автор: Макарова Елена Александровна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад№ 370»
Педагогический проект «Огонь детям не игрушка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №370» г.Перми
Проект
«Огонь детям не игрушка»
для детей старшего дошкольного возраста.
Разработала : воспитатель Макарова Е.А.
2024 уч.год
Актуальность проекта
За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаро-безопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Привлечение родителей к образовательной деятельности.
Задачи проекта:
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманности: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта:
Воспитатели и родители подготовительной группы
Дети 6-7 лет..
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок бесед, игр, досугов, практических занятий.
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма. Пополнение РППС группы.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Проект краткосрочный с 11.03 по 21.03.2024
Реализация проекта
– Выставка литературы по теме.
Цель: Предложить родителям произведения по теме, дать рекомендации и советы по чтению с детьми дома.
-Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка» (приложение 1)
Цель: Определить отношение родителей к данной проблеме, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
-Чтение произведения С.Я. Маршака «Пожар» (приложение 2)
Цель: Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
-Самостоятельная продуктивная деятельность по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны» (приложение 3)
Цель: Развивать фантазию, помочь детям выразить представления об опасности от игры со спичками в рисунках.
-Беседа «В жизни всегда есть место подвигу» (приложение 4)
Цель: Рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других. Воспитывать сострадание чужой беде.
-Дидактическая игра «Диалоги по телефону» (приложение 5)
Цель: Научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы,
способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
-Экскурсия по детскому саду (приложение 6)
Цель: Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.
-Памятка «Правила пожарной безопасности» (приложение 7)
Цель: Дать рекомендации родителям, как знакомить детей с правилами пожарной безопасности, напомнить, как нужно правильно вести себя при пожаре.
Родители:
- Пополнение РППС группы ( изготовление макета – « пожарный щит») -семья Дуляпиных.
- Пополнение РППС группы- сшили костюм пожарного-семья Кулинченко.
- Помощь в подборе тематической литературы – семья Шалаева Г.
- Знакомство с профессией пожарного -семья Талиповой Д.
- Создание памяток о действиях во время пожара. Семья Качагина А.
- Разработка памятки « Безопасный путь домой» семья Коротаевых.
Приложение 1.
Беседа «Эта спичка – невеличка»
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход беседы:
Воспитатель. Дети, вы видели когда-нибудь пожар?
В последнее время в нашем Алтайском крае и в соседних областях участились пожары, и мы с вами видели по телевизору, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
-От чего происходят пожары?
– От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
-Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
– Здесь изображён пожар. Пылает лес.
– А по каким причинам мог загореться лес?
– А могли ли дети играть спичками?
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
-Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете?
– И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Приходит время и каждому из нас приходится учиться пользоваться спичками.
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками?
Смотрите, как нужно зажигать спичку. Не нужно торопиться, подальше от серной головки держите пальчики, чтобы вспыхнув, она не обожгла ваши пальчики. Не бросайте спичку пока она не догорит. Даже догоревшую спичку нельзя бросать на пол. Брошенная спичка может стать причиной пожара.
Приложение 2.
Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар»
Сейчас я прочитаю вам стихотворения С. Маршака, «Пожар», оно о том, что случилось с девочкой из-за неосторожного обращения с огнём. Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
(Воспитатель читает стихотворение, демонстрирует иллюстрации)
Беседа о прочитанном стихотворении:
-Как называется стихотворение?
-Назовите причины возникновения пожара?
-Кто спас девочку из огня?
-Как зовут пожарного?
-Кого ещё спас пожарный Кузьма?
-Какими качествами должны обладать люди этой профессии?
-Какие правила нужно знать и выполнять, чтобы не случилось пожара?
-Как вызвать команду?
Предложить 2-3 детям вызвать пожарную команду по игрушечному телефону;
Уточнить: что набирать нужно номер 01 или 112 – сказать причину вызова,
-назвать адрес, этаж, свою фамилию и кто ещё есть в доме.
Воспитатель: Ребята, вспомните о чём мы сегодня с вами беседовали?
-Что вам больше всего понравилось?
-Какими качествами обладает пожарный Кузьма?
-Что нужно делать, чтобы не было беды?
Запомните:
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём!
Приложение 3.
Самостоятельная продуктивная деятельность
по мотивам сказки
«Огневик и облачные слоны»
1.Чтение сказки
Никита с мамой летом жили на даче. Как-то раз мама собралась к соседке за молоком.
— Только смотри, — говорит она Никите, — не озоруй, не играй со спичками… Остался мальчик один. Телевизора в деревенской избе нет. Игрушки, что из города привёз, надоели, даже любимого Слоника — садовую лейку — бросил Никита во дворе.
