автор:

Болдырев Владимир Анатольевич

Преподаватель ГБПОУ “Краснодарский краевой базовый медицинский колледж” министерства здравоохранения Краснодарского края

Ковалева Марина Андреевна

Преподаватель ГБПОУ “Краснодарский краевой базовый медицинский колледж” министерства здравоохранения Краснодарского края

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА «МАКЕТ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА «МАКЕТ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ  ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В.А.Болдырев, М.А.Ковалева

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

 

Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность. Средние медицинские работники – это самая многочисленная группа специалистов в системе здравоохранения, имеющая возможности для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи.

Одним из таких современных подходов к обучению в сфере медицинского образования является имитационное обучение, способствующее формированию всесторонней, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, обладающей профессиональным творческим мышлением и способной применить полученные знания на практике.

Имитационное обучение – обучение, при котором обучаемый осознанно, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. К имитационным  методам обучения относятся как неигровые методы, так и игровые (разыгрывание ролей, имитационный тренинг и стажировка с выполнением должностной роли).

Такое обучение  существенно меняет роль преподавателя (вместо роли информатора – роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Краснодарский краевой базовый медицинский колледж  располагает развитой материально-технической и учебно-лабораторной базами, кабинетами по ведущим клиническим и специальным дисциплинам.   Освоение профессиональных навыков происходит на новейших обучающих тренажерах, приобретенных при поддержке Министерства здравоохранения Краснодарского края.  В целях совершенствования профессиональной подготовки средних медицинских работников колледж активно применяет новые формы и методы обучения. В колледже организован  учебный кабинет неотложной помощи, оснащенный макетом «машины скорой медицинской помощи» и инновационными тренажерами-роботами:

1.Тренажер для освоения сердечно-легочной реанимации (туловище) со световым контролером для освоения техники сердечно-легочной реанимации взрослого.

2.Тренажер сердечно-легочной реанимации с принтером, который позволяет отрабатывать реанимационные мероприятия и осуществлять их контроль на дисплее и сохраняет их в памяти.

3.Тренажер подростка с индикатором навыков оказания неотложных мероприятий. Индикатор навыков дает ответную реакцию в режиме реального времени на выполнение основных элементов: на объем поступаемого воздуха, продолжительность вентиляции, глубину нажатия и положения пальцев.

Тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой медицинской помощи» предназначен  для отработки практических навыков и командных действий студентов на практических занятиях и учебной практике.

Комплекс представляет собой полноразмерный макет  автомобиля скорой медицинской помощи (Класс «С») с установленной в нем мебелью, оснащенный оборудованием, позволяющим осуществлять нижеперечисленные мероприятия при оказании первой помощи «бригадой» скорой  медицинской помощи на месте «происшествия»:

– диагностику признаков жизнедеятельности;

– проведение сердечно-легочной реанимации в двух режимах;

– оказание первой помощи при переломах, включая наложение шин и фиксирующих повязок;

– транспортировку пострадавшего.

На  тренажерном  комплексе осуществляется отработка практических манипуляций на:

– интерактивном многофункциональном роботе-тренажере подростка:

–  интерактивном многофункциональном роботе-тренажере взрослого человека;

– интерактивном манекене-тренажере для отработки  сердечно-легочной

реанимации с выносным электрическим контролером, настенным табло.

На  тренажерном  комплексе «Макет автомобиля скорой медицинской помощи» возможны следующие  режимы работы:

– состояние клинической смерти со светодинамической индикацией выполняемых мероприятий;

–  состояние клинической смерти с отключенной  светодинамической индикацией выполняемых мероприятий для проведения экзаменов и конкурсов;

– состояние комы;

– оказание первой помощи при переломе костей голени;

– остановка кровотечения из бедренной артерии.

Тренажерный модуль снабжен оригинальным приемным устройством и транспортными носилками. Приемное  устройство предназначено для загрузки (выгрузки) и фиксации в тренажерном модуле транспортных носилок. Транспортные  носилки, установленные на приемном устройстве, снабжены пневматической пружиной для регулировки положения головной и ножной секций, складными боковыми ограничителями, ремнями безопасности, водонепроницаемым матрасом, дополнительными колесами для облегчения загрузки на приемное устройство.

На базе  тренажерного  комплекса «Макет автомобиля скорой медицинской помощи»  в 2017-2018 учебном году проводились мастер-классы, практические занятия со студентами разных курсов и цикловых комиссий клинической направленности  по принципам и методам проведения сердечно-легочной реанимации «пострадавшему» при отсутствии дыхания и сердцебиения с целью привития обучающимся навыков и умений оказания первой доврачебной помощи.

Целями проводимых занятий были:

  • выработать знания и умения  по оказанию доврачебной помощи при  неотложных состояниях;
  • добиться автоматического выполнения манипуляционных технологий,  связанных с оказанием доврачебной помощи при неотложных состояниях;
  • научить анализировать полученную информацию и применять самостоятельные решения;
  • закрепить знания по оказанию неотложной доврачебной помощи с использованием инновационных манекенов.
  • способствовать формированию личности будущих медицинских работников;
  • воспитывать аккуратность, терпение и такт при общении с пациентом, чувство долга;
  • сформировать чувство ответственности за состояние пациентов;
  • воспитать милосердие, гуманное отношение к пациенту.
  • развить клиническое мышление;
  • развивать умения самостоятельной работы;

– развить умения принимать решения и действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за полученный результат.

Интерактивный манекен-тренажер для отработки сердечно-легочной реанимации с выносным электрическим контроллером, настенным табло предназначен для использования на практических занятиях и занятиях по учебной практике для отработки обучающимися навыков оказания экстренной доврачебной помощи — сердечно-легочной и мозговой реанимации (непрямой массаж сердца) и искусственной вентиляции легких методом рот-нос, рот-рот.

Тренажер снабжен выносным электронным контроллером, с помощью которого определяется правильность положения головы, состояние поясного ремня, достаточность вдуваемого воздуха, усилие компрессии, правильность положения рук при непрямом массаже сердца, правильность проведения реанимации одним или двумя «спасателями», состояние зрачков пострадавшего, появление пульса.

Тренажер снабжен настенным электронным табло, на котором изображён торс человека со световой индикацией, отображающей выполнение студентами практических манипуляций по реанимации «пострадавшего».

Анализ прошедшей аккредитации выпускников нашего колледжа показал, что занятия по оказанию неотложной доврачебной медицинской помощи были проведены на достаточном профессиональном уровне, студенты применили полученные знания как на открытых уроках и мастер-классах в колледже, так при прохождении аккредитации. Обучение с применением тренажерного комплекса « Машина скорой медицинской помощи» позволяет более наглядно показать  студентам мероприятия по сердечно-легочной реанимации, оказию помощи при травмах и переломах и других неотложных состояниях.

Таким образом, активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных и общих компетенций, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить правильные решения.

Именно такое обучение, по нашему мнению, переводит обучающегося из пассивного потребителя образовательных услуг в активного творца собственной компетентности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

 

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА «МАКЕТ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО