автор: Маркеева Анна Геннадьевна

Учитель биологии МАОУ СОШ №5 “НТЦ имени И.В. Мичурина”

Повышение мотивации учащихся к изучению биологии в дистанционном формате

 

 

Повышение мотивации учащихся к изучению биологии в дистанционном формате

Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы

А.П. Семёнов

В современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий изменяются и способы получения и восприятия информации. Особенно хорошо это прослеживается на современном поколении, которое уже с детства получает информацию из различных электронных источников. Интернет – это место проведения досуга, общения в социальных сетях, но также и рабочий инструмент в получении знаний. Образование должно идти в ногу со временем, поэтому в учебном процессе все больше появляется систем для обеспечения доступности учебных и методических материалов.

ЭОР– это хранилище информации, в котором можно найти почти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования. В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5-11 классах электронной базы ресурсов федеральных образовательных порталов, предназначенных для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

Одной из основных целей педагогов в рамках обучения в дистанционном формате является мотивация обучающихся к новой форме обучения. Хотя, скорее всего, новой для учащихся она  и не является. В современном мире именно дети чувствуют себя комфортно в онлайн-среде. Несмотря на это, многие ученики могут встретить ряд вопросов, сомнений и страхов при дистанционной форме обучения. Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционной школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение. Вот на них и следует опираться родителям и педагогам.
Что традиционно мотивирует ребенка в учебе?

  • Хорошие оценки.
    • Одобрение.
    • Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.
    • Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.


В дистанционном обучении есть свои нюансы. Ребенок не может сравнить свои достижения с успехами других детей. Она будто заперта в собственном онлайн пространстве. Единственным критерием ее успешности является результат оценивания учителем. Иногда это просто количество набранных в тесте баллов. Но ребенку важна так же и более развернутая характеристика его ответа. Вот здесь дистанционное обучение имеет значительные преимущества перед обычной школой, где учитель и ученик ограничены временем урока, и учитель просто не успевает дать качественную оценку усилий ученика. В онлайн-школе это возможно. Ни учитель, ни ученик не ограничены во времени. Важную роль приобретает диалог между учителем и учеником. Как письменное, так и устное онлайн-общение. Нужно, чтобы ученик получал качественную обратную связь. Это дополнительно стимулирует его.

Работа в группах дает возможность учителю создать для ребенка ситуацию успеха рядом со сверстниками. Виртуальный ученик может показать себя одноклассникам, поспорить с ними, увидеть и услышать их мнение о своих достижениях в живом общении. Сравнения и соревнования – это одна из традиционных форм мотивации. Часто используется родителями и педагогами стимул в обучении – это страх. Этот метод базируется на том, что ребенок боится, что, не выполнив какую-то работу, получит нежелательные последствия. Допустим, родители лишат ребенка каких-то благ. Не позволят ему играть в компьютерные игры, ограничат его самостоятельность. Это система кнута и пряника.

Страх в какой-то степени мотивирует ребенка. Но это мотивация низкого качества. В этом случае ребенок выполняет задание недобросовестно, не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы не быть наказанным. Страх, материальные стимулы, оценки, прогнозы на будущее, соревнования, борьба за первенство – это факторы внешней мотивации, они нестабильны и часто ориентированы на негативные стороны личности (зависть, тщеславие, жадность).

Стойкий эффект имеет внутренняя мотивация, осознанное и радостное стремление к знаниям, как к источнику бесконечного развития, самореализации, поиска и достижения сопутствующего успеха. Такую мотивацию можно назвать когнитивной мотивацией.

