автор: Мазакова Светлана Игоревна
учитель
город Екатеринбург, МАОУ гимназия №40
Роль учителя в формировании грамотного читателя
Роль учителя в формировании грамотного читателя
На чтении основано всё! Никакие технологии современного мира, никакие тренажёры по развитию ,педагогические приёмы не смогут заменить книгу. Сегодня многие родители, педагоги остаются с проблемой: что же такое нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение книг, как не потеряться в мире книг, выбрать нужную? Как привить детям любовь к чтению? Детвора сейчас в компьютерах/смартфонах/планшетах, как и их родители. Игры у них, социальные сети, музыка. Понятно, что нужно самим подавать пример. Может, есть ещё какие «хитрости»? «Детское чтение – относительно новое явление для культуры. Но смысл его состоит, мне кажется, ровно в том же, что и во времена эпохи Возрождения: создавать и структурировать внутренний мир ребёнка, способствовать развитию его индивидуальности и человеческой сложности. И при этом чтение нельзя понимать иначе, чем личное дело ребёнка. То есть это «материя» тонкая, не поддающаяся прямому и грубому манипулированию».(Марина Аромштам)
Я очень люблю читать и читаю много. Мои ученики тоже много читают, любят читать и умеют ориентироваться в мире литературы. Но начинается всё непросто. Первый класс, самый важный этап становления читателя-школьника. На данном этапе необходимо очень тесное сотрудничество с семьёй, заинтересованность взрослых в данном вопросе. От этого зависит результат всей работы с воспитанием маленького вдумчивого читателя. Здесь очень важно научить родителей не «давить», а дать возможность ученику самому выбирать, принимать участие в выборе книги, а родителям – инструменты для мотивации к чтению. Это – экран чтения в классе и дома, еженедельное подведение итогов чтения, создание страничек портфолио. В первом классе начинаю работу с введением понятия «читательский дневник» . Это ,как правило, творческая работа-оформление обложки книги(книжки-малышки) Таким образом дети не только формируют свою «книжную полку»,но и знакомятся с «устройством» книги, её составляющими. Кроме всего этого, необходимо донести до родителей очень важную мысль: ребёнок учиться читать, но они не должны бросать читать своему ребёнку. Чтение вслух взрослыми необходимо! В первом классе работа должна быть выстроена таким образом, чтобы дети осознали ценность книги и чтения. В течение первого года обучения я веду тесное сотрудничество с библиотекой имени В.П.Крапивина, и мои ученики становятся частыми участниками различных мероприятий, акций и конкурсов. а также встреч с писателями и известными людьми нашего города.
Следующим этапом работы с художественной литературой является проект: Книга недели. Как реально читать по одной книге в неделю?
- Ставьте правильные цели.
- Выбор книги.
3. Разделение на небольшие шаги. - Специальное время.
- Гибкость графика. .
6. Читаем в любой свободный момент. - Читаем то, что вам интересно.
С этой задачей второклассники справляются ,а завершается проект проведением читательской конференции ,активными участниками которой являются не только дети ,но и родители класса . В этом проекте вместе с детьми участвует и учитель: в классе помещается стенд со сменными табличками-названиями книг, которые читают дети и учитель (Книга недели-дети; книга недели- учитель). Интересен тот факт, что дети (несмотря на возраст )начинают читать те же книги, что и учитель.
Во втором классе мои ученики начинают работу с новой для них формой читательского дневника : здесь я использую приёмы смыслового чтения , которые обязательно включаю в работу над произведениями на уроках литературы. Дневник читателя, это тетрадь или альбом, на странице которого отражена не только обложка книги, но работа по её содержанию. Это такие приёмы:
- Задай вопросы к тексту;
- Работа с «новым словом»
- Подбери пословицу
- Преобразование информации (умение составить таблицу, кластер и т .д )
Очень нравиться моим ученикам приём «Разговор с автором»,где есть возможность научиться выстраивать письменное послание, в котором ученики учатся излагать свои мысли в письменной форме, прогнозировать , рассуждать. Всё вышесказанное помогает формировать у обучающихся метапредметные умения и навыки. Второклассники уже много умеют и знают: как выбирать книгу, как она устроена, могут дать совет начинающему читателю, поэтому во втором классе мы вместе с родителями открываем «Клуб любителей чтения». Это открытая организация, куда входят не только ученики и родители класса, но иногда приходят их друзья, братья и сёстры. На наших встречах мы продолжаем чтение вслух выбранной книги, но уже читают не только взрослые, но и дети, которые хорошо овладели навыком беглого, правильного чтения. Очень часто обсуждаем новинки детской литературы, новые имена в детской литературе. В этом мне помогает интернет-магазин «Лабиринт», в котором много обзоров, рейтингов, новинок, а также представлены всевозможные издательства, которые занимаются выпуском детской литературы.
Третий класс – новый этап в становлении читателя. Продолжение работы с читательским дневником. И здесь очень помогает в работе читательский дневник автора Марты Райцес. Чем можно заниматься в таком читательском дневнике? Например, записывать свои впечатления и понравившиеся цитаты, рисовать любимых героев или писать им письма, составлять словарь непонятных слов. Это творческая тетрадь, и её ведение зависит от фантазии читателя. Очень много страничек, на которых представлены многочисленные возможности для творческого, вдумчивого ученика. Третий год обучения даёт нам возможность развиваться дальше: участие в конкурсах, олимпиадах, создание буктрейлеров по произведением, Сетевые проекты на сайте «Nachalka.com», работа с сайтом проекта «Читать не вредно, вредно не читать».
Последний год обучения в начальной школе – это время подведения итогов проделанной работы, анализ успехов и ошибок. На данном этапе четвёртого года обучения читательский дневник, это дневник отзыва, выражения своего личного мнения о книге и её авторе. Детям выдаю заготовку, где есть начало фразы, они продолжают запись (например: эта книга написана….,автором таких произведений, как..) И уже недостаточно информации об одной книге, ведь для того, чтобы рассуждать об авторе прочитанной книги, надо узнать, а какие книги ещё он написал. Надо дополнить, что проект «Книга недели» в моём классе проходит обычно 2-3 раза в год, при этом бывает ,что ученики читают одну и ту же книгу, а вот в четвёртом классе детям даётся список, где они сами делают выбор книги для чтения. Это уже во многом сформировавшиеся читатели, которые сами составляют рекомендательный список для учащихся младших классов и уже сами знакомят одноклассников с новинками или делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
Говоря о формировании современного читателя, нельзя обойти такой важный аспект, как читательская культура. Большую роль в формировании и развитии читательской культуры играют уроки литературного чтения . Я использую УМК под редакцией Матвеевой Елены Ивановны(система Д.Б. Эльконина – В .В. Давыдова), с помощью которого каждый урок становится процессом исследования, где дети учатся понимать мысли и чувства авторов классических и современных произведений. Когда ребёнку хочется прочитать произведение? Когда он видит в нём что-то важное для себя: может язык автора становится привлекателен, может быть хочется узнать ,чем закончится книга, а может быть привлекает персонаж или сюжет. Причин много, но все они ведут к одному: ребёнок читает, когда желает этого. И я считаю целью своей работы формирование выпускника начальной школы с самостоятельной читательской позицией.