«Почему же, — думает мальчик, — мама запретила со спичками играть?» Взял он со стола коробок. Потряс, поднёс к уху… И вдруг вместо шороха спичек услышал, как тонкий голос проскрипел:
— А ну-ка, выпусти меня сейчас же!
— Кто это говорит? — удивился Никита.
— Открой, увидишь, — ответили из коробка. Мальчик чуть-чуть сдвинул крышку, и тут же на стол выпрыгнул крошечный рыжеволосый человечек в красной куртке.
— А теперь накорми меня! — потребовал рыжий.
Никита выставил картошку, огурцы, сметану. Странный гость скрипуче расхохотался:
— Нетушки, это я не ем. Подавай мне бумагу!
Мальчик принёс старую газету. Человечек схватил её и — хап, хап! — съел до последнего клочка.
— Эх, силушки во мне прибавилось! — воскликнул рыжий. И правда, он вырос, а его рыжие волосы зашевелились… Вдруг он подпрыгнул, скомкал скатерть, сдёрнул с окна занавески — и всё это отправил себе в рот. Злорадно ухмыльнулся и принялся грызть угол стола.
Изба наполнилась жаром, едким дымом. Никита стал задыхаться и пополз на четвереньках к двери. А рыжий знай себе отплясывал на столе, разбрасывая во все стороны жгучие искры.
Быть беде, если бы не садовая лейка. Слоник заметил дым и сразу смекнул, что в избе хозяйничает рыжий Огневик. И хоть был он раньше простой садовой лейкой, поднялся Слоник на четыре ноги, зачерпнул воды из бочки и потопал огонь тушить. Да разве такому малышу одному с пожаром справиться? Огневик только посмеялся над ним.
Тогда Слоник встал посреди двора, поднял хобот-носик к небу и стал звать братьев — облачных слонов. Прилетели большие облака-слоны, собрались в огромную тучу и залили горящую избу дождём. От злого Огневика один пшик остался.
Оглянулся Никита — черным-черно в избе. Вот сейчас придёт мама и увидит…
— Никита! Никита! Ты чего это плачешь во сне? Просыпайся, попробуй молочка парного… А что это у тебя в руках? Я же говорила — не играй со спичками!
- Воспитатель: Дети, мы прочитали с вами новую сказку. Она вам понравилась?
Попытайтесь нарисовать героев, которые понравились больше всего.
Приложение 4.
Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»
Ход беседы: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации к произведению С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
-Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы видите? (пожар).
-А что же это такое-пожар? Хорошо это или плохо? (ответы детей).
-Правильно, ребята. Пожар-это сильный огонь, жар, много-много дыма. Пожар очень опасен для всего живого, люди могут остаться без жилья. Огонь может сжечь и деревню, и даже леса. Поэтому, пожар-это большая беда. (рассуждения детей).
-Ребята, а как вы думаете, от чего возникает пожар? (ответы детей).
– Пожар бывает от неосторожного обращения с огнем. Поэтому, дети, вы должны запомнить правило: спички детям-не игрушка! Пожар может возникнуть и от того, что дети играют со спичками, зажигают свечи, включают электроприборы без присмотра взрослых. (рассуждения детей).
-Давайте мы запомним предупреждение:
Не играй, дружок со спичкой,
Помни, что она мала.
Но от спички-невидимки
Может дом сгореть дотла!
Чтобы в ваш дом не пришла беда-
Будьте с огнем осторожны всегда!
-Ребята, если вы увидите горящую бумагу или спичку на улице или в помещении, что вы будете делать? (ответы детей).
-Правильно, мы должны затушить их песком или водой. Все горящие предметы нужно загасить, затушить.
-Как вы думаете, ребята, кто всех лучше справится с такой задачей, как потушить огонь (ответы детей).
Правильно, это-пожарный. Работа пожарного – очень опасная работа и очень ответственная. Поэтому пожарный должен быть каким? Правильно, смелым, умным, отважным, сильным, ловким…Кто-нибудь из вас хотел бы быть пожарником? Почему? (ответы детей).
-А теперь, ребята. Я прочитаю вам «Рассказ о неизвестном герое». Его написал, С. Я. Маршак. Слушайте внимательно.
После прочтения рассказа воспитатель задает детям вопросы:
-Как вы думаете, о чем говорится в рассказе?
-О каком главном герое идет речь? Кого и как он спас?
-Как мы могли бы охарактеризовать?
-Как можно назвать человека, который делает добро окружающим и не ждет от них похвалы или награды (смелый, добрый, скромный). Давайте и мы свами будем делать добрые дела, помогать тем. Кто нуждается в нашей помощи. Запомните пословицы: «Скромность всякому к лицу», «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».
