с дневником здоровья  «Растем и развиваемся» (раздел «Спортивные достижения», раздел «Спорт в семье»,  раздел «Крепыш» (антропометрия), раздел «Фотогалерея»).
11 С целью развития  индивидуальных способностей детей. Реализация индивидуальной программы «Мостик»
12 С целью информирования и просвещения родителей Организация мероприятий с использованием мультимедийных презентаций: родительские собрания, мастер-классы, семинары, тренинги
13 С целью оздоровления детей и повышения двигательной активности. Реализация системы физкультурно-оздоровительной  работы:

– Модель  двигательной активности (вариативные формы утренней гимнастики, физкультурные сюжетные, интегрированные занятия,  развлечения, гимнастика после дневного сна, динамические паузы, прогулка, игровой комплекс «Северный калейдоскоп»,  детская аэробика, валеологические игры);

– Работа по схеме закаливающих мероприятий (утренний прием на свежем воздухе,  гимнастика на свежем воздухе, воздушные ванны, бассейн, ходьба босиком по дорожке «Здоровье»,  босохождение на утренней гимнастике «Здоровые ножки бегут по дорожке», умывание прохладной водой.

14 С целью обогащения представлений о здоровье и применение на практике Работа по плану мероприятий медицинского блока (изучение индивидуальных медицинских карт,   массаж, профилактика сезонного гриппа – оксолинотерапия, инфитоцидная терапия, медико-педагогический контроль  двигательной активности).
С целью развития привычек здорового образа жизни у детей;

развития представлений о здоровом и безопасном образе жизни;  формирования общих представлений о здоровье, как ценности.

Дать понятие «вредные привычки»; рассказать об их влиянии на организм человека; подвести к пониманию того, что свой организм нужно любить и беречь.

Организация валеологических мероприятий:

– Занятия  «Будь здоров», «Наши зубки», «Органы чувств», «Мой организм»,  «Маленькие пешеходы», «Берегись огня», «Один дома»;

– Развлечения и праздники «Загадки Светофорика» и др.

– «Вредные привычки у взрослых и их влияние на ЗОЖ»

III Этап. Заключительный

1 Совместный  совет по итогам работы проекта
2 Итоговый семинар «Здоровье детей в наших руках»
3 Изготовление сборников по итогам работы проекта
4 Создание фотоальбома, семейной книги «Здорово живем»
5 Распространение опыта работы
6 Посещение спорт комплексов города детьми и родителями

Список литературы:

  • Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2009г.
  • Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. Айрис Пресс, Москва, 2008г.
  • Здоровье дошкольника. Всероссийский журнал  № 2, 2010г.- 48 с.
  • Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2- 7 лет. Издательство Мозаика – Синтез. Москва, 2009г.
  • Старовойтова А.В. «Использование метода проектов в практике дошкольных образовательных учреждений». Серия «Из опыта работы», г. Салехард, 2010г. – 23 с.
Детско-взрослый проект по взаимодействию ДОУ и родителей по здоровьесбережению «Тропинки Здоровья»