автор: Матц Наталья Васильевна
Преподаватель Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «РУБЦОВСКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
тема: Современные формы и методы профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
Матц Наталья Васильевна, г. Рубцовск
Современные формы и методы профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
В последние годы мы наблюдаем значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании, преступности, токсикомании.
По мнению психологов, в стране неуклонно возрастает количество негативных поступков, которые совершаются детьми. В образовательных учреждениях появляется все больше детей, которые психологи и педагоги называют («трудными»).
Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением, проявляющимся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность.
Невозможно найти человека, не знакомого с проблемой наркомании. Об этом много говорят, обсуждают, предлагают, обвиняют, требуют. К сожалению, сегодня эта проблема вокруг нас. И поражает она вполне благополучные семьи. Чаще всего, родители наркозависимых детей не могут понять и поверить в то, что именно их ребенок столкнулся с этой огромной проблемой. И происходит это по тому, что дети не удовлетворили какую-то свою потребность: либо в покое, либо в любви, либо в чувстве защищенности. Подросток испытывает психологический дискомфорт и приходит, в конечном итоге, к веществам, способствующим улучшению эмоционального состояния. А бывает так, что у ребенка все есть – все радости жизни. Но хочется еще большего, еще чего-то более «крутого». Существуют и другие причины обращения ребенка к наркотикам: – желание повзрослеть; – положительный пример употребления наркотиков в образе любимых героев фильмов, компьютерных игр; – неверное представление подростка в отношении наркотиков; -давление со стороны; -неуверенность в себе; -притягательность секретности; И все эти причины непосредственно связаны с внутрисемейными проблемами. Каждый вышел из своей семьи. И именно в семье в человека закладывается готовность знакомства с наркотиками. И всегда это связано с какими-либо внутрисемейными проблемами.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизненные трудности без употребления ПАВ.
Я являюсь классным руководителем. Профилактика употребления ПАВ обучающихся в техникуме может быть эффективной тогда, когда она осуществляется комплексно и системно. Поэтому начиная с 1 курса, я периодически провожу мероприятия, направленные на профилактику употребления несовершеннолетними психоактивных веществ.
Если подростки будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять ПАВ. В начале учебного года я организовываю экскурсии обучающихся во дворец культуры, театр, центр народных промыслов, краеведческий музей, где студентам предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т.п. (различные альтернативы, которые должны предотвратить употребление психоактивных веществ). Привлекаю учащихся к активному участию в «днях Здоровья», «КВН», различных спортивных соревнованиях на внутритехникумовском и городском уровнях. Большое внимание уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.
Тематика классных часов и бесед
- Учись говорить «нет».
- Где здоровье, там и красота.
- Правильное и неправильное использование медикаментов.
- Употребление табака.
- Алкоголь.
- Токсические вещества.
- Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики.
- Наркотики и закон.
- Что находится на дне бутылки?
- Что такое наркотики.
- Кто сильнее – наркотики или человек.
- Мое тело – моя собственность.
Кроме того, провожу индивидуальные беседы со студентами, требующими особого педагогического внимания.
В своей работе в данном направлении сотрудничаю с врачами и психологами. Врачом из центра здоровья были прочитаны лекции о вреде алкоголизма, курения и наркомании, а психологом проведено анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к алкоголизму, наркомании, были распространены буклеты по данной теме. Как классный руководитель я показываю фильмы и презентации, где наглядно можно увидели влияние ПАВ на организм человека.
Профилактическая деятельность в образовательном учреждении, даже осуществляемая высокими профессионалами с помощью новейших технологий, будет абсолютно неэффективна, если в нее, помимо самих несовершеннолетних, не будут включены родители. Родители осуществляют необходимое профилактическое воздействие на детей за пределами образовательного учреждения. Результат появится в том случае, если и педагоги и родители будут действовать одновременно, достигая единые цели.
Основной формой взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и административно-хозяйственные проблемы. Стоит исходить из потребностей родителей. Все они думают о безопасном будущем своих детей. Вопросы, связанные с риском возможной наркотизации, волнуют абсолютно всех. Привлечь родительскую аудиторию в русло профилактической деятельности можно, лишь обратившись к волнующим их вопросам, дав необходимые знания и навыки профилактической деятельности.
Существенным фактором влияния техникума на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны жизни учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. Из индивидуальных форм взаимодействия с родителями применяются такие, как посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, проведение консультаций по проблемам обучения и воспитания детей.
Родители современных детей находятся в очень тяжелом положении – даже искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков, они зачастую просто не знают, как это делать, не чувствуют и не понимают своих детей. На родительских собраниях провожу беседы и выступаю с «мини-лекциями» по следующим темам:
- Физкультура и спорт в жизни подростка.
- Творчество.
- Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?
- Вредные привычки. Как им противостоять.
- Увлечения и интересы.
- Как разговаривать с подростком на «важные» темы.
- Подростковый возраст: риск первой пробы.
- Как научить сына или дочь говорить «нет».
- Семья – здоровый стиль жизни.
Часто родители по подозревают, что их дети употребляют наркотики, но не знают точно, так это или нет. Многие не знают, что существуют методы определения наркотических опьянений в домашних условиях.
Есть специальные экспресс – методы, которые заключаются в определении наркотиков в моче с использованием «тест -полоски». Методы просты в обращении. Их может использовать любой человек. Эти тесты продаются в аптеках без рецептов. Срок определения нахождения в организме марихуаны до двух недель, а препаратов опия – до пяти дней. С помощью тестов можно выявить употребление наркотиков и своевременно привлечь подростка к лечению, пока у него не появилась, зависимость от наркотика и он не стал настоящим наркоманом.
Весь комплекс мероприятий помогает обучающимся осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получения радости и удовольствия без употребления психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья.
Список литературы
- Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
- С.Б. Белогуров, В.Ю. Клемович. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании – М., 2008 г.
- Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. Психологическая работа с родителями. – М.: Генезис, 2004. – 176 с.
- Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков / Т.И. Петракова. – М., 2000. – 178с.