автор: Мамедалиева Наталья Борисовна

Учитель МКОУ СОШ №6 города Бирюсинска

Метод моделирования как средство формирования компетентности у учащихся

Метод моделирования как средство формирования компетентности у учащихся

 

Коллеги, мы с вами знаем, что для формирования компетентности  и достижения результатов учащихся необходимо создание определенной среды и развитие универсальных учебных действий.  Школьники должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  Вот от слова «МОДЕЛИ» мы и оттолкнемся в нашей сегодняшней беседе, поговорим об использовании метода моделирования на уроках как средства формирования компетентности учащихся.

Моделирование  – это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения.

   Использование метода моделирования позволяет развивать:

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.
  • способствует развитию у ученика мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.   
  • развитию  творческого потенциала.

Моделирование находит широкое применение  не только из-за того, что может заменить эксперимент. Оно имеет большое самостоятельное значение, которое выражается  в целом ряде преимуществ.

  1. по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования;
  2. можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;

Какие же модели, и с какой целью можно применить   при изучении предмета БИОЛОГИЯ? Приведу конкретные примеры…

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

Предметные модели

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

При изучении темы «Строение клетки» можно проводить занятия по моделированию растительной и животной  клетки с использованием пластилина. Этот прием можно использовать как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Подобные задания возможно применять и на других уроках  в 6 классах, что объясняется  психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста. Даже становясь старше дети не отказываются от подобной формы игры. Они играют сами и приобщают нас – взрослых. На мероприятии посвященном Дню Учителя дети на шуточном уроке биологии попросили учащихся (в этот день ими были учителя) сделать цепь питания при помощи пластилина.

После «пластилиновых» работ лучше воспринимается  и теоретический материал.

При изучении темы «Строение цветка», 6 класс, учащимся предлагается создать модель цветка, опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка. В ходе моделирования они проходят несколько этапов деятельности.

Другими словами учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько ученик понимает предмет.

В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, природные материалы и др. При изучении темы «Рост и развитие животных» аппликацией  изготавливаем модели бластулы, гаструлы и нейрулы. Примером предметной модели может послужить  модель принципа  конструктора – пазлы.

Информационные модели

Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала  в виде схем.

В итоге получится структура, которая графически отображает размышления. При построении каждой схемы в неё можно включить следующие аспекты: происхождение понятия; зарождение знания, его развитие, современное состояние; внутрипредметные и межпредметные связи знаний; прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве и т.д.

Данная модель имеет различные названия: схема, интеллект-карта, кластер (прием в технологии развития критического мышления).

Очень эффективно использовать информационные модели при изучении систем и аппаратов органов в 8 классе и Царства Животных в 7 классе, где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, особенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.    

Игровое моделирование.

Хотелось бы вспомнить еще об одном виде моделирования – игровое. В ходе изучения темы детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки,  составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Учащиеся анализируют, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.

При изучении Царства Грибы детям присваивается имя гриба. Ведущий должен собрать в «корзину» грибы одной из групп (съедобные или ядовитые, трубчатые или пластинчатые, плесневые, грибы-паразиты).

Игровое моделирование часто используется и в качестве физкультурной минутки.

В восьмом классе при изучении темы «Ткани и органы» учащиеся, с удовольствием выполняя роль, «клеток» моделируют ткани. Традиционно в конце предметной декады проводим конкурсно-развлекательную программу «В королевстве естественно-общественных наук» на которой игровое моделирование является одним из самых любимых конкурсов учащихся.

Сегодня мы свами займемся моделированием при помощи пластилина. (Приглашаются несколько групп.) Ваша задача слепить цепь питания состоящую из трех (пяти) звеньев. (Кто кого ест.) Чтобы цепь была более полной не забудьте начать с растений. Удачи.

Использование метода моделирования позволяет развивать:

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формировать и развить экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
  • а так же другие универсальные учебные действия.

Созданные модели используются на разных этапах урока: при постановке учебной задачи на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее,  творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.

 

Метод моделирования как средство формирования компетентности у учащихся