Осознанная (когнитивная) мотивация

В дистанционном обучении главную роль играет когнитивная мотивация. То есть мотивация осознанного действия. Когда ребенок выполняет работу не за страх и не для того, чтобы выделиться из ряда сверстников или получить вознаграждение, а для того, чтобы получить знания. Стать умнее, расширить свои горизонты, подняться в своем личностном развитии. Это наиболее сложная мотивация для ребенка, который еще не осознает себя самостоятельной личностью, не понимает своего места в социуме, не понимает, как знания из биологии или физики могут помочь ему стать успешным и счастливым. Поэтому задача учителя найти эти стимулы. Повысить его мотивацию.
Как это сделать? Это уже вопрос техники, педагогического мастерства, а самое главное в любом учебном процессе поддержания интереса к предмету, который преподается. Очень часто учитель хочет максимального углубления в свой предмет и насыщает уроки лишней и тяжелой информацией. И если на обычном уроке в традиционной школе он может видеть непосредственную реакцию своих учеников и корректировать подачу материала, то в виртуальном – это возможно только постфактум, когда учитель увидит результаты выполнения тестовых заданий. Сложная информация, используемая без учета возрастных и психологических особенностей ребенка, не способствует его внутренней мотивации. Задача учителя – сделать материал максимально доступным. И в то же время интересным, наглядным и стимулирующим к расширению знаний. Всегда более выигрышными являются уроки иллюстрированные и, те, которые побуждают ребенка к сотворчеству, к поиску. Превращают его не просто в поглотителя готовой информации, а в исследователя, который сам открывает законы, производит теории, докапывается до сути. С другой стороны, обучение не может быть постоянным развлечением. Иногда, а точнее часто оно требует усилий (умственных, физических, психологических). И ребенку рано или поздно придется с этим смириться. Чтобы не искать легких путей, не получая никакого результата от просмотра красивых мультиков или веселых картинок.


Факторы, которые могут способствовать мотивации:
• Вера в себя. (Я смогу это! Я достигну высокого уровня! Я заставлю себя это сделать! Я пойду до конца!)


  • Осознание своих способностей как недостаточно развитых. Мое незнание-постоянный стимул к развитию. (Мне еще не удается решить эту задачу, необходимы дополнительные знания! Я еще не умею писать сочинение на должном уровне, но хочу научиться!)

  • Грамотная похвала.


Роль родителей:


Значительное влияние на развитие мотивации обучения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:


  • интересоваться делами, учебой ребенка;

  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, не доработал);

  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

При этом деятельность обучающихся на дистанционном обучении довольна просто и понятна. Виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы: 

  1. поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;

     2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции;

    3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты это быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Обучающие и развивающие игры содержат разнообразные задания, в процессе которых дети развивают пространственное воображение, память и тонкие двигательные навыки. Электронные энциклопедии поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; систему навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности обучающихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов. В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплексы (УМК, мультимедиа курс). Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере.

Уроки в дистанционном формате способствуют организации интересной внеурочной деятельности и внеклассной работе, обеспечению  подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, помогают быстро и объективно проверить знания обучающихся. Ученик может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются системно-деятельностый подход, личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей детей с учетом здоровьесберегающих технологий.

На  сегодняшний день, тема доклада очень актуальна, ведь с началом четвертой четверти школы перешли на дистанционное обучение в связи с профилактикой заболевания короновирусом.

К информационным инструментам, которые применяю в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.

Очень актуально и своевременно стало использование различных дистанционных площадок. На мой взгляд, для уроков в режиме оффлайн – очень продуктивно использовать такие платформы как Якласс; тесты на платформе Дневник.ру, созданные самостоятельно; очень широко применяю сайты Решу ЕГЭ, ОГЭ и ВПР; объяснение тем замечательно раскрывают платформы РЭШ  и Моя онлайн школа.

Использование многих площадок удобно еще и тем, что можно ограничить время выполнения работы, составить разноуровневые варианты контрольных работ. Биологам предоставляется возможность использования виртуальных лабораторий, что очень помогает разнообразить формы уроков и деятельность обучающихся. Онлайн уроки провожу со старшеклассниками на платформе ZOOM, с учениками среднего звена по  SKYPE.

 

Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

 




 

 

Повышение мотивации учащихся к изучению биологии в дистанционном формате