– Что нового мы сегодня с вами узнали? Каким же должен быть пожарный? (рассуждения детей). Молодцы!
Приложение 5.
Дидактическая игра
«Диалоги по телефону»
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
Приложение 6.
Экскурсия по детскому саду
Цель: Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.
Рассказ воспитателя.
Дети, давайте пройдём по детскому саду (Выходим из группы). Посмотрите, на стене висит огнетушитель. Кто скажет, для чего он нужен? Правильно, огнетушителями пользуются для того, чтобы погасить огонь. Они постоянно стоят на своём месте, и все должны знать их местонахождение, чтобы не искать по детскому саду, если вдруг понадобятся. А где ещё у нас в саду есть огнетушители?
Здесь у нас находится «Уголок по противопожарной безопасности» для взрослых. Здесь описаны все действия сотрудников детского сада по спасению детей и организации тушения пожара.
В этом уголке помещены правила поведения для вас. Давайте ещё раз прочитаем их и повторим.
А это запасной выход. Эта дверь всегда открыта, чтобы мы в любую минуту могли воспользоваться ею. Если вдруг входная дверь объята дымом или огнём, то нужно выходить через запасной выход. Посмотрите, над дверью высвечивается надпись «Выход», чтобы мы в любых условиях могли найти выход.
А сейчас мы подошли к пожарному щиту. Вам знакомы предметы, которые на нем размещены? Для чего они нужны? (Ответы детей.)
Ещё в нашем детском саду есть звуковая система оповещения, которая подаёт громкий сигнал, если уловит запах дыма. Видите, у нас есть целая система защиты от пожара. Нам нужно только соблюдать правила противопожарной безопасности.
Приложение 7.
Памятка для родителей по пожарной безопасности
Шалость детей с огнем – довольно распространенная причина пожара. Ребенок, оставшись без присмотра, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костер. Беря пример со взрослых, дети иногда пытаются курить. Виноваты в этом, конечно, родители, которые оставляют одних детей в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают играть со спичками, поручают разжигать или присматривать за горящими конфорками газовой плиты, топящимися печами, работающими электробытовыми приборами. Особенно опасны игры детей с огнем в местах, скрытых от глаз взрослых: на стройках, чердаках, в подвалах. При этом, как правило, сами виновники при виде пламени, вышедшего из-под контроля, теряются, получают тяжелейшие травмы, а иногда и гибнут. Между тем подобных трагедий можно. Необходимо постоянно разъяснять ребенку опасность игр с огнем, хранить спички или иные зажигательные принадлежности, а также особо опасные в пожарном отношении изделия, предметы и материалы вне досягаемости детей и по возможности не оставлять детей надолго без присмотра. Ведь обучение -это привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно – гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану.
Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности
Пожарная безопасность дома (в квартире) 1. Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом. 2. Не играйте дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара. 3. Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д. 4. Не суши бельё над плитой. Оно может загореться. 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверь. От выпавшего уголька может загореться дом. 6. Ни в коем случае не зажигай феерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
Газовая плита 1. Если вы почувствовали запах газа, не включайте свет и электроприборы, не зажигайте спички, а сразу же сообщите об этом взрослым. Срочно проветри комнату. 2. При запахе газа звоните в газовую службу от соседей. Телефон газовой службы 04. 3.Не играй в кухне, особенно при включенной газовой плите. 4. Уходя из дома, проверьте, закрыты ли газовые комфорки. 5. Никогда не висите на газовых трубах. Электроприборы 1. Не пользуйтесь неисправными электроприборами. 2. Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками. 3. Не пользуйтесь электроприборами в ванной. 4. Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой. 5. Не оставляйте включенными утюг и др. электроприборы.
Домашние вещи 1 не играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами. 2. Не играйте с аэрозольными баллончиками.
Пожарная безопасность в лесу 1. Пожар- самая большая опасность в лесу, поэтому не разводи костёр без взрослых. 2. Никогда не балуйся со спичками и не разжигай костёр в сухую и жаркую погоду. Достаточно одной спички или искры от феерверка, чтобы лес загорелся. 3. Не выжигай траву под деревьями, на прогалинах, на полях и лугах. 4. Не оставляй на полянах бутылки или осколки стекла. 5. Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону откуда дует ветер. 6. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
При пожаре в квартире 1. Вызовите пожарную охрану по телефону 01. 2. немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь. 3. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись. 4. Накройте голову плотной мокрой тканью. 5 Дышите через мокрый носовой платок. 6. Сообщите о пожаре соседям, завитее на помощь. 7. Не пользуйтесь лифтом.
Родители, помните: огонь – опасная игрушка для детей! Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас. В случае возникновения пожара немедленно звоните в пожарно – спасательную службу по телефону «01» или «112»